Top.Mail.Ru
архив

Табачок уже врозь, а сыр еще не распилили

Пищевая отрасль - кладезь старых брэндов. Но ситуация с правами на использование советских марок в разных секторах продовольственного рынка очень разная. Мы попытались составить рейтинг товарных групп по степени упорядоченности прав на торговые марки. В некоторых секторах с правами собственности уже разобрались, в других никак с ними не определятся, а кое-где дележ старых марок еще и не начинался.

1) Табак Все самые лакомые брэнды поделены. Правами на марки "Ява" и "Космос" владеет "ВАТ-Ява", на "Союз-Аполлон" - Philip Morris, на "Приму" - "Лиггетт-Дукат" (передана компанией в управление ассоциации "Табакпром"). Такие марки, как "Астра", "Пегас", "Казбек", "Беломорканал", ни за кем не закреплены в исключительное пользование и выпускаются несколькими десятками фабрик, в большинстве своем - небольшими региональными предприятиями. Монстров отрасли такие дешевые марки не интересуют: "Лиггетт-Дукат", например, прекратил выпуск "Казбека" и "Беломорканала".

2) Шоколад и конфеты Все брэнды закреплены за тем или иным производителем - крупнейшими предприятиями кондитерской отрасли - и используются либо эксклюзивно, либо на правах лицензии.

3) Чай Самые популярные брэнды имеют своих хозяев. "Индийский" (или, как его называют, "чай со слоном") принадлежит компании "Никитин", а "Бодрость" - компании "Русский продукт".

4) Водка Почти все самые известные советские марки ("Русская", "Пшеничная", "Столичная" и другие) в начале 1990-х зарегистрировал на себя "Союзплодоимпорт". После этого у компании началась не завершившаяся до сих пор тяжба с заводом "Кристалл", в процессе которой "Роспатент" принял решение о лишении этих марок права охраны, признав их "видовыми понятиями".

5) Пиво Единственный советский брэнд, который производители пытались поделить между собой (по причине его огромной популярности), - "Жигулевское". В результате тяжбы владельца марки, самарской компании "Жигулевское пиво", с московскими производителями - Останкинским, Бадаевским и Москворецким заводами - "Роспатент" признал брэнд "видовым понятием". Таким образом, сейчас маркой могут пользоваться все желающие.

6) Безалкогольные напитки Пока никто из производителей не попытался заявить исключительные права на использование марок "Тархун", "Буратино", "Дюшес" и "Байкал". Исключение - питерский пивобезалкогольный комбинат "Степан Разин", владелец патента на марку "Колокольчик". Не исключено, что в ближайшее время начнутся споры и по другим брэндам.

7) Мороженое Производители используют около 10 экс-советских марок. Некоторыми предпринимались попытки - пока безуспешные - закрепить за собой отдельные "ударные" брэнды (например, "Айс-Фили" претендует на "Лакомку").

8) Вина Наиболее раскрученный брэнд - "Советское шампанское". Сейчас маркой пользуются "Московский комбинат шампанских вин", "Корнет" и "Очаково", но никто из этих производителей не оформил на нее эксклюзивных прав.

9) Колбасы и сыры Наиболее популярные сорта, известные с советских времен: "Докторская", "Любительская", "Особая", "Чайная" - вряд ли превратятся в торговые марки. Рецептуры всех этих сортов зарегистрированы как ГОСТы и могут быть использованы - разумеется, вместе с названиями - любым мясокомбинатом. Аналогичная ситуация в сыроваренном производстве. "Российский", "Костромской", "Голландский" - это все еще марки общего пользования.

Еще по теме