Top.Mail.Ru
архив

Подкоп под монополию «Ростелекома»

Когда в вашу компанию приходят факсы, предлагающие снизить на 80% стоимость ваших расходов на международные переговоры, они чаще всего идут в корзину. Между тем фирмы, предлагающие вам телефонные звонки в США по 30 центов в минуту, необязательно жулики, подключившиеся, как чеченские нефтяники к трубе, к какому-нибудь дальнемагистральному кабелю. Значительная часть этих компаний пытаются привить на российскую почву новую даже в масштабах всего мира технологию - Интернет-телефонию.

Паутинный мост

Для того чтобы воспользоваться услугами Интернет-телефонии, необходимо и достаточно обыкновенного телефона.

Действует эта технология так. Звонок со стандартной телефонной линии попадает на специальный сервер (VTG-сервер), после чего голос преобразуется в т. н. IP-пакеты - «кусочки» разговора, оцифрованные и снабженные служебной информацией. Эти пакеты по каналам Интернета передаются на такой же VTG-сервер в том городе, куда адресуется звонок, где преобразуется в обычный телефонный сигнал. Звонок из города на VTG-сервер - местный, поэтому почти ничего не стоит (равно как и с VTG-сервера на местный телефон), поэтому клиенту приходится платить только за использование провайдером канала Интернета и за использование его оборудования, плюс прибыль провайдера. Передавать IP-пакеты по магистральным каналам связи дешевле, чем аналоговый или цифровой сигнал, не нужно для этого выделять постоянный канал между абонентами, поэтому звонок по Интернет-телефону на порядок дешевле, чем, например, по каналам «Ростелекома» - крупнейшего российского оператора дальней связи.

Обыкновенно звонок выглядит следующим образом: вы набираете с любого телефонного аппарата номер провайдера Интернет-телефонной связи и соединяетесь с автоматической диспетчерской. После этого набираете свой пароль и идентифицируетесь системой как клиент, у которого есть определенная сумма денег на счету. Естественное, что для этого надо, - либо заключить договор с провайдером (заплатив ему определенную сумму в виде депозита), либо купить телефонную карточку у этого провайдера (что по сути одно и то же). Следующий шаг: вы набираете обыкновенный телефонный номер и код в любой точке мира и говорите как по обыкновенной телефонной линии. Есть и некоторые отличия: так, голос вашего собеседника в телефонной трубке может быть немного искажен, а отдельные фразы прерываться или приходить с задержкой до двух секунд - как в мобильном телефоне при звонке из автомобиля (впрочем, такая задержка - редкость).

Некоторые провайдеры Интернет-телефонии предлагают и возможность отправки факсовых сообщений. Остальные услуги Интернет-телефонии - голосовая почта, конференц-связь, звонок с WWW-сервера на телефон, голосовая связь «компьютер - компьютер» - теоретически также предлагаются провайдерами, в том числе и в России, но особой популярности не имеют. Еще несколько лет Интернет-телефония будет выглядеть так же, как и сейчас: телефонная трубка, депозит у провайдера и - 30 центов в минуту. Куда угодно.

Структура для старта

Казалось бы, спрос на дешевую телефонную связь в России, особенно сейчас, после кризиса, должен только возрасти. Кроме того, теоретически с развитием в стране среднего бизнеса расходы его на междугородние и международные телефонные переговоры должны только возрастать, и Интернет-телефония просто обязана стать популярной в России - она позволяет экономить деньги.

Объем продаж АО «Ростелеком» составляют сотни миллионов долларов в год. Почти весь телефонный трафик за рубеж и междугородные звонки по России идет через него. Между тем тарифы на дальнюю телефонную связь в стране не так уж и малы, особенно на международную. Даже «откусив» у «Ростелекома» 2 - 3% рынка, можно заработать миллионы. Не делая огромных вложений: крупных инвестиций в интернет-телефонные сети не требуется. Однако сейчас, по словам операторов этого рынка, годовой оборот интернет-телефонного провайдера не превышает $100 тыс.

