Острая кадровая недостаточность: как нехватка людей становится главным риском для промышленности
В 2024 году многие предприятия сталкиваются с реальным риском остановки производства из-за нехватки персонала. Попытки повышать зарплату уже не дают прежних результатов: этим заняты все, а многие отрасли и так работают на грани рентабельности. В этой ситуации многие предприятия идут на разные меры — от приема на работу судимых и неквалифицированных сотрудников до занятий урбанистикой и пристального изучения меню в корпоративной столовой.
В конце марта Банк России указал в своем релизе, что главным ограничением российской экономики остается дефицит кадров. «Дефицит трудовых ресурсов — главное ограничение для расширения выпуска товаров и услуг. При этом жесткость рынка труда вновь усилилась. Безработица обновила исторический минимум», — отметили в ЦБ.
По данным Росстата, безработица в России в январе 2024 года составила 2,9% после зафиксированных в декабре прошлого года 3%. Таким образом, в январе безработица вернулась к исторически минимальному уровню за весь период существования современной России (по данным наблюдений с 1991 года), державшемуся в октябре — ноябре 2023 года. До этого в течение трех месяцев — с июля по сентябрь — безработица находилась на уровне 3,0%.
Всадники трудового апокалипсиса
По данным исследования hh.ru, у кадрового голода несколько причин:
демографический кризис — рынок труда к 2030 году покинут 7–8 млн человек, а выйдет на него 7 млн;
снижение количества трудовых мигрантов. В первом полугодии 2023-го в РФ для работы въехало на 40% меньше человек, чем в первом полугодии 2022 года;
отток талантов за рубеж. В 2022-м из России уехали ~700 тыс. человек, из которых вернулись, по разным оценкам, 15–50%;
структурные изменения экономики — ВПК и строительная индустрия являются центрами притяжения рабочей силы;
частичная мобилизация;
избыточная смертность — за 2020–2021 годы умерло на 1,2 млн больше, чем за предыдущие два года, в том числе из-за пандемии.
Сейчас в правительстве рассматриваются изменения в регулировании, которые позволят «задействовать резервы рынка труда». По словам источника «Ведомостей», одна из обсуждаемых инициатив — смягчение подходов к сверхурочной работе. Это позволило бы временно улучшить ситуацию с кадрами, при этом необходимо обсуждать этот вопрос с профсоюзами и работодателями.
Также Российский союз промышленников и предпринимателей направил в Минтруд и Минэкономики пакет примерно из 40 предложений для решения проблемы дефицита кадров. Инициативы включают меры по «снижению барьеров при трудоустройстве и увольнении сотрудников».
Свои предложения в конце февраля направляла в правительство и «Деловая Россия». Речь идет об инициативах, связанных со снятием действующих ограничений для иностранных работников, а также мерах по субсидированию модернизации предприятий, привлечению к труду пенсионеров и подростков.
Зарплатный аукцион
По данным лаборатории конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е. Гайдара, в январе 2024 года о том, что кадровый голод ограничивает выпуск продукции, говорят уже представители 53% промпредприятий. Самым популярным способом решения кадровых проблем при этом остается гонка зарплат — участвовать в ней планируют 80% предприятий.
«Столкнувшись с ограниченным числом кандидатов на рынке, компании вынуждены индексировать зарплаты. Причем не на привычные для нас 6–8%. В пиковых условиях цифра доходит до 30%, особенно если говорить о проектной работе на несколько месяцев», — соглашается Любовь Смирнова, руководитель направления массового подбора персонала агентства Manpower.
«Сейчас на рынке происходит гонка заработных плат, на которую предприятия решаются из-за того, что альтернативой является остановка производства. При этом, по сути, промышленность вынуждена конкурировать с другими возможными жизненными выборами, например службой по контракту, а она задает очень высокую планку по объемам вознаграждения», — говорит Алина Уварова, директор по консалтингу, руководитель практики «Вознаграждение и мотивация персонала» «ЭКОПСИ Консалтинг».
«В ключевых отраслях промышленности растут как конкуренция за кадры, так и уровень зарплат. В строительной отрасли уровень конкуренции за кадры вырос на 30% год к году, зарплаты выросли на 23%. На производстве уровень конкуренции за кадры вырос на 27%, зарплаты — также на 27%. В логистике конкуренция за кадры выросла на 17%, зарплаты — на 37%. Промышленность часто сталкивается с конкуренцией за кадры со стороны компаний цифровой экономики. Например, на специалистов в области упаковки, складской деятельности и логистики претендуют также компании сферы e-commerce», — уточнил директор по продажам «Авито Работа» Роман Губанов.
