Top.Mail.Ru
мнения

«Пей» по русски: топ-5 трендов российского финтеха в 2023 году

Фото: Алексей Зотов / Коммерсантъ / Legion-Media Фото: Алексей Зотов / Коммерсантъ / Legion-Media

Российский финтех сосредоточен на том, чтобы создавать инфраструктуру для экосистем платежных сервисов и инструменты для трансграничных транзакций. Усиливаются позиции альтернативных методов оплаты, продолжается развитие бесшовных платежей, увеличиваются инвестиции в кибербезопасность. Директор по B2B-продуктам ЮMoney Дмитрий Гнилица для журнала «Компания» проанализировал, что происходило с российским финтехом за последние полгода, и выделил пять основных трендов

Развитие альтернативных платежных методов

Интернет-магазины быстро нашли альтернативы популярным «пеям», которые ушли из России. В этом году такие методы платежей, как SberPay, электронные кошельки, Система быстрых платежей (СБП) и т. п., продолжают усиливать свои позиции. Компании ценят выгоду этих способов оплаты и стремятся вкладываться в качественный пользовательский опыт, что приводит к каннибализации трафика банковских карт.

Например, через СБП уже можно платить на кассах в обычных офлайн-магазинах. А SberPay покрывает множество сценариев оплаты:

  • платежи по QR-коду в магазинах и онлайн;

  • бесконтактные платежи через NFC на устройствах Android;

  • платежи по биометрии — так называемая «оплата по улыбке».

В марте 2022 года россияне потратили со SberPay в онлайне 28,8 млрд рублей, а в этом — 169,7 млрд. Сумма выросла почти в шесть раз, а число ежемесячных пользователей за этот же период увеличилось с 6,8 млн до 25,6 млн человек, сообщал Сбербанк. Альтернативные платежные методы появляются и в госсекторе — на «Госуслугах», в ФНС, «Парковках России».

Ключевой фактор успешных платежей — простота и единообразие оплаты независимо от платформы (веб или приложения). Например, в сегменте самозанятых доля платежей по QR-коду среди всех платежных методов достигла уже 30%.

Развитие платежей в одном окне

В тренде остаются сценарии, где платежный метод интегрирован на сайт интернет-магазина. Это может быть оплата по частям, BNPL, сервисы кредитования и т. п. Согласно открытым данным, которые приводят представители отрасли, при оплате по частям средний чек на 81% выше, чем при оплате картой в тех же магазинах. С помощью таких методов компании пытаются расширить свою аудиторию и покрывают новые платящие сегменты.

Ярким трендом стал запуск банками собственных pay-сценариев. Участники рынка стремятся занять нишу ушедших «пеев» и консолидировать все виды карт клиента в своем мобильном банке. Так плательщики будут всегда находиться в контуре банка, даже если у них есть несколько карточек от разных эмитентов. Плюс банк сможет усиливать свои решения для бизнеса за счет более полных аналитических данных, улучшенных сценариев оплаты и высокой конверсии. Это позволит увеличить показатели оборотов эквайринга в онлайне и офлайне.

В итоге бизнес-клиенты получают комплексные продукты, которые закрывают их потребности: зарплатные проекты, эквайринговые решения, расчетные счета, кредиты, депозиты и многое другое. Чем больше проникновение продуктов банка в бизнес, тем выше его скидка на условия обслуживания.

Рост маркетплейсов

В 2023 году платежеспособная аудитория в интернете все чаще собирает мультикорзины из товаров от разных селлеров. Среди причин — активное поглощение микробизнеса маркетплейсами. Так, за первые шесть месяцев 2023-го продажи продавцов на Ozon выросли в 2,4 раза, сообщают в компании. Другая причина — сложная экономическая обстановка, из-за которой паттерны потребления покупателей сдвигаются в сторону базовых потребностей.

К тому же подорожала контекстная реклама — после ухода Google Ads и прочих иностранных игроков привлекать новых пользователей все сложнее и дороже. Число площадок для размещения ограниченно, стоимость аукционов выше. Все это значительно влияет на экономику микро- и малого бизнеса, которым приходится развивать все возможные каналы продаж. В том числе и маркетплейсы.

Но высокие комиссионные маркетплейсов и жесткая конкуренция не позволяют масштабировать бизнес. Поэтому с ростом оборотов и клиентской базы необходимо выходить на собственные площадки — на сайты, в мобильные приложения. И подключение специализированных платежных решений — одна из задач, которые предстоит решить. Лучшие игроки рынка интернет-эквайринга подключают магазины буквально за считаные часы.

Инвестиции в кибербезопасность

В исследовании Ассоциации ФинТех говорится, что в этом году глобальная геополитическая ситуация вынуждает компании уделять особое внимание обеспечению кибербезопасности. Из-за участившихся DDoS-атак бизнесу приходится совершенствовать хранение персональных данных и системы фрод-мониторинга.

Все это требует больших инвестиций. Но компаниям важно сохранить пользовательские данные в безопасности, и они не могут идти на риски.

 

Кибератаки

 

Усиление роли экосистем

В 2023 году мелкие игроки рынка лишены конкурентного преимущества, экосистемы начинают их поглощать. Усиление продаж экосистемных продуктов — следствие высокой стоимости лидов. Поэтому большие игроки будут все глубже проникать в разные сферы жизни клиентов, чтобы предлагать им свои продукты.

При этом многие игроки рынка, попав под санкции, лишаются возможности проводить заграничные расчеты и теряют мобильные приложения в сторах. То есть ландшафт продуктов среди самих экосистем выравнивается. Почти каждый крупный игрок связан внутренним рынком по рукам и ногам. В таких условиях пропадает конкурентное преимущество.