Первый год Михаила Мишустина
Назначение главы ФНС Михаила Мишустина премьер-министром России стало одним из главных внутриполитических событий 2020 года. Владимир Путин в феврале говорил, что выбирал премьера из пяти кандидатов, чьи имена не назвал. Глава ЛДПР Владимир Жириновский позже утверждал, что среди них могли быть глава «Роснефти» Игорь Сечин и мэр Москвы Сергей Собянин, но подтверждений этому нет.
По словам Путина, выбор на Мишустина пал потому, что тот успешно провел цифровизацию в ФНС и добился роста налоговых поступлений. Это позволило экспертам предположить, что главными задачами премьера будут сокращение госрасходов и рост поступлений в бюджет от бизнеса и населения. Но итоги первого года его деятельности противоречивы.
Налоговый Санта-Клаус
В январе 2020 года, выступая в Госдуме, Михаил Мишустин назвал главными задачами нового правительства форсаж нацпроектов, удержание инфляции в рамках 4 %, оздоровление оборонки за счет конверсии и реформу контрольно-надзорной деятельности. Благодаря профицитному бюджету и макроэкономической стабильности деньги на это у страны есть, уверял он. Однако уже в начале марта из-за пандемии и развала сделки России с ОПЕК цены на нефть рухнули до $37.
В результате премьеру, пришедшему собирать деньги, пришлось их раздавать. А правительству — переориентироваться на спасение экономики, частичное восстановление «оптимизированной» в прежние годы медицины.
Только прямые расходы на медицину за первое полугодие — ковидные койки, закупки оборудования, доплаты врачам — премьер оценил в 176 млрд руб. Еще 300 млрд руб. было направлено на поддержку бюджетов регионов. 1,5 трлн руб. правительство выделило на поддержку граждан.
Наиболее затратной — 3 трлн руб. — стала поддержка пострадавших отраслей экономики, включая 930 млрд руб. на помощь малому и среднему бизнесу. А 221 млрд руб. на субсидирование ставок по льготной ипотеке и сокращение обязательных требований к застройщикам вызвали на рынке недвижимости бум.
На этом фоне никто уже не пытался винить правительство в провале мусорной реформы и в том, что план поддержки экономики кабинет Мишустина переписывал несколько раз.
«Приняты решения, которые откладывались годами»
Представители бизнес-среды, опрошенные «Компанией», оценивают итоги первого года премьера скорее позитивно.
«Мишустина брали для реализации нацпроектов и внедрения блокчейновых технологий в систему госуправления, — напоминает председатель совета директоров "Градиент Альфа Инвестментс Групп", член генсовета "Деловой России" Павел Гагарин. — А ему пришлось ситуативно реагировать на кризис, падение рубля, пандемию и санкции. Как человек бизнеса, как технократ, как человек, мыслящий системно, он, наверное, был к этому готов больше многих других. Но одно дело — готовность Мишустина лично, и другое дело — готовность нашей неповоротливой системы».
Правительство приняло решения, которые откладывались годами, отмечает глава «Опоры России» Александр Калинин. «Мишустин лично возглавил межправкомиссию по МСП и конкуренции, и поручения по ее итогам (отсрочки платежей, моратории на банкротство, заморозка тарифов, помощь пострадавшим) были выполнены, — перечисляет он. — Страховые взносы снижены почти вдвое, помощь получили не все, но многие. Были прогнозы, что экономика упадет на 5,5 %, а она упала меньше чем на 4 %. Ряд отраслей в тяжелой ситуации, особенно сфера услуг. Но во многих секторах — внутреннем туризме, производстве, агроэкспорте — прибыль выросла».
Павел Гагарин не заметил, чтобы в его бизнес-окружении кто-то серьезно почувствовал господдержку пострадавших отраслей.
«У меня в числе прочего есть маленький ресторан, и мы получили эти субсидии по минимальной зарплате сотрудникам за май–июль, — говорит бизнесмен. — Но кредиты под обязательства не увольнять людей мы не брали. Многие на это купились и оказались в кредитно-кадровой ловушке».
«6 % налога на самозанятых — это здорово, — рассуждает профессор из РЭУ Константин Ордов. — Но пять лет назад я возил документы в налоговую раз в год, а сейчас вынужден вести полноценную бухгалтерию».
