Почему бизнес не витает в "облаках"?
В последние несколько лет российский IT-рынок активно обсуждает тему SaaS (software as a service), или "облачных" технологий.
Суть модели заключается в том, что заказчик не покупает программное обеспечение, а платит за тот сервис, который оно обеспечивает. Само ПО предоставляется в аренду - через Интернет. Казалось бы, выгода очевидна: не надо выкладывать деньги за софт и тратиться на дорогостоящих специалистов, его поддерживающих. Это особо выгодно малому и среднему бизнесу: издержки на IT обходятся небольшим компаниям в немаленькую сумму. Однако вопреки прогнозам и здравому смыслу популярность "облачных" решений оставляет желать лучшего: проникновение SaaS на потенциальном рынке составляет не более 4%, то есть из 2 млн компаний малого и среднего бизнеса пользователями SaaS являются не более 80 000. В чем причина подобного равнодушия?
Все, кто хоть как-то сталкивался с предпринимательством, знают, как выглядят приоритеты среднего и малого бизнеса. Первое место в списке ежедневных забот занимает бизнес как таковой (условно 90% времени и сил). На втором месте налоги, бюрократия и работа с "инстанциями" (приблизительно 9%), а на третьем (0,9%) - широкий спектр административных вопросов, среди которых появляется первая по важности IT-тема - бухгалтерия и налоговая отчетность (то есть один-единственный продукт из широкой линейки продуктов SaaS-провайдеров). На остальные вопросы, связанные с IT, остается не более 0,1%. Если я и утрирую, то совсем немного. Это означает, что предприниматель просто не думает о SaaS. Ему не до этого. Только тогда, когда его мозг будет свободен от решения первых трех вопросов или когда он поймет, что есть прямая связь "SaaS-выручка", он сможет остановиться и поразмыслить на тему "а не перевести ли мне два моих телефона на "облачную" АТС".
Вторая причина - чисто демографическая. В нашей стране менее 2% молодых людей - выпускников вузов становятся предпринимателями. Подавляющее большинство этой аудитории составляют люди среднего и старшего поколения. Финансово и IT-подкованная молодежь, способная разобраться в вопросе, чем инсталлируемый "1С" хуже или лучше "облачного" "Моего дела", явно в меньшинстве. А чем старше человек, тем сложнее ему менять взгляды на жизнь. У меня есть родственница в одном из малых городов России, она управляет парой ресторанов, рынком и небольшим торговым центром. Так вот у нее на столе в кабинете вообще нет компьютера! И знаете, почему? Он ей не нужен, чтобы быть успешной в своем городе. А ее сын, у которого магазин одежды, использует компьютер для автоматизации каких-то небольших задач, и я уверен, что он смог бы стать пользователем SaaS-сервиса, если бы тот четко отвечал его нуждам (типовое решение для магазина).
Почему я все-таки верю в SaaS как рынок? Он победит естественным, эволюционным путем: во-первых, потому что рано или поздно просто не станет иных форм распространения ПО, и все компании превратятся в клиентов SaaS-провайдеров автоматически. Ключевыми задачами будут являться бухгалтерия и учет, телефония и интернет-присутствие. А во-вторых, потому что произойдет закономерная смена поколений, "омоложение" предпринимательской аудитории, вырастет компьютерная грамотность и т.д.
Единственное, что способно сдержать этот сценарий, - это сокращение объемов предпринимательства как такового. Пессимистичный сценарий, но вероятный: повышение страховых взносов для ИП в конце 2012 г. уменьшило их количество только за два месяца на 208 000. А это в 2,5 раза больше всего SaaS-рынка на текущий момент. Остается лишь уповать на то, что сценарии будут меняться, а рынок развиваться не вопреки, а благодаря, главное - чтобы не мешали. Остальное - вопрос времени.