При этом в промышленности, для которой важны квалифицированные рабочие руки, намерены увеличивать зарплаты в первую очередь кадровым работникам и отдавать приоритет «удержанию на предприятии уже имеющихся рабочих, а не поиску новых. Пользуется популярностью переобучение уже имеющихся рабочих и поиск будущих квалифицированных работников среди выпускников средних специальных учебных заведений — предприятия пытаются привязать к себе учащихся этих заведений еще до выпуска и избежать их свободного попадания на российский рынок труда», — заключили авторы исследования «Авито Работа».
О беспрецедентно сложной ситуации на кадровом рынке говорят профильные площадки, занимающиеся подбором кандидатов. «Непропорционально растет число вакансий, за период с конца 2021 по конец 2023 года оно выросло примерно в два раза. Число резюме при этом выросло всего на 8%. Дефицит автоматически приводит к росту зарплат, и мы видим, что в прошлом году реальные зарплаты выросли почти на 8%, что значительно быстрее роста производительности труда. Главная причина дефицита кадров — демографическая „яма“ 1990-х годов. Среди других факторов — снижение числа мигрантов, отток кадров за рубеж и прочие. Сейчас в экономике не хватает 1,6 млн человек, и, по прогнозам, к 2030 году дефицит вырастет до 2–4 млн человек», — сказал директор по работе со стратегическими клиентами hh.ru Никита Бугров.
Даже те соискатели, которые есть, снижают свою активность поисков. «Активность поисковых запросов по слову „работа“ в разных сочетаниях снизилась в 2023 году на 35%. Высока конкуренция за молодых социалистов, даже студентов», — добавил Роман Губанов из «Авито Работа».
Токари и тиктокеры
К демографическим проблемам прибавляется «поколенческий» фактор. Во всех отраслях экономики растет число «зумеров» — людей, которые родились после 2003–2004 годов и всегда жили в мире гаджетов и социальных сетей. Что еще более важно, они не застали в сознательном возрасте ни хаос 1990-х, ни сложные периоды 2000-х и не считают привилегиями вовремя выплачиваемую зарплату или постоянный доступ к качественным продуктам питания.
В целом концепция «Жить, чтобы работать, работать, чтобы жить» им не близка. «К очевидным вызовам, с которыми приходится сталкиваться HR, такими как демография, миграционные процессы, добавляются изменения в менталитете: люди больше ценят свое время, соблюдают баланс между личной жизнью и работой, так что формула „больше поработаешь — больше получишь“ теряет эффективность в качестве инструмента мотивации», — говорит Наталья Малеева, директор по работе с персоналом «Северстали».
Кроме того, престиж рабочих профессий, о котором пеклись управленцы времен СССР, за последние десятилетия упал ниже некуда. Над этим иронизировала в 2022 году компания «Технониколь», запустившая вирусную рекламную кампанию, посвященную программе обучения инфлюенсеров производственным профессиям и создание из них «ТикТокарей».
Оставив за рамками вопрос, насколько уместен был этот юмор в сложный для многих людей период, сейчас промышленность действительно готова бороться за умы молодежи.
При выборе желаемых сфер для работы 39% респондентов от 18 до 25 лет отметили отрасли промышленности и производства, но только 5% опрошенных считают профессию наиболее привлекательной по уровню дохода, сообщил Роман Губанов из «Авито Работа».
«Всем участникам рынка промышленности необходимо совместными усилиями работать над повышением престижа рабочих профессий. Активно использовать механизмы рекламы и продаж для привлечения внимания к вакансиям компании», — отметил Алексей Зуев, руководитель по управлению персоналом «СИБУРа».
«Для многих соискателей ключевым является не только сама профессия, но и возможность обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Однако в целом по рынку прослеживается тенденция популяризации рабочих профессий. Соискатели меняют свое отношение в лучшую сторону», — отметила Любовь Смирнова из агентства Manpower.
