Top.Mail.Ru
архив

«Пиво – наше спасение»

В то время как одни специалисты хотят спасать Россию от надвигающейся «эпидемии пивного алкоголизма», другие эксперты заявляют, что именно с помощью пива можно победить пьянство. Так считает и главный научный сотрудник ВНИИ МВД, доктор социологических наук, профессор Григорий Заиграев. Свою позицию 69-летний Заиграев изложил нам в эксклюзивном интервью.

 

«Ко»: Григорий Григорьевич, вы владеете статистикой потребления алкоголя. Много ли пьют россияне в последние годы?

Г.З.: Россия сейчас переживает период, какого в истории нашей страны еще не было.

За 90-е годы потребление алкоголя выросло на 25%. Мы достигли крайне высокого уровня потребления алкогольных напитков. Эти 25% повлекли за собой рост пьяной преступности и смертности соответственно в полтора и три раза. За последние семь лет из-за хронического алкоголизма и убийств в состоянии алкогольного опьянения Россия потеряла 600 тыс. человек.

«Ко»: Но, скорее всего, это результат злоупотребления более крепкими алкогольными напитками, нежели пиво, не так ли?

Г.З.: Поскольку в структуре потребления россиян водка занимает около 80%, а пиво – только 14%, то в основном это «заслуга» водки. Но ведь и в пиве содержится достаточно алкоголя.

«Ко»: Вы считаете, что россияне подшофе ведут себя более агрессивно, чем жители других стран?

Г.З.: Нет, скорее всего, здесь сказывается целый ряд других причин: ухудшение условий жизни, резкое падение общественной морали и нравственности. Чтобы решить эту проблему, нужно не просто улучшить условия жизни людей, но и изменить социально-психологический фон. На это требуется очень много времени.

«Ко»: Где же выход?

Г.З.: Как социолог я считаю, что мы должны развивать производство пива. С 80-х годов по этому пути пошло большинство стран. Мы же идем всем наперекор. С 1984 году Россия увеличила удельный вес водки в структуре потребления, а такая «водочная» страна, как Финляндия, снизила долю водки в структуре потребления до 30%, а долю пива повысила до 52%.

«Ко»: Почему же мы не в состоянии снизить долю водки в структуре потребления?

Г.З.: А как? Первый вариант – за счет вина. Но в настоящее время мы можем выращивать только 250 тыс. тонн винограда. А чтобы производить 6 л вина в год на душу населения, нам надо выращивать 1,5 млн тонн винограда. Ну нет у нас столько виноградников... Если в середине 80-х годов Кубань давала нам 22 млн дал вина, то сейчас – только пять-шесть млн дал. Значит, остается одно: расширять пивную отрасль. Спор на эту тему шел еще на I Всероссийском съезде по борьбе с пьянством. Тогда было решено бороться с пьянством с помощью увеличения производства пива.

 «Ко»: Выходит, пивоваренная промышленность – это наше спасение, а не погибель...

 Г.З.: Выходит, что так. Обвинять сегодня пивоваров в том, что они заинтересованы лишь в получении прибылей, нельзя. Ведь производство пива действительно отвечает объективным интересам России. Сейчас в общей структуре потребления на долю пива приходится 13,5%. Если мы увеличим ее до 25 – 30%, то для России это будет спасением.

«Ко»: Вы думаете, что пивовары выиграют спор с главным санитарным врачом страны и некоторыми поддерживающими его чиновниками, которые требуют ввести ограничения на рекламу и продажу пива?

Г.З.: Я знаю, что в Думе шел разговор о том, что МВФ намерен выделить на развитие российской пивоваренной промышленности $1,2 млрд. Наши пивоваренные компании готовы сами инвестировать в отрасль около $600 млн. Значит, база для развития – а не ограничения – пивного производства уже создается.

«Ко»: Выходит, Онищенко сотоварищи «портят всю малину» пивным предпринимателям?

Г.З.: Да, Онищенко беспокоится, что рост производства пива приведет к еще большему потреблению алкоголя, что может произойти не замещение водки, а дополнение водки пивом. Такое не исключено. Но на том же съезде участники пришли к выводу, что даже если сначала будет подобное увеличение, то уже очень скоро ситуация нормализуется. Об этом свидетельствует и опыт западных стран. Я, как и Онищенко, думаю, что пиво надо обязательно приравнять к алкоголю и убрать с телевидения рекламу, направленную на подростковую аудиторию. Статистика свидетельствует о том, что за последние три года потребление пива старшеклассниками увеличилось в три раза. Но регулировать ситуацию надо не административными мерами, как предлагает Онищенко, а экономическими. Те же финны подразделяют пиво на легкие сорта, содержащие менее 4,7% алкоголя, и крепкие – свыше 4,7%. Мы должны дифференцировать ценовую политику в соответствии с крепостью напитка. Легкое пиво должно стоить дешевле, а крепкое – дороже. У молодых людей появится стимул покупать более дешевое, а значит, менее крепкое пиво. 

Еще по теме