Top.Mail.Ru
архив

Очередная AVVA

НАШИ замечательные металлурги, как известно, рвутся на внешние рынки и очень не любят антидемпинговых процедур. Ни по алюминию, ни по стали. Свои интересы они лоббируют довольно мощно, но прекрасно понимают, что, вступая в ВТО, нельзя добиваться односторонних уступок. То есть чтобы им облегчили выход на рынок туда, а сюда доступ не открыли. Понятно, что это палка о двух концах. Однако приходится идти по краю. Причем металлурги диверсифицируют свой бизнес. Они хотят идти в розницу, поэтому полезли в автопром, поскольку именно эта отрасль – их основной потребитель и по цветным, и по черным металлам. Понятно, что сам по себе автомобиль – это мультипликатор для всех ведущих отраслей: и для нефтехимии, для металлургии. Однако есть возражения против результатов, достигнутых борцами за славу отечественного автопрома. Как известно, последний раз рынок закрывали в 1994 году, когда Владимир Каданников – в то время глава «АвтоВАЗа» – пролоббировал это мероприятие. Тогда сильно повысили ввозные пошлины, поскольку самым сильным конкурентом «АвтоВАЗа» действительно были подержанные иномарки, которые в больших количествах ввозились в страну. Сейчас всех напугали тем, что в Европе будет производиться выбраковка машин плохого технического состояния. Но, с другой стороны, в России продаются автомобили (если они, конечно, легально продаются), которые прошли нормальную предпродажную подготовку и имеют свой собственный, довольно строгий сертификат. Он выдается на два-три года и гарантирует, что этот автомобиль, купленный в Европе, будет функционировать по меньшей мере как российская «десятка». Еще одно возражение заключается в том, что введение пошлин на подержанные автомобили как раз не ссорит нас с производителем, поскольку импорт подержанных машин – частный бизнес. Эти старые машины уже были проданы мировыми концернами, и они им неинтересны. Вот если бы ввели пошлины на новые автомобили, то тогда возникли бы проблемы. Но на новые-то машины пошлины повышать побоялись – даже несмотря на то, что у последней марки «Жигулей» есть соперники-одноклассники. (Речь, например, идет о «Шкоде», а значит, и о «Фольксвагене», с которым нам не хочется ссориться в рамках наших шашней с ВТО и Евросоюзом. А вот с частными извозчиками ссориться можно.) Пошлина почти в $3 за кубический сантиметр – это действительно запретительная мера. И как потребитель, я конечно же не поддерживаю этого решения, потому что оно лишает меня права выбора. Вот, например, я должен заплатить за семилетний трехлитровый «Мерседес», который в любом случае предпочтительнее новых «Жигулей», пошлину почти в $9 тыс. Это уже никуда не годится. С другой стороны, будучи жителем России, я совсем не хочу, чтобы захлебнулся экономический рост, и хорошо понимаю необходимость автомобилизации всей страны. Еще я хорошо понимаю, что надо снижать пошлины на комплектующие детали и на ввоз передовой техники. Потому что автомобильная промышленность в стране есть не тогда, когда умеют делать автомобили, а тогда, когда умеют строить автомобильные заводы. У нас, к сожалению, не умеют строить автомобильные заводы – в этом, собственно, и проблема. Некий опыт в стране, к счастью, есть: завод в Калининграде, «Красный Аксай», контракт с GM на 75 тыс. довольно неплохих автомобилей, который подписал Каданников. Если привлечь еще инвестиции, тогда, быть может, «Жигули» станут немножечко лучше. И тогда мне, возможно, уже не будет так обидно, что я не могу купить подержанный «Мерседес» или «Ауди». Кстати, когда выбирают не «десятку», а новую «УзДЭУ» – это еще один пример конкуренции. Есть, конечно, за что поругать наш автопром. Хотя, с другой стороны, свой бизнес лоббируют все: нефтяники, угольщики, ЕЭС, МПС. Просто плохо, если рынок закроется и ничего не будет происходить. Не будет инвестиций, перевооружения, не будут запускать новые модельные ряды, а все заводы останутся на уровне «шестерок» и «семерок». Та же «десятка» по меркам современного автомобильного рынка не Бог весть что. Закрыть рынок всегда очень просто – этот шаг большого ума не требует. Не хочется только получить очередной Всероссийский автомобильный альянс. И старую «Ауди» отберут, и «Шеви-Ниву» не предложат купить. Вот это будет по-настоящему плохо.