Top.Mail.Ru
финансы

«Отравленные пилюли»: инструкция по применению

Фото: Michael Nagle / XinHua / Global Look Press Фото: Michael Nagle / XinHua / Global Look Press

Вообще, «отравленной пилюлей» (poison pill) в западной юридической практике с начала 1980‑х годов называют специальные методы защиты от недружественных поглощений и рейдерских атак. Но современная жизнь показывает, что инвестор может наглотаться «отравленных пилюль», вовсе не помышляя ни о каком рейдерстве и вообще не участвуя в корпоративных конфликтах. Достаточно просто купить «модные» активы или вложиться в «актуальный» стартап.  

Причем это не касается случаев прямого мошенничества как с Theranos и FTX или «не взлетевшей» инновации как Hiperloop. Речь идет о вполне респектабельных мейнстримных темах, которые со временем «внезапно» оказываются нерентабельными, а то и вовсе планово убыточными, да к тому же токсичными. Слово «внезапно» взято в кавычки, потому что по большинству рассмотренных ниже сюжетов никакой внезапности нет и все возможные проблемы достаточно выпукло можно было наблюдать на этапе запуска — как сегодня принято говорить, хайпа. В старину это называли грюндерством.

У всех современных историй хайпа / грюндерства есть несколько общих черт. 

Недоинновации

Черта первая — «недоинновации». Продаваемые технологи и идеи, разумеется, подаются как инновационные и прорывные, но есть нюанс: для «истории успеха» нужны инновации, но не нужны технологические риски, чтобы не вышло конфуза как с гиперлупом или, прости господи, «Ё-мобилем». Поэтому чаще всего выбор падает на в целом надежные и не слишком новые технологии, которые, по сути, инновациями не являются, но могут быть при определенной ловкости проданы как последнее слово науки и техники. Ведь инвестор должен, с одной стороны, понимать, что перед ним вещь полезная и востребованная, а с другой — поверить, что ее новая модификация почему-то недооценена рынком.

Например, «сланцевая революция» шла под лозунгом технологии «многостадийного инновационного гидроразрыва пласта», который к моменту ее запуска (2009–2010 годы) был известен примерно полвека, и хотя технология ГРП постоянно совершенствовалась, но никакого прорыва, кратно увеличивающего эффективность, там и в помине не было и нет до сих пор.

То же самое с электромобилем или солнечной генерацией: они известны с XIX века, и, хотя прогресс и в той и в другой областях отрицать невозможно, превзойти по эффективности своих конкурентов они пока не могут, а возможно — в рамках имеющейся технологической базы — не смогут никогда. Но здесь на помощь приходит маркетинг. 

Мощное продвижение

Черта вторая — мощное продвижение.Чтобы хайп был успешным, в его раскрутку вкладывается не просто много денег, а очень много. А кроме того, задействуется серьезный административный ресурс. Если мы посмотрим на историю и «сланцевой революции», и космической программы Илона Маска, и раскрутки криптовалют, и, конечно же, «энергоперехода» с ESG-повесткой, то увидим, что все эти сюжеты схожи в главном:

  • абсолютно по всем медиаканалам последовательно идет вал позитивных сообщений (публикаций, интервью, исследований), забивающий любую критику и сомнения если не качественно, то как минимум количественно. Рекламная компания при необходимости может идти несколько лет;

  • на негатив в ведущих медиа ставятся блоки — оппоненты вытесняются на маргинальные площадки, где им навязываются изматывающие и непродуктивные дискуссии со сторонниками продвигаемых инноваций, дабы не мешали;

  • в процессе на «стороне Добра и Прогресса» участвуют топовые публичные персоны, имеющие на момент начала компании максимальную узнаваемость и максимальный социальный капитал. Так, «сланцевую революцию» объявляли Дэниел Ергин и Тони Хейворд (на тот момент глава консалтинговой копании CERA и глава BP соответственно), солнечную генерацию первоначально раскручивали Илон Маск и Барак Обама, и лишь потом уже подключилась Грета Тунберг.

Целью всего этого является внедрение определенного нарратива (в значении «идеологема») в «пакет убеждений» аудитории. Чтобы в сознании потребителя укоренилась идея о том, что современный успешный, прогрессивный человек должен: поддерживать леволиберальную «актуальную» повестку, придерживаться определенных политических взглядов и, например, финансировать низкорентабельные ESG-проекты (например, купить «зеленые» облигации Apple под 0 %). Как только этого удается достичь, все проблемы, в том числе критическое мышление и здравый смысл, перестают быть проблемами. И даже последующие косяки и неурядицы (которые обязательно будут, но потом) человек найдет способы оправдать и объяснить в рамках своего «пакета убеждений».