Между тем в России в этот вид связи уже вложено немало денег и сил. Российский рынок формируют три интернет-телефонные сети - Rinotel (компания RGC), TarioNet и сеть Ассоциации независимых провайдеров Интернет-телефонии (сеть «Инкомтел»), способные обслуживать как частных, так и корпоративных клиентов в коммерческом режиме. Есть дилеры крупных мировых производителей программного обеспечения и оборудования - например, CompTek, более известный как разработчик системы поиска Яndex (см. «Ко» № ...), существуют и две российские компании, разрабатывающие российское программное обеспечение для Интернет-телефонии - «СофтПро» и «Светец». Тем не менее, по словам Андрея Шишло, менеджера компании RGC, сейчас в России такого явления, как Интернет-телефония, практически не существует, а компании, претендующие на место на будущем рынке, находятся в позиции «низкого старта».

Дело в основном в том, что Интернет-телефонии в России с официальной точки зрения просто нет. Причина этого - позиция Госкомсвязи, уже почти год пытающегося определить, что такое Интернет-телефония. Вопрос, выглядящий чисто теоретическим, на практике является почти политическим.

Нет решения – нет проблемы

Позицию Госкомсвязи по вопросу Интернет-телефонии высказал зампред комитета Наум Мардер на пресс-конференции в конце 1998 года. По словам Мардера, Интернет-телефония, как и всякая услуга связи, должна лицензироваться его ведомством. Проект лицензии разработан Госкомсвязью уже давно, однако, по словам Мардера, должен быть переработан. Основная проблема - определить Интернет-телефонию или как один из видов обычной телефонной связи, или же как услугу по передаче данных. На нынешний момент комитет считает, что технологии Интернет-телефонии не так сильно отличаются от обычной связи.

Такая позиция самих игроков на этом рынке совсем не устраивает. Так, согласно законодательству телефонные провайдеры должны учитывать интересы льготных категорий населения, правоохранительных органов, есть для такой связи и ограничения на отключение абонентов от сети. Однако главное, что не нравится IP-телефонистам, - это то, что тарифы телефонной связи регулируются государством. А это в принципе способно убить бизнес на корню: понятно, что чиновникам, которые будут регулировать тарифы, в наименьшей степени интересны проблемы прибыльности. «Такое решение закроет IP-телефонию и в целом, и в том числе для малого бизнеса», - заявил в интервью агентству «Алгоритм» Андрей Емельяненко, гендиректор компании «Инкомтел».

Впрочем, есть основания полагать, что позиция Госкомсвязи по этому вопросу будет не столь жесткой. Участники созданной в 1998 году группы «Интернет-телефония» при Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ), разрабатывавшие технические документы по Интернет-телефонии для лицензионной комиссии Госкомсвязи, говорят о том, что позиция ведомства в принципе не столь жесткая - в частности, речь идет не о регулировании тарифов, а скорее об отдельных требованиях к принципам организации рынка и к стоимости лицензии. Однако все, кто сталкивался с проблемой лицензирования подобных услуг, отмечают один факт: Госкомсвязь не столько жестко против Интернет-связи, сколько не торопится вообще как-то решать этот вопрос. «Скоро год, как Госкомсвязь думает. На очередное заседание лицензионной комиссии мы приедем с цветами - годовой юбилей как-никак». Алексей Амилющенко, ответственный секретарь группы «Интернет-телефония» и менеджер компании CompTek - дистрибутора VocalTec в России, считает, что в ближайшее время картина не изменится. Сама же АДЭ считает, что Интернет-телефония не телефонная связь, а услуги по передаче данных, и активно продвигает свою позицию в Госкомсвязи.

Существует два предположения, почему Госкомсвязь не торопится с лицензированием Интернет-телефонии. Первое - крайняя запутанность самой документации Госкомсвязи, а отсюда - стиль работы ведомства, располагающий к долгому ожиданию результата. Второе - коммерческое: Госкомсвязь защищает интересы «Ростелекома», который в случае лицензирования Интернет-телефонии теряет монополию на дальнюю связь. Причем при любом решении лицензионной комиссии. Даже если Госкомсвязь решит, что IP-провайдеры на самом деле предоставляют услуги спутниковой связи, найдутся компании, согласные на то, чтобы называться «спутниковыми IP-телефонистами». И будут отбирать у «Ростелекома», фактически государственной компании, пока небольшие, но в перспективе серьезные деньги. В этой ситуации Госкомсвязи лучше вообще ничего не решать.

Подпольный межгород

Несмотря на то что положение Интернет-телефонии в России как бы нелегально (напомним, что всякая деятельность в области связи в России подлежит обязательному лицензированию), компании, оказывающие соответствующие услуги, все-таки существуют. Их обороты малы, а сами они вынуждены отказаться от серьезной рекламной активности, при этом интерес клиентов к их бизнесу медленно, но уверенно растет.

