Top.Mail.Ru
архив

Осеннее обострение алчности

Решение депутатов перенести на год вступление в силу Закона об автогражданской ответственности стало причиной громкого политического скандала. Неожиданное намерение народных избранников отсрочить уже действующий закон поставило в тупик не только страховые компании и правительство, но и массы автовладельцев, уже застраховавших или намеревающихся застраховать свою ответственность (напомним, что на сегодня полисы ОСАГО уже приобрели около пяти миллионов человек). «Закон уперся в предвыборный год – его надо было принять гораздо раньше, в 2000-м», – считает генеральный директор СК «Согласие» и бывший президент Российского союза автостраховщиков Игорь Жук.

Беспокойство страховщиков более чем понятно: не исключено, что уже завтра может произойти всплеск судебных исков по возврату денег тем законопослушным автовладельцам, которые успели приобрести полис ОСАГО. А те, кто намеревался застраховаться в ближайшее время, передумают и лишат компании запланированного дохода. По мнению заместителя генерального директора группы «АльфаСтрахование» Владимира Сорокина, «популистские решения такого рода вообще крайне опасны, с таким же успехом можно требовать отмены штрафов за нарушение правил дорожного движения, регистрации автомобилей, лицензирования коммерческой деятельности или отказа от коммунальных платежей – все это требует привлечения дополнительных средств населения».

Впрочем, страховщикам совсем не к лицу возмущаться очередным «скандалом в благородном семействе». Ведь не далее как весной 2002-го лоббирование профессиональным сообществом злополучного Закона об ОСАГО и действующих на настоящий момент тарифов проходило более чем откровенно. В Думе рассказывают, что иные страховщики, пренебрегая всеми неписаными правилами парламентского лоббирования (переговоры ведутся с руководителями фракций, а пропорциональная количеству голосов оплата происходит после прохождения законопроекта), отоваривали отдельно взятых депутатов задолго до голосования. Теперь лоббисты стали жертвами собственного рвения. Часть депутатского корпуса посчитала, что платежеспособный клиент способен раскошелиться дважды.

Между тем страховщики, а заодно с ними и миллионы автовладельцев, могут особо не волноваться. По мнению сенатора Ильи Ломакина-Румянцева, действия депутатов просто обречены на провал: с вероятностью в 90% закон не выйдет из стен Думы, потому что за оставшееся до выборов время его чисто технически не успеют обсудить (второе чтение намечено на конец ноября). Но даже если это каким-то чудом произойдет, депутатскую инициативу с той же вероятностью в 90% не пропустит Совет Федерации. И уж в крайнем случае на ней почти наверняка поставит крест президент. При этом сенатор отмечает, что истеричные действия думцев могут в дальнейшем помешать разумно отнестись к самому Закону об ОСАГО: осуществить мониторинг действия закона, своевременную корректировку тарифов и прочее.

По-видимому, и сами депутаты не очень-то верят в возможность отмены и переноса ОСАГО. Они действуют скорее по инерции, по принципу «стимул-рекция-стимул», инстинктивно ожидая, что привычный «стимул» в очередной раз им обеспечат страховые лоббисты. Столкнувшись со столь необузданной жадностью, остается только развести руками и согласиться с теми здравомыслящими политиками, кто предлагает проводить думские выборы не раньше, чем в феврале. Зима, как известно, не время для «привычных обострений».

Еще по теме