Подобные «пакеты убеждений», кстати говоря, сегодня характерны не только для инвесторов, но и для многих компаний. Яркой иллюстрацией тут является история Silicon Valley Bank, с которым работала почти половина технологических стартапов США с венчурным финансированием, проводилось 62 % всех инвестиций в солнечную энергетику и в котором хранили деньги около 1550 «зеленых» компаний. При этом органы управления банка были сформированы весьма своеобразно: из 12 членов совета директоров было пять женщин, один представитель нетрадиционной ориентации, два ветерана, один афроамериканец и, наконец… один человек, который имел опыт работы в инвестициях. А старший риск-менеджер в британском отделении вместо своих прямых обязанностей занималась главным образом продвижением программ по гендерно-нейтральной политике. Надо ли удивляться, что к банкротству в ходе банковского кризиса весной 2023 года этот банк пришел одним из первых. Хотя справедливости ради, чтобы «уронить» банк, совершенно необязательно прибегать к гендерной повестке. 

IPO на фоне госсубсидий

Черта третья — IPO на фоне госсубсидий. Поскольку большинство описываемых схем внятной добавленной стоимости чаще всего не создает, а история успеха, как ни крути, нужна, то в дело вступают государственные субсидии. Которые в период монетарного бешенства выдавались обильно и охотно. И без которых, как правило, ни одна из «революций» не жизнеспособна.

Но с субсидиями есть одна сложность: они не могут быть вечными, даже в США эпохи монетаристского угара. Поэтому через несколько лет субсидирования необходимо выходить на IPO, чтобы как-то рассчитаться с лоббистами и бенефициарами. IPO, конечно, проводят и убыточные стартапы («единороги»), и «вечно субсидируемые» транспортные или сельскохозяйственные предприятия, но первые не имеют значимых субсидий, а вторые, как правило, уже находятся на иной стадии развития бизнеса и никому не обещают «голубого океана» и «иксов». Поэтому сочетание постоянно растущих субсидий, амбициозных планов по развитию и IPO с высокой степенью вероятности гарантируют инвестору «отравленную пилюлю». 

Закономерный итог

Финал же у таких историй в целом всегда один: инвесторы в своей массе как минимум недополучают доходы, а как максимум — теряют вложенное. Другой вопрос, что по сравнению с XIX веком, когда грюндерские пузыри лопались довольно быстро, сегодня неограниченная эмиссия позволяет растягивать удовольствие и создавать целые сериалы. Та же «сланцевая революция» к краю пропасти подходила аж два раза: в 2017 году, когда долги американских сланцевиков привели к первым крупным банкротствам и списанию активов, и в 2020 году, когда в пандемию фьючерсные цены на нефть падали до отрицательных значений. А с началом газового кризиса в Европе в 2021 году выжившие американские сланцевики выправили свое положение, и многие удачно продались «традиционным» ВИНК, с которыми вроде как должны были бескомпромиссно бороться. Так что у мелких инвесторов, не слишком удачно купивших «отравленные пилюли», возрастают шансы не только выпутаться из ситуации, но и даже получить неплохую прибыль.

Однако довольно запугиваний, давайте зададимся вопросом: что делать? Предположим, вы смотрите на истерию вокруг условного искусственного интеллекта (ничего не имею против него, но схема, согласитесь, похожа) и понимаете: да, это оно, грюндеры готовят «хомячкам» очередную западню.

Самое простое — это не участвовать. Вы вряд ли сможете перебить хорошо организованную рекламную компанию: это, по сути, не удалось даже Алексею Миллеру в случае со «сланцевой революцией» и Уоррену Баффетту в случае с бумом криптовалют. Поэтому даже не стоит тратить нервы. Если вы не склонны к риску, то проходите мимо, да и все.

Другое дело, если вы к риску склонны. В этом случае можно поучаствовать в хайпе, понимая, разумеется, что происходит и что вы играете на одной стороне с грюндером, при этом не являясь его союзником. Тогда вы должны прогнозировать, при каких условиях начнется максимальное действие «отравленной пилюли», и быть к этому готовым. Но это, как говорится в одной известной телепередаче, уже совсем другая история.