Олег Жуков: юридичеcкая жесткость и культурная мягкость

13.12.202416:55

Учредитель юридического бюро «Defence» Олег Жуков решил создать благотворительный фонд. Для юриста, занимающегося расследованием жестких корпоративных конфликтов и преступлений, это довольно неожиданное решение. О том, из чего состоит этот путь, как происходит «трансформация в меценаты» и какие трудности встречаются на этом пути, журнал «Компания» поговорил с меценатом Олегом Жуковым

Ваш последний масштабный проект — это мероприятия в рамках 1000-летия Суздаля. Они закончились или ещё продолжаются? Каковы их итоги в культурном плане?

— В Суздале в этом году у нас было три проекта: выставка художницы Ирины Затуловской, финансирование археологических раскопок, выставка работ Бориса Кустодиева в Суздальском кремле. Два из них закончились, один только откроется 14 декабря.

Оба проекта (выставка Затуловской и археологические раскопки) имели огромный успех! Я считаю, что это благодаря в первую очередь людям, которые их осуществляли. Ирина Затуловская — прекрасный современный художник, очень интересный человек. Куратором выставки была Марина Лошак. Археологическими работами руководил академик Николай Андреевич Макаров. Весь Суздаль стал площадкой для работ. Удалось найти редкие захоронения, открывающие новые знания о становлении Владимиро-Суздальского княжества.

Третий проект откроется в Суздальском кремле 14 декабря и будет посвящен Борису Кустодиеву. Благодаря стараниям директора Владимиро-Суздальского музея Екатерины Проничевой удалось собрать много работ Кустодиева со всей России. Надеюсь, гости по достоинству оценят эту выставку.

еще по теме:
Олег Жуков: «Мы поддерживаем живых»
Почему благотворительным проектам в области культуры пора идти из столиц в небольшие города и каково работать с известной современной художницей Ириной Затуловской
Олег Жуков
В каких проектах вы в настоящий момент участвуете? Почему выбор пал именно на них?

— Мы каждый год на протяжении длительного времени поддерживаем различные проекты. В 2024 году было 4 проекта на общую сумму более 25 миллионов рублей. Но с 2025 года мы решили создать фонд, который профессионально бы занимался бы поддержкой проектов в области истории и искусства. Выбором проектов, проведением выставок, лекций будут заниматься сотрудники фонда. Таким образом, мы решили вывести поддержку на профессиональный уровень. Неизменным останутся гранты, но выбирать, кому их выделять, будет уже совет фонда.

Как вы планируете формировать совет фонда. Будете приглашать кого-то из знаковых персон?

— Безусловно, в совет фонда приглашены уважаемые и заслуженные специалисты: искусствоведы, историки, археологи, методисты по организации учебных программ. Фамилии этих людей я сообщи при открытии фонда. Сейчас стоит вопрос о поиске помещения для фонда. Хотелось бы, чтобы это уже было бы здание с историей. Мы готовы отреставрировать помещение, есть интересные предложения от архитекторов как удачно использовать дворовые пространства,  вписать их в городскую среду. 

Не могли бы вы кратко рассказать о своем «пути мецената». Вы сами как его оцениваете? Есть в нем нетипичность? Для этого нужно какое-то особое внутреннее состояние?

— В сложные времена особенно хочется заниматься чем-то красивым и созидательным. Именно таким и является искусство. С 2018 года мы делали или поддерживали различные проекты Третьяковской галереи, музея Росфото, музея Алабина и тд. 

Общаясь с коллегами, которые являются руководителями и собственниками крупных корпораций, а теперь еще занимаются искусством, я понимаю, что для этого надо просто морально созреть. Быть готовым тратить деньги на искусство, не ожидая какой-либо отдачи. К примеру, недавно был сформирован очередной рейтинг юристов «Pravo-300». Не знаю, кто в нем сейчас участвует и зачем. Для меня лучший рейтинг, это когда приходишь в Третьяковскую галерею, а там среди спонсоров есть твоя организация и твои коллеги-юристы. Это действительно показатель зрелости, надежности и профессионализма. А рейтинг «Pravo» — это скорее праздник тщеславия юристов для юристов. В прошлом веке были модны красивые визитки, корпоративные календари и кружки с символикой. Сейчас дарить такое считается дурным вкусом или шуткой. Думаю, что пройдет время и среди юристов будет почетно помогать кому-то, а не тратить деньги на ненужный список «лучших».

В рамках проектов вы даете возможность получить большую известность не только спонсируемым, но и себе — это же обоюдный процесс. Как вы оцениваете, кто больше выигрывает? Или к таким проектам слово «выигрыш» неприменимо?

