Top.Mail.Ru
бизнес

Мастера доставки

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

В первый день самоизоляции в марте 2020 спрос на доставку еды вырос в 20 раз. Это было только начало. По данным «Яндекс.Маршрутизации», до пандемии на рынке доставки присутствовал только каждый пятый бизнес из FMCG-сектора, сегодня эту опцию внедрила каждая третья компания. Потребительский бум периода карантина вызывал ответную реакцию рынка логистических услуг — он демонстрирует хорошую динамику, а «охотники за головами» активно ищут специалистов. Ведущие финансово-промышленные группы уже дополнили свои экосистемы логистическими подразделениями («Сберлогистика», «Сбермаркет», «Яндекс.Доставка», 5Post, Delivery Club и др.). Журнал «Компания» разбирался, как трансформировалась профессия логиста, и почему она станет одной из самых востребованных в будущем.

Данил Шелехов — руководитель логистической платформы Яндекс.Маршрутизация

Логист — это человек, который организует и контролирует транспортные потоки компании, включая доставку от места производства или дистрибуции до конечного клиента. Логистика сегодня решает высокоинтеллектуальные задачи, сложность которых повышается с каждым днем за счет усиления конкуренции в разных сегментах. Чем больше обещает бизнес пользователям, тем больше операций приходится выполнять логистам. Появление новых схем доставки, увеличение объема заказов и внешние факторы требуют от логиста освоения новых автоматических платформ и инструментов, что делает специалиста похожим на диспетчера космодрома, контролирующего сложные и высокоточные операции.

Обязанности логиста

  • Распределение заказов и построение маршрутов доставки.

Логисту нужно распределить товары между имеющимся транспортом с учетом веса и габаритов заказов и машин и несовместимых заказов, которые нельзя грузить вместе.

Построение маршрутов представляет собой не только путь от точки A до точки B, хотя бы потому, что количество точек на одном маршруте может превышать количество букв в алфавите. Логист должен учесть ситуацию на дорогах, специальные зоны обслуживания, штрафы за опоздания и временные окна, в которые клиент может принять заказ.

  • Мониторинг выполнения заказов.

Специалист в режиме реального времени собирает данные от курьеров, выполняющих маршрут, и следит за основными метриками качества доставки.

  • Разработка и запуск новых видов доставки.

По данным Data Insight, более 60 % компаний предлагают не один, а два-три вида доставки на выбор. Чем больше разнообразие вариантов, тем сильнее конкурентные преимущества бизнеса. Даже самый популярный способ — доставка курьером — имеет несколько разновидностей, каждая из которых требует от логиста разных действий. Так, при доставке на следующий день задача заключается в построении плотного, но выполнимого маршрута, чтобы сделать доставку дешевле. А при экспресс-доставке за 15 минут цель логистики прямо противоположная — маршруты курьеров должны состоять всего из двух-трех точек.

  • Создание экосистемы цепи поставок.

Крупные производители FMCG-продукции чаще всего организовывают поставки до ретейлеров силами транспортных компаний и 3PL-провайдеров, количество которых может доходить до нескольких сотен. Задача логиста заключается в том, чтобы настроить взаимодействие с каждым из них — состыковать разные интерфейсы, выбрать формат обмена информацией, проконтролировать поставки и решить спорные ситуации.

  • Настройка сквозных процессов.

Логистика давно вышла за пределы стандартного процесса по организации транспортных потоков. Помимо самой доставки логисты задействованы и в смежных бизнес-процессах. К примеру, некоторые ретейлеры подключают логистику еще на этапах формирования и сбора заказа.

Цифровизация: сегодня и завтра логистики

До недавнего времени логиста было логичнее посадить в один кабинет с бухгалтерами и юристами, чем с айтишниками. Новые требования и подходы к доставке создали необходимость в автоматизации процессов, что сделало профессию логиста похожей на IT-специалиста, который координирует работу разных систем — TMS, WMS, Yard Management и другого логистического ПО. В конечном счете это приведет к тому, что формат работы «логист-курьер» в ближайшее время изменится на «логист-система-курьер».

Чаще всего логисты осваивают новые программы сразу «в полевых условиях». Многие вендоры — поставщики логистических систем — имеют стандартные программы обучения и поддержки своих пользователей. При этом речи об отказе от стандартного освоения профессии в учебных заведениях не идет — логисту всё так же нужны глубокие знания об основах специальности.

К вершинам профессии

В зависимости от опыта и специализации логист может работать как на стартовых позициях вроде диспетчера или оператора склада, так и на высоких — в аналитике и управлении цепями поставок.

Основные требования, которые предъявляют к логистам:

  • Аналитическое мышление.

Логист может сократить издержки с помощью оптимизации использования транспорта либо за счет правильной комбинации своих и наемных ресурсов. Для этого ему нужно изучить и проанализировать большое количество отчетов и историй доставок, чтобы определить слабые стороны и предложить пути их оптимизации.

  • Навыки маршрутизации.

Маршруты могут строиться вручную или с помощью алгоритмов. Главные требования к их построению — сокращение стоимости доставки и оптимальное использование имеющихся ресурсов.

  • Высокие коммуникативные навыки.

Разрешить спорную ситуацию с клиентом, убедить водителя поехать по «нелюбимому» маршруту, регулярно быть на связи с курьерами — для этого логист должен уметь находить индивидуальный подход к людям и вести сложные переговоры.

  • Опыт работы с TMS и другими логистическими системами.

TMS (Transport Management System) — это система управления грузоперевозками, которую внедряют у себя многие ретейлеры, чтобы эффективнее контролировать логистику. Помимо нее существует множество программ — к примеру, WMS отвечает за работу склада, а Yard Management управляет складским двором.

  • Взаимодействие с подрядчиками.

Логисту нужно уметь выбирать надежных партнеров, с которыми он договорится об обмене информацией о важных параметрах качества доставки.

  • Терпение и выдержка.

Ведь даже использование программ не гарантирует простоту в построении маршрутов и организации поставок. Грамотный логист будет вручную задавать разные параметры алгоритму, чтобы вместе с ним искать оптимальный вариант.