Top.Mail.Ru
архив

Отечественное ноу-хау

С 1 октября 2003 года управление перевозками и обслуживание железнодорожной сети в России превратилось из казенного дела в государственный бизнес. Учитывая планы дальнейших преобразований, ключевым словом для новорожденного гиганта – ОАО «Российские железные дороги» – будет являться именно бизнес. Уже с 1 января 2004 года компания, возглавляемая бывшим министром путей сообщения Геннадием Фадеевым, планирует отменить перекрестное субсидирование. Первый шаг к этому (ведение раздельных балансов по видам перевозок) уже сделан. Напомним, что ни «Газпрому», ни РАО «ЕЭС», реформирование которых началось сравнительно давно, пока не удалось освободиться от этого бремени. В ОАО «РЖД» на достижение этой цели смотрят гораздо более оптимистично.

Одна из интересных особенностей проведения реформы железнодорожного транспорта заключается в том, что она с самого начала реализовывалась при активном участии российских компаний. По словам генерального директора аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» (АКГ «РБС») Игоря Пикана, до недавних пор экономические преобразования в нашей стране практически целиком опирались на рекомендации западных консультантов. Работу по реформированию МПС россияне также начали в консорциуме с иностранными консультантами. «Однако, на мой взгляд, – говорит Игорь Пикан, – стратегические вопросы будущего экономики страны должны решаться в России именно отечественными специалистами». Напомним, АКГ «РБС», преуспевшая в формировании сложных холдинговых структур, разработала комплексную модель ОАО «РЖД» и структуру ее акционерного капитала.

На втором этапе реформы одной из основных задач консультантов будет помощь «РЖД» во внедрении системы бюджетирования, которая позволит упорядочить финансовые потоки и повысить прозрачность отрасли. По мнению Игоря Пикана, это ключевое условие для повышения инвестиционной привлекательности. ЖД».За этим последует выделение различных бизнесов (дальние и пригородные пассажирские перевозки, а также грузовые) и филиалов в дочерние общества, которые затем будут акционированы.

Тем не менее сама стратегия реформирования железных дорог продолжает вызывать достаточно много вопросов. По мнению директора стратегического департамента ФБК Игоря Николаева, уйти от госпредприятий к акционерному обществу – это максимум, что можно было сделать на первом этапе реформы. Но ОАО «РЖД» – это все же монополист в части владения инфраструктурой, и Николаев считает, что у ОАО «РЖД» всегда будут конкурентные преимущества перед другими транспортными операторами, обусловленные в первую очередь монопольным доступом к информации. В свою очередь, директор по управленческому консультированию «Аксион Консалтинга» Вячеслав Наумов подчеркивает, что «декларации – это одно, а точные, нормативно закрепленные процедуры – другое». По его мнению, оценивать качество проводимой реформы можно только на основе ясного понимания, как именно будут устанавливаться тарифы (со снижением возможности их лоббирования со стороны грузовладельцев и перевозчиков), как будет обеспечена в дальнейшем свободная конкуренция перевозчиков и как будет формироваться оперативная финансовая отчетность.

Впрочем, единственного акционера «РЖД» – государство – работа АКГ «РБС» устраивает. Может быть, поэтому компания недавно получила заказ на пилотный проект по реструктуризации Приокской энергосистемы, объединяющей четыре «дочки» РАО «ЕЭС».

Еще по теме