По словам Андрея Шишло, менеджера RGC, сеть Rinotel, созданная компанией, в настоящий момент работает в тестовом режиме. Тем не менее у компании есть достаточно много как частных, так и корпоративных клиентов.

Один из управляющих компании Tario Trading в интервью «Ко» заявил, что проблема интернет-телефонистов не только в лицензиях. «Существует иллюзия, что лицензирование в нашей отрасли сразу решат все проблемы Интернет-телефонии, и бизнес будет расти как на дрожжах. Однако похоже, что это не так: во всех компаниях не отработаны проблемы биллинга (оплаты. - Прим. «Ко»), межоператорских расчетов, есть проблемы и чисто технические - например, несовместимость программного обеспечения. Сети Интернет-телефонии долго работали в полукоммерческом режиме, и переход к чистому бизнесу обнаружит множество проблем».

Между тем несколько более активно развивается другой сектор Интернет-телефонии - корпоративные интернет-телефонные сети. На Западе основным пользователем и адептом корпоративных интернет-телефонных сетей считаются страховые компании (очень удобно связываться с офисом страховщика из любого места при наступлении страхового случая). Так, по прогнозам консалтинговой компании Killen & Associates, к 2020 году до 45% трафика телефонных переговоров страховых компаний будет производиться по корпоративным Интернет-сетям: для разных отделений компании междугородная и международная связь бесплатна. В России, как всегда, существует особый путь развития. По словам представителей Tario Trading, закрытых корпоративных интернет-телефонных сетей в России почти нет. Дело в том, что всякая компания, ставшая корпоративным клиентом сети и установившая VTG-сервер, достаточно быстро понимает, что помимо экономии расходов на телефонную связь на этом можно заработать, привлекая попутно частных клиентов. В TarioNet, например, из десятка крупных корпоративных клиентов только один остановился на варианте «закрытый сервис только для компании». Для Интернет-телефонии в России есть еще один плюс: помимо полугосударственного «Ростелекома» конкуренции на рынке просто нет. Если в США клиент имеет возможность выбирать между различными провайдерами межгорода, то у нас теоретически конкуренцию могут составить только компании, предлагающие дальнюю связь с использованием каналов западных провайдеров. Однако их тарифная политика такова, что они предпочитают продавать высококачественную и дорогую связь для VIP-клиентуры. В секторе дешевой связи невысокого качества конкурентов интернет-телефонистам нет. Именно поэтому провайдеры Интернет-телефонии развивают свои сети на будущее.

Так или иначе, но для развития интернет-телефонного бизнеса в России все уже есть. Пройдет год или два и возможность позвонить через Интернет будут учитывать многие люди, набирая многозначный номер на телефоне и одновременно ощупывая свой кошелек.

Мировой интернет-телефонный заговор, как и всегда, имел израильские корни

Интернет-телефония (иное название - IP-телефония) родилась в 1995 году. Как и многие технологии в мире www, она изначально создавалась как игрушка для пользователей Интернета, а руку к нему приложили большое число русских программистов из Земли обетованной. Когда израильская компания VocalTec выпустила первую программу, с помощью которой можно было передавать по сетям Интернета голос, ее восприняли даже менее оптимистично, чем знаменитую ICQ израильской же компании Mirabilis: качество связи и близко не стояло даже с российским традиционным шипением из телефонной трубки. Кроме того, рынок для IP-телефонии в этом варианте ограничивался лишь энтузиастами-пользователями.

Однако все изменилось, когда выяснилось, что IP-телефония может использоваться в качестве альтернативы магистральным телефонным линиям. Уже в 1996 году появились компании, предлагающие своим клиентам дальнюю телефонную связь низкого качества через Интернет. Но по нереально низким ценам. Всполошились крупные провайдеры обычной телефонии: несмотря на то что даже сколько-нибудь крупные интернет-телефонные компании в 1997 году продали свои услуги в объеме $10 - 20 млн, темпы роста нового рынка были впечатляющими. С VocalTec вступила в альянс компания Dialogic - крупный производитель оборудования, что сделало развитие рынка еще более бурным. К интернет-телефонистам стали приглядываться венчурные фонды, маркетинг этих компаний был агрессивным, а попытки обуздать экспансию на рынок новоявленных конкурентов через лицензионную палату США закончились просто ничем: чиновники признали, что IP-телефония не должна вообще лицензироваться.

