Top.Mail.Ru
архив

Обмен веществ

На Западе экономика шеринга (англ. share — «делиться») переживает расцвет. Почти четверть населения США, Великобритании и Канады участвует в той или иной форме совместного потребления, будь то аренда комнаты на Airbnb, обмен одеждой на Dressboom или прокат автомобилей на RelayRides.

Там уже поняли: новый тип отношений экономит время, деньги и нервы. В России еще не успели осознать всех преимуществ совместного потребления. Опыт отечественных стартапов SwopShop и Sharyboo доказывает: нам нужно больше времени, чтобы научиться монетизировать свою собственность.

По курсу «свопов»

Три года назад вместе с женой Влад Миронов затеял дома генеральную уборку. Когда он разбирал вещи, ему вспомнилась история, в которой канадский студент, начав обмен с канцелярской скрепки, дошел до целого дома. После мониторинга в Сети Миронов понял, что из множества российских площадок по обмену выстреливают единицы. «Практически все организованы по принципу доски объявлений: нужно выставить свой лот, написать, что хотелось бы получить в обмен и „ждать у моря погоды“, — рассказывает он. — Естественно, процент отклика на такие объявления крайне мал». Тогда Влад запустил свой сервис по обмену вещей — SwopShop.

Петербуржец Владислав Миронов — классический технарь с дипломом СПбГЭТУ. Он начал работать с 4‑го курса — программировал системы связи ОАО «НПП «Дальняя связь». В дальнейшем несколько раз менял место работы — был руководителем проектов в PROMT, Heineken и Philip Morris. В свободное время Влад, как и большинство программистов, подрабатывал на фрилансе. Несколько раз пробовал запустить собственные проекты. Из удачных он называет приложение «Петербург пешком». Зайдя в него, пользователь видел рядом с собой интересные объекты и по каждому из них получал краткую справку, причем без подключения к Интернету. За пару недель в Google Play приложение скачали около 7000 раз, но программист потерял доступ к обновлениям и после череды безуспешных попыток восстановить проект закрыл его.

В 2013 г. Миронов сделал рабочий прототип площадки для обмена вещами — Izkladovki.ru. «Изначальная идея состояла в том, чтобы люди размещали вещи для обмена, а система автоматически помогала им находить, на что можно поменяться, рассылала уведомления о новых потенциальных возможностях для обмена, создавала цепочки из трех и более обменов подряд», — поясняет он. Когда собственный денежный лимит был исчерпан, программист привлек частные инвестиции в размере $150 тыс. Бизнес-ангелу нравилась идея Izkladovki.ru, но смущала ее реализация. Тогда он предложил переиграть: пусть сервис называется SwopShop, а его пользователи продают вещи за внутреннюю валюту, «свопы», а уже на вырученные «деньги» покупают нужный им товар.

Своя компания

В январе 2014 г. сервис заработал официально. «Техническая проблема поиска вещей для обмена отпала, — вспоминает Миронов. — Появилась другая — вопрос доверия. По факту, без наличия в системе уже сформированного сообщества SwopShop являлся просто странным сайтом обмена вещей на никому не нужные фантики. Забрать за „свопы“ чужие вещи хотели все, а отдать свои — не очень». На расширение пользовательской базы у Миронова ушло 4–5 месяцев. Народ привлекали конкурсами — например, за размещение 25 лотов дарили iPod Shuffle, а тому, кто разместит больше всего лотов, — iPad mini. Ценные призы, по словам Влада, решили проблему заполнения каталога, но вопрос доверия к ресурсу по-прежнему оставался открытым — 99% лотов лежало мертвым грузом. Помимо этого, на сайт повалили мошенники, которых приходилось вычислять.

Сейчас на SwopShop сформировалось сообщество из нескольких сотен «старичков», которые пресекают появление мошенников. Всего же на ресурсе зарегистрированы свыше 35 000 человек. Из них порядка 4000 — активные пользователи. За год работы было проведено более 26 000 сделок на сумму 8 млн руб. В прошлом году ресурс SwopShop интегрировался с курьерской службой Paymaster. Но это, как выяснилось позже, была не самая лучшая идея. «Своперы» приходят на SwopShop в целях экономии — им дешевле воспользоваться почтой, чем курьерской доставкой.