— Спонсируя выставки живых художников, фотографов, мы даем им шанс напомнить о себе миру. Все наши мероприятия широко освещаются в СМИ, в их открытиях участвуют звезды, кураторы, талантливые люди. Все это приносит потрясающий результат как для автора, так и для зрителя. Для себя я не вижу какую-то материальную выгоду. Скорее, дело в огромном моральном удовлетворении от возможности быть причастным к чему-то великому.

Что сейчас интересно — сотрудничество с известными площадками, сотрудничество с известными художниками или сотрудничество под интересную/ важную идею? То есть что первично при выборе: человек, площадка или идея?

— Знаете, все перечисленное не взаимоисключающие, а скорее слагаемые успешного проекта.

Нет ли желания самому поучаствовать в творческом проекте?

— Нет, я все же юрист, человек прагматичный и отлично понимаю, что творческих начал в плане искусства мне Бог не дал.

еще по теме:
Резонансные дела не могут «замылить»
О том, как создать нишевое юридическое СМИ, какая специфика в его деятельности, почему до сих пор работают «письма в редакцию» рассказывает издатель Legal.Report Олег Жуков
Олег Жуков
Как вы выбираете, что спонсировать? В этом есть спонтанность? Какова доля управляемости в этом процессе?

— Их находит наш куратор. К сожалению, в этом процессе есть спонтанность. Как я уже говорил выше, пора взрослеть. И именно по этой причине мы решили создать фонд как структуру.

Если ваш куратор предлагает проект, который вам не нравится, но у него большой потенциал паблисити, что вы делаете?

— Безусловно, прислушиваюсь к мнению специалиста. Опыт показал, что это правильно.

Вы наблюдаете вовлеченность своих друзей и коллег в ваши проекты? Кого-то это еще зацепило? Кто-то ждёт новых мероприятий?

— У нас уже сформировался небольшой круг, человек 50 друзей, которые регулярно приезжают на открытия наших выставок. Все эти люди очень занятые, но то, что они находят в своем плотном графике время для посещения наших проектов, говорит о том, что им это нравится, «зацепило».

Есть ли чувство сопричастности?

— Конечно, есть! Это потрясающее чувство. Созидать что-то красивое, открывать новое, чтобы показать людям. Это то, ради чего и стоит этим заниматься.

Как складываются отношения с «подшефными» творческим людьми в период проектов? И какими они остаются после завершения совместных проектов — ситуация «поработали и до свидания» или «друзья навек»?

— Творческие люди очень сложные. Это их сильная и слабая сторона одновременно. Но практически со всеми мы сохранили добрые отношения, общение продолжается и после завершения проекта.

Какие вы видите пути развития — в сторону масштаба или всё большего углубления в одну какую-то тему? Например, у Вас был проект в рамках 1000-летия Суздаля, а возможно ли взять патронаж над всеми культурными проектами одного небольшого городка? Вы думали над этим?

— Ориентиром в плане построения работы, финансирования проектов для меня является «Благотворительный фонд Владимира Потанина». Безусловно, мы не можем позволить себе те объемы инвестирования проектов, как это делает один из самых богатых людей России, но стремиться к этому должны.

Хочу еще раз вернуться к теме фонда. Я пригласил талантливых людей для его организации, талантливых архитекторов. Сейчас разрабатывается проект о вовлечении дворов как локаций для проведения лекций, встреч. Планируется открыть творческие мастерские и многое другое. Вписать все это в городскую среду, сделать Москву еще более открытым и комфортным городом. Я родился, вырос в Москве и действительно считаю этот город самым лучшим на земле — по уровню комфорта и удобства для проживания его трудно с чем-либо сравнить.

Работа по созданию фонда ведется. В качестве концепции фонда, я вижу занятие историей России. Фонд продолжит спонсировать археологию. Также планируется проведение лекций, обучающих программ для детей. Создание выставок, где будут переплетаться история, современное искусство и новейшие интерактивные технологии. Результатом должно стать полное погружение посетителей в историю, в то, что происходило много веков назад. При этом главным принципом должно остаться то, что история все же наука, и мы не уходим в политику. Например, на этой территории жили печенеги. Точка. Просто факт. Дальше история и предметы их быта, культуры, религии.

Какую динамику вы видите по отношению к себе 5-летней давности и нынешнему в связи с меценатством? Изменилось ли отношение? Не повредил ли имидж вальяжного мецената имиджу жесткого профессионала? Тут нет конфликта?

— Я продолжаю руководить крупной юридической компанией «ТМ Дефенс». У нас по-прежнему идут сложные дела, которые освещаются в СМИ, имеют общественный резонанс. Как-то случайно узнал, что наши практики рассматриваются в качестве учебного пособия для практикующих юристов. Не скрою, это приятно. Жесткость в работе остается. Я по-прежнему требую от юристов соблюдения сроков, результатов. Работа над созданием фонда, спонсорство искусства как раз является отдушиной от постоянного стресса, в котором находятся болеющие за результат юристы.