Top.Mail.Ru
архив

Парадоксальный рост

Печатных СМИ в России становится все больше, но их общий тираж почти не растет. Таков главный вывод коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР). По сравнению с 2002 годом количество зарегистрированных изданий увеличилось на 3000, однако нынешние тиражи российских газет и журналов лишь немногим превышают уровень кризисного 1998 года, а по сравнению с 1990 годом сократились в несколько раз. Общий тираж российских газет в 2002 году составил примерно 8 млрд экземпляров, а журналов - 520 млн. По прогнозам специалистов, к середине 2004 года эти показатели могут составить 8,5 млрд и 570 - 600 млн экземпляров соответственно.

Расхождение в показателях роста числа печатных СМИ и их общего тиража аналитики Минпечати объясняют большим количеством изданий, изначально не ориентированных на получение прибыли. «Значительное число газет создаётся для решения ограниченных во времени политических задач, после чего интерес учредителей к ним обычно пропадает, а сами издания становятся нежизнеспособными», говорится в докладе МПТР. По оценкам министерства, количество действительно рыночных газетных проектов составляет сегодня (за вычетом рекламных изданий) всего 10% от общего количества российских газет. В целом же насыщенность газетного рынка страны настолько велика, что достичь успеха на нём новичкам, особенно серьёзным ежедневным изданиям, будет непросто.

Эксперты Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА) перспективы роста рекламного рынка в сегменте прессы оценивают оптимистично. По данным РАРА, объем размещаемой в журналах рекламы в 2002 году составил $220 млн, в газетах - $380 млн, а в 2003 году эти показатели приблизятся к $340 млн и $450 млн соответственно. В МПТР и РАРА надеются, что с увеличением цен на телерекламу многие рекламодатели начнут перераспределять свои бюджеты в пользу других носителей, в том числе печатных. В то же время последние прайс-листы «Видео Интернешнл» надежд прессе не оставляют: несмотря на рост цен, стоимость 1000 контактов на телевидении продолжает оставаться настолько незначительной, что ни одно другое СМИ пока не может с ним конкурировать.

Количество печатных СМИ в России

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего

13945

17095

21156

25910

31577

37968

41080

Газеты

8282

9864

12359

15145

18505

22117

23749

Журналы

4618

5890

7101

8773

10697

13059

14332

Источник: МПТР

Еще по теме