«Новой нефти» уже не хватает
Новый год обещает стать для правительства Мишустина еще более затратным. На восстановление экономики до конца 2021 года планируется выделить 6,4 трлн руб. На нацпроекты в ближайшие три года будет выделено 39 трлн руб. Откуда деньги?
Часть из них правительство готовится выручить от реформы институтов развития, сокращения аппарата правительства РФ на 32 тыс. человек и от ужесточения контроля за тратами госкомпаний.
Еще часть доходов должны принести меры по контролю денежных операций населения, борьба с серыми зарплатами, проверки пенсионеров на обоснованность льгот.
По оценке профессора кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г. В. Плеханова Константина Ордова, все это принесет государству десятки миллиардов рублей — комариный укус на фоне дефицита бюджета, выросшего до 4,7 трлн руб. Более интересной эксперт считает августовскую денонсацию договоров с рядом офшоров, в частности с Кипром и Нидерландами — главными источниками прямых иностранных инвестиций в экономику РФ. По оценкам замглавы ФНС Дмитрия Вольвача, россияне имеют за рубежом счета на общую сумму более 13 трлн руб. Но какими будут последствия, пока неясно.
Несмотря на энергичность Мишустина, от его инициатив есть ощущение полумер. «Если уж искать источники доходов, то надо определиться, что дальше делать с пенсионной системой, — говорит Ордов. — Или почему бы нам не приватизировать неэффективные госкомпании? Почему бы не ввести прогрессивный НДФЛ и не финансировать за счет этого социалку?»
«Дана команда все, что выдано, отобрать в виде штрафов»
Общий стиль управления премьера называют «мягко-вкрадчивым, но настойчивым». «Это обусловлено отчасти, наверное, личными особенностями, а отчасти тем, что политсистема находится в состоянии транзита, и каждый неосторожный шаг может впоследствии дорого обойтись», — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин.
Но если Дмитрий Медведев делегировал все Силуанову и кудринской команде, то Мишустин руководит сам, отмечает эксперт. За год премьер посетил 15 регионов РФ, продолжив работать дистанционно даже после заболевания ковидом.
«Медведев был политическим премьером, а Мишустин "пехотинец Путина", — объясняет директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. — Он не сам формировал свой кабинет, многие министры ему достались в наследство, многие были назначенцами "башен" Кремля, плюс сильный вице-премьер Андрей Белоусов с собственной стратегией, поэтому Мишустин вынужден лавировать между замами».
Опрошенные «Компанией» эксперты и бизнесмены уверены, что щедрость правительства сменится закручиванием гаек. «В январе прошлого года наверху было принято решение форсировать отъем средств, — поясняет Павел Салин. — Вмешался ковид, нужно было чуть подраздать денег, но чиновникам была поставлена задача: верховная власть обещает много, а давать надо как можно меньше. Поэтому и возникали такие ситуации, как с врачами, до которых деньги не доходят».
«Надзорно-контрольные органы лютуют, потому что им дана команда все, что выдано в виде помощи бизнесу, собрать обратно в виде штрафов, пеней и различных доначислений, — рассуждает Павел Гагарин из "Деловой России". — Но правила игры, которые в неявном виде предлагает Мишустин, меня устраивают. Они жесткие, не всегда справедливые, но они — понятные. И главное, сам Мишустин — человек предсказуемый».
Мягкий Мишустин — не значит мягкий транзит
В ходе недельного турне Михаила Мишустина по Дальнему Востоку наблюдатели отметили, что уровень приема главы правительства больше похож на президентский, и сделали вывод, что его готовят в преемники. Похожие разговоры начались на Рождество, когда премьер появился в Соборе Святого Архистратига Михаила в Сочи — раньше так делал президент.
Пока подати не задевают основную массу населения, рейтинг премьера растет. Но оснований говорить о «преемничестве» собеседники «Ко» пока не видят.
«Мягкость Мишустина импонирует элитным группам, жаждущим мягкого транзита власти, — считает Павел Салин. — Но сейчас это неактуально: все ждут, какие ориентиры задаст Путин, а он ждет ясности, какой будет политика американской администрации в отношении России».
«Кто будет преемником, неизвестно, это всегда спецоперация, — напоминает Илья Гращенков. — Тем более что президент пока явно уходить не собирается. И даже если будет какая-то рокировка, полномочия президента в ней будут снижены по отношению к фигуре Путина. У нас уже так было».