Top.Mail.Ru
архив

Плюсовая арифметика

Товарищ читатель, разрешите доложить. Земфира* записала несколько песен вместе с Сергеем Шнуровым – в рамках проекта «Диоды». Свершилось. Или, если хотите, стряслось. Шнуровская затея поиграть в историю советского электропопа конца восьмидесятых, выпустив диск соответствующего 120 ударам в минуту содержания, так и осталась бы милой домашней шуткой для сотни тысяч его поклонников, наведением тумана и пусканием миража, кабы не его алхимический брак с Земфирой. Страна любит спонтанно возникающие творческие союзы (примеры – Пугачева и Киркоров, Курникова и Иглесиас, Пугачева и Галкин, Олейников и Стоянов), из мелодического стука двух сердец, как правило, возникает что-то интересное. Как минимум – крупные заголовки на страницах желтых газет. Ужо предвкушаю: «Шнуров ушел от жены к Земфире», «Девушка созрела, Шнуров сорвал». Народ уверен: любой союз не может быть просто творческим, за совместным распетием песни должна крыться естественная или противоестественная связь, storia d'amore.

Как хорошо известно регулярным почитателям запрещенных «ленинградцев», Шнуров однажды перепел песню Земфиры «Я искала тебя» словами «Ты искала меня». Земфира, говорят, тогда обиделась, но все закончилось мирно – на одном из концертов «Ленинграда» она выпевала: «Я искала тебя», а Шнуров ей отвечал: «Ты искала меня». Теперь дело дошло и до «Диодов». Тираж этого диска обещает стать рекордным, даже если довериться маркетинговому постулату, что объединение двух брэндов не есть простое суммирование двух аудиторий. Так, Sony собиралась в один телефон с Ericsson, а Compaq в один компьютер – с Hewlett Packard. И без того в Земфире и Шнурове плюсов до чертиков.

Почему они нашли друг друга – объяснять, думаю, не надо: одного поля ягоды в одно лукошко собираются, вместе и на компот идут. Шнурова в свое время звала Пугачева – на «Рождественские встречи». Не пошел. С «Ленинградом» хотел сыграть альтист Башмет. Не приняли. На мой простоватый вкус – зря. Конечно, тут же обнаружились бы люди, сказавшие, что Шнур «продался», променял атаманскую вольницу на генеральские погоны регулярной попсовой армии.

Все равно скажут. Для окончательной канонизации Шнурову не хватает двух вещей – выхода его сборника рассказов, который второй что ли уже год лежит в издательстве «Амфора», и выхода официальной биографии: официальный биограф ждет не дождется аванса от другого издательства.

Подлая ерундистика ситуации в том, что чем известнее и дороже становится художник, тем больше у него шансов попасть в зависимость от своей репутации и от предсказуемой трактовки каждого его шага. Предположим, Шнуров решит спеть дуэтом с Басковым. Часть его поклонников решат, что он упал до уровня Баскова, а другая часть – что он опустил Баскова еще ниже, а сам хорошо повеселился. В мотивы самого Шнурова мало кто будет вслушиваться: нам же гораздо важнее собственные представления о кумире, его соответствие нашим представлениям и ожиданиям. Отсюда, кстати, проистекает известная мстительность поклонников: ничего преступнее для них нет, если кумир обманул ожидания – не то спел или не то написал, не на том (не на той) женился. Его дело истуканское – стоять там, куда поставили, и полировать ноги поклонническими поцелуями. В этом плане союз Шнурова с Земфирой – ход одновременно и своевольный, и безопасный, и взаимовыгодный. Встречается в мире еще такая счастливая гармония.

* признана в России иноагентом.

Еще по теме