Top.Mail.Ru
рынки

…Плюс электрификация всей Африки

Фото: Артем Геодакян / Фотохост-агентство ТАСС Фото: Артем Геодакян / Фотохост-агентство ТАСС

В Санкт-Петербурге завершается второй саммит «Россия — Африка», на котором были определены перспективные направления для экспансии российского бизнеса. 

Африка выходит в топовые экономики

Экономическую борьбу за африканские рынки сегодня ведут многие страны. Это объясняется тем, что на континенте сосредоточены большие запасы полезных ископаемых, в частности до 40% общемировых залежей золота и до 90% — хрома и платины. А еще Африка — чемпион по кобальту, урану и алмазам.

Как говорится в исследовании «Экономика Африки: скрытый потенциал и реальный рост», подготовленном Институтом изучения мировых рынков и Фондом «Росконгресс», на сегодняшний день самые крупные экономики Африки — Нигерия, ЮАР и Египет. Однако по скорости роста в 2023–2024 годах они останутся на общемировом уровне (2–3%), и их обгонят другие страны: Руанда, Кот-д’Ивуар, Бенин, Эфиопия и Танзания прибавят в среднем более чем 5,5% и вернут себе места в рейтинге топ-10 самых динамичных экономик мира.

Также в быстрорастущие экономики континента выходят Конго, Гамбия, Мозамбик, Нигер, Сенегал и Того.

Депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин подчеркивает, что Россия может принять активное участие в повышении места Африки в системе глобальных экономических связей.

Россия - АфрикаФото: Донат Сорокин / Фотохост-агентство ТАСС

Экономические связи с РФ, по его оценке, имеют большой потенциал: современный товарооборот, достигающий около $20 млрд, может выйти на новые показатели. «Российскому бизнесу есть куда расти, и для этого есть все возможности. В Африке уже представлен ряд крупных отечественных компаний: “Росатом”, “Алроса”, “Лукойл”, “Русал”. В 2022 году Роскосмос вывел на орбиту ангольский спутник связи “Ангосат-2”. И это только часть работы, которую мы делаем сообща. Африка — один из главных потребителей российской пшеницы, и мы продолжим поставки. Сейчас приоритетная задача — налаживание новых транспортно-логистических цепочек», — подчеркнул депутат.

То, что у российского бизнеса большой потенциал для работы в Африке, подтверждает руководитель консалтингового агентства GR Group Андрей Громов.

«Я уверен, что в ближайшие годы мы можем получить не только 10-процентный, но и гораздо более высокий показатель прироста товарооборота между нашими странами. Это полтора миллиарда человек — огромный рынок и огромный запрос», — заявляет Громов.

Если смотреть на конкретные страны, то во внешнеторговом обороте между Россией и Мозамбиком, например, наблюдается паритет: они нам — редкоземельные металлы и табачную продукцию, мы им — агропродукцию и химию.

А в Камерун поедет отечественное промышленное оборудование. С этой целью заключен меморандум о сотрудничестве между Российским экспортным центром и компанией MSMI из Камеруна.

еще по теме:
Наши новые друзья
Как трансформируются внешние экономические связи России
Друзья России

Агроцели на экваторе

Немаловажно, что на жарком континенте сосредоточено около 65% глобальных пахотных земель и примерно 10% внутренних возобновляемых источников пресной воды, что делает регион инвестиционно привлекательным с точки зрения сельского хозяйства.

Агросектор играет ключевую роль для экономик многих африканских государств — с точки зрения вклада в ВВП (сектор в среднем обеспечивает 15%), занятости (примерно 60% всего трудоспособного населения работает в сельском хозяйстве) и международной торговли.

Капиталовложения в эту отрасль росли с 2012 года с небольшим «проседанием» во время COVID, повлекшего разрушение глобальных цепочек поставок.

Африка в 2022 году стала единственным регионом, нарастившим по сравнению с предыдущим периодом инвестиции в агротех. По данным аналитиков Центра развития финансовых технологий (ЦРФТ) Россельхозбанка, в то время как мир демонстрировал инвестиционный спад, страны Африканского континента увеличивали вложения в агроинновации. Инвестиции по итогам 2022 года выросли на 22% — до $640 млн.

В настоящее время, по оценке Россельхозбанка, приоритетными направлениями для агротехинвестиций выступают технологии ритейла и ресторанного дела (общий объем капиталовложений в 2022 году — $197 млн долларов, доля — 30,8%), «мидстрим-технологии» (подготовка к транспортировке: 170 млн долларов, доля — 26,6%), а также сельскохозяйственные маркетплейсы и агрофинтех (131 млн долларов, доля — 20,5%).

Директор Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елена Батурова объясняет положительную динамику и направленность тем, что традиционные пути обеспечения эффективности уже не работают.

«К 2050 году каждый четвертый житель Земли будет африканцем. С ростом населения будет неизбежно увеличиваться и потребность в питании. В подобных условиях агротех — ключ к решению продовольственной проблемы», — говорит Елена Батурова.

Рост африканского агрорынка открывает новые возможности для российских производителей удобрений, которые уже перенаправляют свою продукцию в Египет, Кению и Нигерию, где выращивают чай, кофе, цветы, арахис, помидоры, кукурузу и другие культуры.

По словам вице-президента РЭЦ Никиты Гусакова, дальнейшее увеличение товарооборота зависит от того, как быстро удастся отказаться при расчетах от доллара и евро и подключиться к альтернативным каналам передачи сообщений между финансовыми институтами.

При этом часть контрактов уже оплачиваются в юанях, и заключаются первые контракты в рублях. Для перехода на локальные валюты понадобится не только финансовая инфраструктура, но и рост поставок товаров из Африки в РФ.

Восполнить дефицит торгового баланса можно и за счет капиталовложений в самой Африке. Андрей Громов обращает внимание на то, что уровень электрификации части африканских стран — всего лишь около 2%. Таким образом, в сфере энергетики возможна реализация крупных инфраструктурных проектов. Этому будет способствовать созданная на форуме Африканско-русская энергетическая ассоциация. Также одним из успешных макропроектов может стать угольный хаб, который сейчас реализуется совместно с российскими и марокканскими деловыми кругами.

Еще по теме