Top.Mail.Ru
lifestyle

От страха к восточной сказке: как северокавказские регионы борются с туристическими стереотипами

Фото: Кирилл Казачков / Росконгресс Фото: Кирилл Казачков / Росконгресс

Три года назад самыми популярными вопросами у тех, кто хотел съездить в Чечню, были: нужен ли загранпаспорт, разговаривают ли там на русском языке и какая валюта нужна в путешествии. Кроме того, VIP-гости еще и сейчас требуют обеспечить персональную охрану. Как регион борется со стереотипами и продвигает свой туристический бренд, журнал «Компания» узнал в ходе Кавказского инвестиционного форума, который проходил в Грозном. 

В прошлом году Чечня вошла в топ-10 по динамике прироста турпотока среди российских регионов. Как сообщил в ходе форума министр Чеченской Республики по туризму Муслим Байтазиев, в прошлом году количество путешественников, зарегистрированных в квалифицированных местах размещения, выросло на треть — до 230 тысяч человек. Хотя абсолютные цифры пока небольшие, республика надеется выйти на пиковые показатели в течение двух лет. Для этого увеличивает число событийных мероприятий, таких как КИФ, и с помощью пиара борется со стереотипами. Сегодня, по его словам, уже мало кто интересуется, какую валюту брать с собой в Чечню и нужен ли загранпаспорт.

Как рассказал чиновник в ходе сессии «Горы инвестиций: влияет ли пиар на деловой климат региона?», которая проходила в резиденции главы ЧР, особый шарм у региона точно есть, а вот туристического бренда долго не было. Пять лет назад для его разработки власти обратились к креативной команде из Санкт-Петербурга — так появился бренд «Земля героев». Он получился многозначным: отражает не только историю восстановления Грозного после Второй мировой войны, когда город был признан одним из самых разрушенных городов Европы, но и современные стереотипы. 

«Сейчас люди, которые к нам приезжают, чувствуют себя немного героями. Они могут говорить: “я Чечню прошел”. Но этот тренд не навсегда. Стереотип улетучится, а слоган останется», — уверен Байтазиев.

ГрозныйФото: Анатолий Стребелев / Росконгресс

Борьбе со страхами помогает продвижение региональных природных и исторических достопримечательностей и событийный туризм, как тот же КИФ. В огромном пиар-маховике сегодня работают и федеральные власти, и республиканские, и, по прогнозам министра туризма региона, в ближайшие два года ждут туристического бума. И даже к нему подготовились, глядя на соседей, которые привлечь поток смогли, а переваривают с трудом.

«На нашей территории есть две 5-звездочные гостиницы, на данный момент единственные объекты размещения такого класса в СКФО. А вся инфраструктура позволяет принимать порядка 600 тысяч человек в год, то есть инфраструктура намного опережает спрос», — резюмирует Байтазиев.

Дело за малым: правильно позиционировать республику и донести ценность до путешественников. Для этого, например, команда специалистов в «Сколково» сейчас разрабатывает бренд города Грозного. Эскиз слогана уже готов: «Грозный снаружи, добрый внутри».

По мнению помощника зампреда российского правительства Ольги Голант, чеченской столице надо продвигать восточный колорит. «Восточная сказка — именно Чечня. Все стремятся поехать в Эмираты, но еще чуть-чуть — и Эмираты будут здесь», — подчеркнула Ольга Голант. 

Она напомнила, что всего за несколько дней работы форума было привлечено более 93 млрд рублей инвестиций во все регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), и большая часть соглашений пришлась именно на Чеченскую Республику. 

Один из инвесторов — «Мантера-Групп». Компания планируют вложить в развитие туробъектов в СКФО около 52 млрд рублей в ближайшие пять лет и обеспечить ежегодный туристический трафик в 2 млн человек. Этому будет способствовать и проект расширения региональных аэропортов, о котором Александр Новак объявил в ходе КИФ. В частности, международный аэропорт в Грозном должен завершить модернизацию до конца 2026 года.

Для республики это вопрос важный, так как, по мнению президента Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексея Волкова, регион может работать на укрепление связи с арабскими государствами. Это должно обеспечить приток и капиталов, и людей. Впрочем, правильная последовательность, по его словам выглядит так: пиар — турпоток — инвестиции.

ЧечняФото: Патимат Магомедгаджиева

Главный же вопрос при этом заключается в том, что турист ищет. Сегодня главный актив «Мантера-Групп», Красная Поляна генерирует 70% дохода не за счет горнолыжной инфраструктуры и спортивных объектов: деньги приносят сопутствующие сервисы — от парка альпак до разнообразных ресторанов. На Кавказе задача организовать такие же проекты, где сервисов будет больше и они будут круглогодичными.

Полет над ущельем в будущее

В Чечне один из таких всесезонных курортов — «Ведучи», строительство которого стартовало в 2018 году. Его смогли увидеть блогеры и журналисты в ходе пресс-тура, организованного порталом «Это Кавказ» и Минэком. Пока главная фишка комплекса — самые протяженные на Кавказе пешие тропы, около 40 км. Но уже вскоре две вершины курорта, между которыми более 4 км, соединит необычная канатка, по которой будет передвигаться «Ведучилет». Это кабина вместительностью до 30 человек будет перевозить отдыхающих над ущельем глубиной 500 метров.

Ранее в профильном институте развития Кавказ РФ говорили, что пять инвесторов совокупно готовы вложить в развитие горнолыжной инфраструктуры, строительство отелей и ресторанов 8 млрд рублей. В планах открыть в «Ведучах» «Центр кавказского долголетия» и конно-спортивную школу. Ориентиром выступает Архыз, который за полгода принял уже 4 млн отдыхающих.

Бизнес с охотой идет в Особые экономические зоны. Как рассказал заместитель министра экономического развития Сергей Назаров, шесть из десяти федеральных ОЭЗ находятся на Кавказе, и все они успешны. Предложением мер поддержки государство рассчитывает сократить теневой сегмент бизнеса, который в СКФО традиционно велик, что сдерживает развитие экономики региона.

«Мы нацелены на принятие мер по выводу из тени. Директивно этот вопрос решить сложно, даже и не полезно, но надо создать условия для того, чтобы бизнесу стали интересны меры поддержки для легального рынка», — подчеркнул замминистра. 

ВедучиФото: Патимат Магомедгаджиева

Еще один тормоз, известный любому туристу, посетившему Кавказ, — низкое проникновение безналичных платежей. По словам Сергея Назарова, их доля не превышает 17% всех транзакций.

«Все понимают, что расчеты осуществляются переводами, с телефона на телефон, наличными — это не секрет. Есть такая проблема. И задачу видим — создать условия для того, чтобы безналичный расчет был в свободном доступе», — отметил Сергей Назаров.

Кроме того, несмотря на то что, СКФО — единственный трудоизбыточный макрорегион в России, нет сбалансированности в подготовке специалистов. По словам гендиректора профильного института развития «Кавказ.РФ» Андрея Юмшанова, на базе организации вскоре появится центр компетенций в сфере туризма, специалисты которого будут на безвозмездной основе оказывать помощь предприятиям туротрасли СКФО для повышения производительности труда и внедрения унифицированных стандартов.

И это может привести к тому, что в массовом сознании наконец произойдет революция Кавказ из территории непритязательного сервиса с невысоким ценником превратится в курорт мирового уровня, а участники форума будут обсуждать реалии кавказского экономического чуда.

Еще по теме