Платон мне друг...
Года два назад один знакомый криминальный журналист пересказывал содержание попавшей к нему оперативной справки, в которой фигурировал Платон Лебедев. Ему приписывалось что-то вроде валютных спекуляций еще в середине 1980-х. Сейчас нашлись более веские основания для ареста, хотя в принципе руководителя МФО «Менатеп» можно было бы арестовать и за то, что его зовут так же как главного героя книги Юлия Дубова «Большая пайка». Ведь прототипом книжного Платона является разыскиваемый Генпрокуратурой Борис Березовский – чем не повод?
Напомню, что в среду, 2 июля, следователи Генпрокуратуры принудительно доставили на допрос председателя совета директоров МФО «Менатеп» Платона Лебедева, а на следующий день суд выдал санкцию на его арест. Лебедеву инкриминируется хищение путем мошенничества в крупном размере, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также неисполнение судебного решения. Все обвинения связаны с приватизацией в 1993–1994 годах группой «Менатеп» комбината «Апатит».
Версий происходящего вокруг нефтяной компании ЮКОС и ее акционеров предостаточно. Представители следствия настаивают на соблюдении интересов государства, которое недополучило деньги за акции комбината «Апатит». Есть версия, что имеющие место события – следствие противостояния двух кремлевских группировок – «либеральной» и «силовой». Обе уже начали бороться за ключевые позиции на период второго путинского срока, и якобы предчувствующие поражение «силовики» надеются с помощью давления на Ходорковского* лишить «либералов» и дружественные им партии финансовой поддержки ЮКОСа. Согласно другой интерпретации, своими неприятностями Ходорковский обязан как раз кремлевским «либералам». Их будущее полностью зависит от успеха «Единства» на выборах и для этого они идут на все – от подбрасывания президенту бредовой идеи «удвоения ВВП» до показательной ловли «оборотней-милиционеров» и травли ненавистных избирателям миллиардеров.
Наконец, за неприятностями ЮКОСа некоторые усматривают месть президента «Роснефти» Сергея Богданчикова, которого Ходорковский на встрече предпринимателей с Владимиром Путиным открыто обвинил в коррупции. Путин, правда, тогда за Богданчикова заступился.
При всем разнообразии предположений поражает вседозволенность, с которой действует Генпрокуратура. Ее сотрудники даже не считают нужным соблюдать процессуальные нормы, вольно или невольно демонстрируя желание во что бы то ни стало сделать ситуацию вокруг ЮКОСа как можно скандальнее. К тому же одновременно с задержанием Лебедева Генпрокуратура объявила о возобновлении еще трех уголовных дел, касающихся ЮКОСа.
Несмотря на сенсационность «покушения на ЮКОС», действия правоохранительных органов в отношении соратников Михаила Ходорковского не отличаются от обычной практики российских силовых ведомств. Разница лишь в масштабах. Огромное число граждан и компаний испытывают на себе произвол силовиков – у кого-то требуют взятку, против кого-то заводят сфабрикованное уголовное дело, кого-то просто берут в заложники. Да и в отношении крупных корпораций произвольное толкование законов происходит сплошь и рядом – достаточно вспомнить историю о том, как отобрали водочные лицензии у «Союзплодимпорта», «сравнительно честный» отъем активов у Якова Голдовского, не говоря уже о пресловутых Гусинском с Березовским и их медиа-активах.
Так что ситуация вокруг ЮКОСа – пусть и неординарная по своим масштабам, но обычная по методам властей. С точки зрения соблюдения законности, уважения к правам граждан, защищенности бизнеса в России Владимира Путина мало что изменилось в лучшую сторону по сравнению с Россией Бориса Ельцина. Более того, приходится признать, что намечается определенный регресс. В 1990-е годы страна была большим котлом, в котором варилось новое общество – со всеми издержками, жертвами, преступлениями и ужасами. Но как раз в тот момент, когда в этом котле из грязной мешанины начало вывариваться что-то толковое – олигархи, наконец, все поголовно озаботились своей социальной миссией – его накрыли крышкой, словно бы выплавленной из десятков тысяч «маленьких железных феликсов».
Когда речь шла о «Газпроме», «Сибуре», и НТВ, наведению порядка еще можно было найти какое-то «социально-полезное» объяснение, но в случае с ЮКОСом потери для экономики, бизнеса, а, значит, и страны в целом очевидны. В течение одного дня, 3 июля капитализация ЮКОСа снизилась более чем на $1 млрд, а на следующий день падение курса акций компании продолжилось. Рискну предположить, что если Платон Лебедев проведет в заключении еще хотя бы неделю, то динамика иностранных инвестиций может сильно измениться. А главное, Россия все меньше становится похожа на демократическое государство с рыночно ориентированной экономикой. Все больше становится полковников, которые к тому же даже не черные, а просто серые. Владимир Путин, похоже, упускает свой исторический шанс в виде огромного доверия избирателей и высоких цен на нефть. Второй российский президент все больше похоит на первого советского, довольствуясь восторгами иностранцев по поводу того, что лидер великой державы, оказывается, может говорить без бумажки и ходить без посторонней помощи.
Российская общественно-политическая жизнь снова скатилась к клановым и межкорпоративным разборкам и предвыборному манипулированию безропотными российскими избирателями. Сначала им показывают по телевизору вызывающую роскошь отреставрированного на деньги олигархов Константиновского дворца под Петербургом – что должно вызвать пиитет и уважение к верховной власти. Потом – показательную порку этих самых олигархов, чтобы электорат в очередной раз поверил в сказку про доброго царя.
Любопытно, что ЮКОС является главным спонсором московского футбольного клуба «Динамо», принадлежащего силовикам. И неужели непонятно, почему Роман Абрамович покупает «Челси»?
* Признан в России иностранным агентом.