Пользователи давно знают друг друга лично. В Москве, например, два раза в неделю организуются общие встречи, на которые приходят более 50 человек за раз. Поэтому людям проще встретиться и собрать общие посылки для пересылки между городами, — объясняет Миронов.

На увеличение аудитории в большей степени, чем Paymaster, повлиял рост курса валюты. Резкого скачка нет, говорит Миронов. Плюс 10% новичков — эта цифра могла быть больше, если бы в России набирала обороты культура совместного потребления. Многие в последнюю очередь задумываются о том, что можно обменяться вещами с незнакомым человеком. «За границей такой обмен работает лучше», — говорит Миронов.

Куда пойдет SwopShop

В США, например, аналогичную модель продвигает сайт Listia.com. В последнем раунде он привлек $9,5 млн. В России, кроме SwopShop, обмен предлагает Sharyboo. «Его создатели явно постарались, — считает Миронов. — Сайт хорошо сделан, но идея содержит признаки тех провальных проектов, которые я изучал на старте. Непонятно, например, как искать владельца вещи для обмена. Объявления могут висеть месяцами, и на них никто не отвечает». Гораздо интереснее, с его точки зрения, развивается другой проект — Darudar.org.

Известность и посещаемость у него повыше, чем у SwopShop. Но у нас модели разные: на Darudar.org вещи дарятся, на нашем сервисе ими меняются, — добавляет Миронов.

В конце прошлого года, когда в SwopShop задумались о монетизации, закончились инвесторские деньги. У Миронова было несколько идей, как заработать. Одна из них — продавать «свопы» за деньги. «Если пользователю немного не хватает накопленных „свопов“ на покупку лота, он может совершить микроплатеж и добрать нужную сумму», — поясняет Миронов. Эта модель, по его словам, работает, только объем «продаж» невысок.

Пару месяцев назад, исчерпав оригинальные идеи, SwopShop включил рекламу. «Она помогает оплачивать серверы, на которых размещается сайт. Реклама могла бы стать источником дохода, но для этого нужно вложить в раскрутку серьезные средства, которых, к сожалению, нет. Сегодня мы думаем, куда двигаться дальше», — признается Миронов. Его не устраивают результаты прошлого года, но растущий интерес пользователей вселяет оптимизм. «Важно разработать такую экономику проекта, чтобы он заинтересовал инвесторов», — добавляет Миронов. Но ответ на вопрос, откуда и в каком количестве появятся деньги, не самая главная проблема шеринг-сервиса. Чтобы он мог приносить хоть какую-то прибыль, ему в первую очередь нужно стать посещаемым.

Вышли в прокат

При идеальном раскладе сайт Sharyboo способен превратить миллионы россиян в «немного бизнесменов». Забытая в кладовке видеокамера может увеличить доход целой семьи на 500–1000 руб. в день, если отдать ее в прокат. Чтобы купленные ради пикника ракетки для настольного тенниса не пылились в гараже, их легко обменять на другой спортивный инвентарь. На велосипеде тоже просто заработать, если предложить его, например, на пару дней туристам. Но прежде чем экономика шеринга войдет в каждый дом, Sharyboo предстоит изменить привычные представления о потреблении и собственности в России.

Андрей Степанчук, основатель Sharyboo, окончил Санкт-Петербургский технический университет по специальности «Инженер-технолог». Сразу после выпуска он устроился в Ленинградское оптико-механическое объединение им. В. И. Ленина. Через год ушел в компанию WeMaTec, занимающуюся дистрибуцией рекламных материалов, на позицию менеджера по работе с ключевыми клиентами. Упорство и желание учиться — к тому времени Андрей прошел курс MBA в Высшей школе экономики — привели к повышению. В 2005 г. Степанчук возглавил отдел по работе с ключевыми клиентами. Чуть позже он познакомился со своим будущим бизнес-партнером Александром Куценко, которого приняли в WeMaTec менеджером. В 2010 г. Степанчук и Куценко начали разрабатывать интерфейсы, сайты и приложения под логотипом дизайн-студии Aidem.