К началу 1998 года на рынке сформировались несколько глобальных независимых провайдеров Интернет-телефонии. Одна из таких компаний - ITXC - к этому времени уже продавала всем желающим недорогую аппаратуру и возможность подключения к своей сети всем желающим, выдвинув лозунг «Начни свой бизнес с ITXC». Основанная двумя выходцами из России Ильей Вюртманом и Наумом Бардиным другая компания - DeltaThree - уже предлагала клиентам дальнюю телефонную связь в любую точку мира по тарифам в 3 - 4 раза меньшим, чем у конкурентов-связистов.

К середине 1998 года киты мирового телекоммуникационного бизнеса решили, что игра в Интернет-телефонию стоит свеч. Практически все крупные производители оборудования для отрасли (уровня Lucent и Siemens) занялись разработками аппаратных комплексов для Интернет-телефонии. А телекоммуникационные гиганты - такие, как AT&T, Qwest, GlobalOne, начали скупку акций провайдеров и разработчиков этого вида связи. Интернет-телефония быстро проникла и на европейский рынок: так, Deutsche Telekom объявил в том же 1998 году, что инвестирует в создание европейской интернет-телефонной сети $5 млрд. Интересуется этим направлением и любимый враг всех компьютерщиков мира - компания Microsoft: Билл Гейтс вряд ли потерпит, чтобы рынок, основанный на технологиях Интернета, развивался без его участия.

Интернет-телефония, похоже, не избежит участи других похожих технологий WWW. Место некрупных компаний, оседлавших свою идею и сделавших на ней миллионы, постепенно займут гиганты, чья задача сделать на этом рынке миллиарды. Непрерывно развивающаяся интернет-телефонная связь уже через 3 - 4 года будет способна потеснить на мировых рынках обычную дальнюю связь, достигнув при этом сравнимого качества. По весьма пессимистичным прогнозам Forrester Research, в 2002 году оборот на рынке Интернет-телефонии составит не менее $2 млрд, - около 1% от всего оборота мирового рынка телекоммуникаций. Даже за эту сумму стоит бороться: по тем же прогнозам, в 2020 году трафик к IP-телефонии займет не менее 20% от общемирового телефонного трафика.

Тарифы на услуги IP-телефонии в Москве (стоимость за минуту)

Российская сеть IP-телефонииПодмосковьеСанкт-ПетербургИркутскСНГСШАИзраильКарточка (мин. оплата)
TarioNet (Tario Trading)$0,05(1,2 руб.)$0,10(2.4 руб.)$0,16(4 руб.)$0,20(4,9 руб., Беларусь)$0,46(11 руб.)$0,46(11 руб.)$41,6(1000 руб.)
Сеть Ассоциации независимых провайдеров IP-телефонии (Инкомтел)$0,55(13,2 руб.)$0,25(7,6 руб.)$0,25(7,6 руб.)$0,52(12,48 руб., Украина)$0,39(9,36 руб.)$0,40(9,6 руб.)$50(1200 руб.)
Rinotel (RGC)$0,25*(6 руб.)$0,25-0,50*(6-12 руб.)$0,25-0,50*(6-12 руб.)$0,40*(9,6 руб.)$0,40-0,80*(9,6-19,2руб.)$30(720 руб.)

для сравнения

Ростелеком$0,06(1,67 руб.)0,16$(3,81 руб.)$0,35(8,34 руб.)$0,31(7,5 руб., Украина)$0,99(23,85 руб.)$0,98(22,05 руб.)-
Специальная сервисная связь ** (ЗАО «Контакт телекомм», сеть использует выделенные каналы от GlobalOne)$0,25(6 руб.)$0,50(12 руб.)$0,85(20,4 руб.)$0,9(22,8 руб., Украина)$1,68(40,52 руб.)$2,49(50,7 руб.)$48(1152 руб.)
Сеть Delta3 (крупнейший мировой провайдер IP-телефонии, звонки из США)$0,26 (любая точка России)$0,49(Украина)$0,15(любая точка)$0,23$0
         

ПРИМЕЧАНИЯ. Все российские сети объявляют о работе в тестовом режиме, по ряду направлений не гарантируется постоянного сервиса. Тарифы указаны на звонки в рабочее время (во всех компаниях существуют льготные тарифы на праздники, выходные и ночное время), по прайс-листам компаний. Цены пересчитаны по курсу 24 руб./$. * Цены без налогов. ** Действует прогрессивная система скидок в зависимости от трафика.

Еще по теме