Top.Mail.Ru
архив

Партийный табачок

Советские торговые марки... Казалось бы, дикое словосочетание. Тем не менее их живучесть и прибыльность - факт непреложный. Их использование - особое искусство. Иногда можно промахнуться, как московский парфюмерный концерн, вывесивший у Бутырской тюрьмы рекламный плакат со слоганом «Свободу» любимым можно подарить». Искусство работы с «красными» брэндами приобретает все большее развитие.

Автор этих строк чуть не упал в московскую грязь, увидев на прилавке табачного торговца пачку сигарет с профилем Ленина. Подпись под портретом вождя мирового пролетариата гласила: «Прима Ностальгия».

Чему удивляться? Сигареты марки «Прима», несмотря на все изощрения западной индустрии, остаются самыми популярными в России: не менее 15% всего табачного рынка. Причем, как и «Беломорканал», торговая марка «Прима» не является исключительной собственностью какой-либо табачной компании. Раньше практически все табачные фабрики России выпускали «Приму» - с единым дизайном и рецептурой. Курильщики в «Приме» разбирались куда лучше, чем иные знатоки французских вин в сортах Бордо. Особенной удачей считалось приобретение «Примы» фабрики «Дукат». А один мой знакомый утверждал, что существовала специальная «Прима», изготовлявшаяся для ценителей в советских дипучреждениях за рубежом. В Риге меня как-то угостили местным вариантом этой марки, изготовленной на фабрике Philip Morris в Латвии. Рекомендую.

Когда торговая марка никому не принадлежит, она фактически принадлежит всем. Российские табачники придумали, как, не отказываясь от выигрышного брэнда, повышать продажи именно своей продукции. Брэнд «Прима» стал многоликим. Кроме уже упоминавшейся «Примы Ностальгии» Погарской сигаретно-сигарной фабрики выпускается «Прима Золотая» с фильтром, «Прима Командирская» (в пачке с «камуфляжным» дизайном), «Наша Прима», «Прима Классическая» даже «СуперПрима» с молодежным дизайном. Видели и «Приму Облегченную».

Этот фокус применяют уже и западные компании. В начале марта немецкая Reemtsma выпустила на рынок свою версию «Примы» - с угольным фильтром, качественным табаком, современным дизайном. Классический логотип «Прима» - впрочем, написанный латиницей - предусмотрительные немцы оставили. Началась большая рекламная кампания, и, как рассчитывает Reemtsma, самая современная версия «Примы» займет на рынке место рядом с «Явой Золотой».

«Прима Ностальгия» - все же самый яркий пример. Это, пожалуй, первое в России коммерческое использование привычного образа Ленина в рекламе (не считая печально известной компании Л.Е.Н.И.Н.). Права на его лик тоже вроде никому не принадлежат. Правда, пристально приглядевшись к сигаретной пачке, можно увидеть, что фоном для портрета вождя служит принадлежащая ОНЭКСИМбанку «Комсомолка». В передовой статье номера, которую на пачке можно даже прочитать, обсуждается вопрос о возможности беспорядков, которых накануне 7 октября прошлого года ждали от сторонников Зюганова.

Следуя по этому пути, мы легко дойдем до роскошного лимузина «Москвич ZD755», владимирского изысканного хрусталя, которому Swarovski в подметки не годится, и европейской одежды «Большевичка de luxe». Не о том ли мечтал вождь мирового пролетариата, стоя на броневике посреди заплеванного Финляндского вокзала?

Еще по теме