В 2013 г. на празднование трехлетия компании Степанчуку понадобился проектор. Предложения прокатных компаний его не устраивали — нужно было самому ехать в неудобное место, никто не хотел давать устройство на два часа — минимум на сутки. Андрей бросил клич в социальных сетях. За 500 руб. ему сдали проектор на несколько часов, привезли его вместе с экраном, собрали и, когда пришло время, увезли. «Я подумал, что тоже могу давать в прокат кучу всякой техники, которая простаивает дома», — вспоминает предприниматель. Два следующих года он вынашивал идею сервиса, на котором можно обменивать, сдавать в аренду или просто дарить вещи. В 2015 г. Sharyboo стартовал со всего сразу — техника, авто, личные вещи, украшения, мебель, даже животные и друзья напрокат.

На свои же грабли

Основателем проекта считается Андрей Степанчук. В команду также вошли Александр Куценко (в роли главного по интерфейсам) и Владимир Ивахненко (отвечает за программную часть). У каждого из них — по доле в проекте. Всего они инвестировали 1 млн руб. — деньги взяли из оборота Aidem. Весь прошлый год партнеры обкатывали шеринг-модель. «То, что вы видите сейчас, — это урезанная версия будущего функционала, — поясняет Андрей. — Мы хотели понять, насколько аудитория готова выкладывать свои вещи». Оказалась, что готова: на сайте зарегистрировались 800 пользователей из Москвы и Питера. Совсем немного запросов поступает из Белоруссии и с Украины. С апреля на ресурсе было проведено около 100 сделок по обмену и прокату. «Мы видим, что пользователь выказал желание связаться с владельцем, но чем кончилось дело, пока не знаем», — добавляет Степанчук. Текущая версия Sharyboo не позволяет отслеживать статистику завершенных транзакций.

На создание каталога вещей в стиле Avito, где собрано все подряд, Степанчук тоже пошел сознательно. Ему было интересно, какие направления пользуются бόльшим спросом и сколько времени уходит на заполнение каждой ниши. «Это инертный процесс, — признается Степанчук. — Можно долго прождать, когда в каждой рубрике каталога появится нужное количество вещей или инвентаря. Уже прошел год, а во многих категориях до сих пор сложно найти вещи в прокат». Пришло время работы над ошибками. Этой весной проект будет перезапущен: на новом Sharyboo изменится все — интерфейс, каталог, принцип поиска...

Каталог будет переориентирован на наиболее популярные в совместном потреблении направления, как то: спортинвентарь, электронная и бытовая техника, фото- и видеоаппаратура, вечерние, свадебные платья и тематические костюмы, нумизматика, а также все, что связано с игровой тематикой — приставки, консоли, игры. Единственное, что останется прежним, цена проката — 5–10% от стоимости вещи. Отдельно Sharyboo работает над вопросом сохранности вещей. Уже сейчас на ресурсе можно скачать форму гражданско-правового договора. «В будущем мы планируем ввести опцию страхования прямо на сервисе. Самое сложное в задаче — договориться со страховыми компаниями. Это непросто, но возможно», — поясняет Степанчук.

После запуска новой версии Sharyboo он намерен искать частных инвесторов. По его приблизительным расчетам, к концу 2016 г. аудитория может достигнуть 5000 пользователей. Если это произойдет, Sharyboo сможет выйти на оборот в 500 000 руб. в месяц. Чтобы привлечь инвесторов, предприниматель разработал несколько схем монетизации сервиса. Первый способ, он же самый простой, — контекстная реклама. Баннеры, по его задумке, будут вести на представленные на сервисе карточки прокатных компаний. Другой вариант — модель SaaS. Она тоже призвана облегчить жизнь прокатных компаний. Вместо того чтобы самим покупать и обслуживать сайты, они смогут воспользоваться функционалом Sharyboo по ежемесячной подписке, а именно — отслеживать популярные запросами пользователей, рассылать рекламу потенциальным клиентам и коммуницировать с ними прямо на площадке.

Несмотря на оптимистичные прогнозы, перед Андреем Степанчуком стоит сложная задача — изменить потребительские привычки россиян. «Наш менталитет действительно тормозит развитие культуры совместного пользования, — признается он. — Россияне на последние деньги берут в кредит машину, даже если она нужна им только по выходным. Поэтому не стоит ждать, что share economy начнет развиваться по щелчку. Должно пройти время, чтобы люди осознали — эффективнее взять в прокат или обменять, чем покупать очередную вещь».