Производственная эмансипация
Очевидно, что бесконечно участвовать в гонке зарплат промышленность не может, ресурсы ближнего зарубежья по снабжению России кадрами также ограничены. Кроме того, сначала пандемия, потом вспышки ксенофобии, связанные с преступлениями мигрантов, а также настоятельные попытки властей отправлять новоприбывших на поля СВО уже существенно снизили поток желающих найти свое будущее в России.
По данным Института Гайдара, за первое полугодие 2023 года в Россию въехало на 50 тыс. меньше мигрантов по сравнению с январем — июнем 2022-го. Приток иностранных работников сократился на 15% — до 282 тыс. человек. По официальным данным правительства, в текущем году планируется привлечь для работы в России 156 тыс. иностранцев, что почти на 32 тыс. больше, чем в 2023-м. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.
Среди тех мер, которые сейчас предпринимаются, — рост набора женщин на те позиции, куда раньше брали только мужчин. Предприятия стараются улучшать условия труда, что в том числе делает определенные должности доступными для всех. Например, сейчас подавляющее большинство машинистов кранов — женщины, хотя раньше это была в основном мужская профессия, говоритАлина Уварова из «ЭКОПСИ Консалтинг».
Некоторые компании также начали брать людей с судимостью, хотя ранее это было почти абсолютным табу. Многие предприятия создают целые учебные полигоны, чтобы иметь возможность взять недостаточно квалифицированного человека и дообучить его на месте. Большую распространенность приобретают сотрудники-универсалы, способные совмещать несколько производственных функций.
Для обеспечения своего бизнеса кадрами «СИБУР» создал центр развития инженерно-технической экспертизы нефтехимической отрасли «СИБУРИНТЕХ» в Тобольске. «Уникальный как с точки зрения масштаба, так и наполнения учебный центр — более 5000 квадратных метров комплекса заполнены передовым оборудованием от ведущих разработчиков „умных“ технологий и решений для промышленных производств», — рассказывает Алексей Зуев.
Персональный подход
Кому-то может показаться неожиданным, но даже на сильно перегретом рынке такие нематериальные понятия, как честность в отношениях с сотрудником и человеческий подход к его нуждам, по-прежнему работают в качестве конкурентного преимущества.
«Честность и открытость компании в отношениях с кандидатом иногда может быть ценнее, чем материальные блага, которые она может предлагать. Важно ставить себя на место сотрудника и пытаться разобраться в том, что людям действительно нужно», — уверена Марина Диченко, директор по HR «Самолет Плюс».
От города к городу и от предприятия к предприятию людям нужно разное, рассуждает Алина Уварова из «ЭКОПСИ Консалтинг». Например, если среди того персонала, который вы хотите удержать, больше мужчин, то для них важно питание. Для женщин этот фактор менее значим. В ритейле люди обычно готовы достаточно долго добираться на работу, в промышленности — нет. Чаще всего полчаса езды — это уже слишком много.
«Мы недавно проводили исследование факторов, влияющих на выбор работы, и в одном из городов критическим фактором оказалась доступность транспорта: до предприятия ходил только один автобусный маршрут, и сотрудники боялись опоздать на работу или не успеть уехать домой. В результате предприятие решило пустить еще один автобус за свой счет и в результате повысило вовлеченность сотрудников при минимальных инвестициях», — рассказывает эксперт. Важным фактором может быть график работы, например, возможность работы «два через два» позволяет привлекать людей из ближайших населенных пунктов, которые при более размеренном режиме работы физически «не потянули» бы постоянные длительные переезды.
Необходимо выстраивать систему нематериальной мотивации так, чтобы она отвечала на реальные запросы сотрудника и его ближайшего окружения. «В программе мотивации компании четыре направления: здоровье, сопричастность, финансовая грамотность и саморазвитие. Важно, что наша целевая аудитория — не только сотрудники, но и члены их семей», — рассуждает Наталья Малеева из «Северстали».
Необходимо обеспечить человеку и возможности для роста. «Важно обеспечить в компании наличие карьерных маршрутов и понятных требований для роста сотрудника. Рост необязательно может быть вертикальным, в руководители, он может быть горизонтальным — в специалисты более высокого класса. Большинство средних компаний практически не занимается развитием персонала, хотя это очень важно для самих людей и позволяет „растить“ высококлассных профи внутри коллектива», — сказал Никита Бугров из hh.ru. Если лидеры промышленности уже давно используют передовые HR-практики, то многие компании поменьше пока не дошли до этого.