$ 61.80
 68.29
£ 81.11
¥ 56.39
 63.73
Нефть WTI 60.33
GOLD 1487.50
РТС 1524.82
DJIA 28429.40
NASDAQ 8924.95
мнения

Платина: стоит ли инвестиций?

Палладий — за последние четыре года цена на этот металл выросла в 2,5 раза. Фото: РИА Новости Палладий — за последние четыре года цена на этот металл выросла в 2,5 раза. Фото: РИА Новости
Евгений Коган, президент инвестиционной группы «Московские партнеры», профессор ВШЭ

С 2015 года котировки платины снизились примерно на 40 %. Многие инвесторы задаются вопросом: не пора ли открывать длинные позиции в инструментах, аллокированных на металл? 

Спекулятивная составляющая здесь сильна, и идея может сработать. Однако анализ рынка говорит, что спрос продолжит снижаться, а запасы — расти.

За последние годы платина сильно подешевела, что вызывает массовый спекулятивный интерес. Главная страна-производитель этого благородного металла — ЮАР, на ее долю приходится приблизительно 55 %. Основной потребитель платины — автомобильная промышленность. Металл используется, в частности, при производстве катализаторов. По оценкам World Platinum Investment Council, в 2019 году доля автопрома в общемировом потреблении платины составила порядка 36 %.

В последние годы производство металла было стабильно. Наиболее сильный рост был зафиксирован в 2015-м — на 9 %. В ближайшее время, по прогнозам World Platinum Investment Council, существенного роста не ожидается.

Падение цены на фоне «дизельгейта»

Одной из причин стагнации производства стало замедление спроса со стороны автопроизводителей и ювелирной отрасли. Так, потребление данных секторов в период 2014–2019 годов сократилось на 9 и 28 % соответственно. В «ювелирке» сегодня гораздо большим спросом пользуется белое золото. В автопроме же падение началось с дизельного скандала, связанного с Volkswagen. В 2015 году вскрылось, что дизельные двигатели загрязняют воздух сильнее, чем бензиновые. Так называемый дизельгейт сильно ударил по ценам.

Потребление платины автопромом стало резко падать. Фокус автопроизводителей сместился в сторону производства бензиновых двигателей, где применяется преимущественно палладий. Во многом именно это объясняет тот факт, что цены на палладий в последнее время росли, а платина, напротив, стремительно снижалась в цене. За последние четыре года цена на палладий выросла в 2,5 раза.

Во что же инвестировать?

Главная интрига сегодня — не пора ли заходить в платину? На первый взгляд, идея выглядит интересной. С точки зрения спекулянта, такое падение может быть выкуплено. Кроме того, что касается автопрома, то производить катализаторы с использованием платины стало гораздо выгоднее с экономической точки зрения.

Однако не все так однозначно. Если копнуть чуть глубже и оценить мировой баланс спроса и предложения на платину, то появляются сомнения в том, что платина может, выражаясь рыночным языком, «отскочить».

Поэтому при сильном росте спроса на металл очень динамично растут цены на связанные с ним инструменты. Например, котировки Aberdeen Standard Physical Palladium Shares ETF, крупнейшего фонда на физический металл, за год выросли на 45 %. А акции компании Eurasia Mining, чуть ли не единственного публичного производителя палладия и родия (у всех остальных палладий является второстепенным продуктом), с января 2019 года выросли в несколько раз.

Конечно, цены на платину могут спекулятивно «отскочить» от текущих уровней. Однако, если сегодня инвестор надумает покупать платину, надо отдавать себе отчет в том, что эта инвестиция относится к категории high risk.

Фундаментальный анализ рынка говорит о том, что спрос на платину, скорее всего, так и останется слабым. В глобальном масштабе такая динамика не сможет не оказывать давления на котировки. Интерес к палладию же, напротив, продолжает расти. Есть ощущение, что билет на этот поезд еще можно попытаться купить.