Top.Mail.Ru
архив

Платить нельзя освободить

УЖЕ ТРИ недели в стране фактически действует новое налоговое законодательство. Но несколько глав II части Налогового кодекса принимались в страшной спешке, и изрядное количество недоработок уже сейчас приводит к разнообразным судебным спорам.

Часть недоработок устранена утвержденным 29 декабря законом об изменениях в принятом осенью кодексе. Но закон об изменениях начнет действовать с 1 февраля, и январь из-за этого принес полную сумятицу. Нелепая ситуация сложилась с социальным налогом. По смыслу это налог на расходы юридических лиц. Но первая редакция кодекса установила ставки применительно к доходам физических лиц. Так что формально можно говорить, что налогового обязательства по соцналогу вообще нет. Правда, это чревато испорченными отношениями c инспектором. Ведь, несмотря на дыры в законодательстве, МНС должно собирать по соцналогу по крайней мере не меньше, чем собирали пенсионный и прочие внебюджетные фонды (они не расформированы и не сокращены, хотя заниматься теперь вроде должны только расходами).

В январе проблемы с социальным налогом не закончатся. Небольшое снижение платежей с фонда оплаты труда, до сих пор рекламируемое правительством как достаточное для легализации зарплат, сопровождается массой усложнений. Бухгалтерам придется общаться не только с МНС, но и относить копии платежных документов во внебюджетные фонды. Другие ограничения и вовсе сводят достоинства замечательного регрессивного налога на нет: платежи свыше 100 тыс. руб. можно делать по более низким ставкам, только если среднемесячная зарплата на предприятии превышает 4200 руб. При этом 10% работников с самыми высокими зарплатами из расчета исключаются. В результате прелестями налогообложения сможет воспользоваться мизерное число компаний.

По идее после принятия НК инструкции МНС «действуют только внутри самой налоговой системы и не являются обязательными для налогоплательщика», – издевательски констатирует аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. Но главы кодекса по акцизам, НДС, соцналогу весьма далеки от того, чтобы стать документами прямого действия. Не определены имеющиеся в I части НК понятия «разумной цены», «разумной прибыли» и «разумных издержек». Получение многих льгот зависит от среднесписочной численности сотрудников, но неясно, кто и как должен ее определять и можно ли учитывать совместителей и работающих по договорам подряда. Депутатам пришлось чуть ли не на каждом шагу вставлять фразу: «... в порядке и на условиях, определяемых правительством». Хотя это и противоречит кодексу, лишающему исполнительную власть права корректировать закон письмами и инструкциями.

Еще одна конфликтная зона – налог на прибыль. Пока в Думе лежат два варианта соответствующей части НК – минфиновский и депутатский. Первый вариант переименовывает привычный сбор в «налог на доход», сохраняя, однако, его сущность. Однако призрак налога на оборот (то есть доход), конечно, страшит компании. Кроме того, вариант депутатов решительнее вводит новые вычеты из базы налога.

Сильно пострадали свободные экономические зоны. Вдруг выяснилось, что товары, ввозимые из СЭЗ в страну, по распоряжению ГТК теперь облагаются НДС и акцизами. Должен платиться НДС и при ввозе комплектующих в СЭЗ. Правда, разница между первой и второй суммой должна быть возмещена государством. И это уже не ошибка: расправившись с вольницей в ЗАТО, Минфин решил урезать льготы, предоставляемые свободными зонами. Самую большую разницу почувствуют те, кто работал в режиме свободного склада.

Фактически НК поставил предприятия СЭЗ в положение, аналогичное экспортерам, которые платят НДС, но никогда не могут его вовремя вернуть. Резко возросла нужда в оборотных средствах. Одновременно появилась возможность фиктивной уплаты НДС. Калининградцы в результате получили двухмесячную отсрочку по уплате новых налоговых сборов, такая возможность есть и у магаданцев, если они не забудут обратиться в суд.

Неожиданно для себя оказались «в тени» игорные заведения и торговцы алкоголем. Первые потому, что с выигрыша игрок теперь обязан уплатить 35-процентный подоходный налог, а игорное заведение и организаторы лотерей назначены налоговыми агентами по этому сбору. Эта новация вошла в конфликт со спецналогом на игорные заведения, который в декабре Дума повысила вдвое. А оптовая продажа алкоголя с января может производиться только с акцизного склада и при наличии новой региональной маркировки. Но порядок создания складов и производства марок утвержден только что, его даже не опубликовали. Президент же наложил вето на думскую попытку отодвинуть вступление нового алкогольного режима на середину года, логично написав, что «непринятие правительством РФ необходимых мер не может являться основанием для отсрочки вступления в силу соответствующих норм».

 

Еще по теме