Top.Mail.Ru
архив

Подковерное строительство

Очередное внешне рутинное заседание московского правительства, состоявшееся в минувший вторник, переросло в настоящий скандал. Инициатором его стал мэр Юрий Лужков, подвергший резкой критике деятельность столичного строительного комплекса. По мнению Лужкова, строители строят плохо, мало и дорого. Ответственный за стройкомплекс первый вице-премьер Владимир Ресин перенес все эти обвинения стоически, как это и положено в московской чиновной системе. Но даже он заметно занервничал, когда Лужков предложил передать кураторство над строительными организациями вице-мэру Валерию Шанцеву. Реакция Ресина понятна и объяснима: новое перераспределение полномочий грозит перерасти в настоящую аппаратную войну за деньги строителей.

Упустили...

Эмоциональная речь московского мэра была полна красочных сравнений и негодующего пафоса. Но если абстрагироваться от эмоций, то получится, что основные претензии к руководителям строительного комплекса сводятся к невыполнению планов по вводу нового жилья. За семь месяцев 2000 года построено лишь 25% коммерческого жилья, возводимого по городскому заказу. Лишь на 38% выполнен план и по реконструкции ветхого жилого фонда.

Тем не менее критического отставания строительства не наблюдается. Строительный сезон в самом разгаре, традиционно ударный по темпам работ третий квартал только начался, и судить об итогах года пока рано. Правда, чтобы справиться с третьим кварталом, надо ввести больше миллиона метров. Но строительные организации располагают ресурсом для ускоренной сдачи новостроек.

Если учесть, что ввод большинства зданий запаздывает из-за крайне неэффективно работающей системы самого московского правительства, то претензии мэра выглядят еще более несвоевременно. Один из самых длительных этапов организации строительства - разработка проектно-сметной документации, которая почти всегда затягивается сверх меры. Из-за этого организациям, непосредственно ведущим работы на площадках, устанавливаются чуть ли не стахановские сроки сдачи корпусов: на 3 - 6 месяцев меньше нормативных. В такой ситуации строители либо не выполняют план, либо строят быстрее, но хуже. Так что Лужков, пеняющий Ресину на качество жилья ("Вы упустили не только объемы, но и качество!"), отчасти предъявляет претензии и к самому себе.

Дополнительные трудности создают и производители комплектующих. Сроки работ напрямую зависят от графика их поставки на объекты типового строительства, составляющие основную часть московского жилья. Производители же комплектующих (а это в основном домостроительные комбинаты) часто сами инвестируют строительные проекты и предпочитают обеспечивать свои объекты в ущерб другим. Проблема только в том, что именно московское правительство и создало систему, при которой производители комплектующих могут сами возводить жилье.

Время "Х"

Как видим, все вышеперечисленные недостатки и проблемы уже давно присущи столичной градостроительной системе. Что же заставило Юрия Лужкова так громко озвучить болезненную тему именно сейчас?

Среди московских строителей на этот счет нет единого мнения. По одной из версий, виной всему давление федерального центра. Война с губернаторами (а Юрий Лужков всегда числился среди недоброжелателей Кремля) вынуждает московских чиновников ворошить свое гнездо. Атака на строительный комплекс, который является одним из главных доноров столичной казны, возможно, стала следствием возбужденных МВД уголовных дел против 30 руководителей строительных организаций Москвы. Иными словами, Лужков попросту хочет упредить кадровую чистку.

Согласно второй версии причиной критики в адрес строителей стали внутримосковские интриги. О противостоянии Шанцева и некоторых других крупных московских чиновников особенно говорить не принято (это вроде бы некорректно). Однако рост политического влияния Шанцева в правительстве Москвы - факт, который трудно отрицать. Вскоре после последних выборов г-н Шанцев заметно потеснил главу имущественно-земельного комплекса Олега Толкачева, забрав в свое ведение ряд его департаментов. Теперь аналогичный натиск испытывает на себе комплекс, возглавляемый Владимиром Ресиным.

Но есть и третья версия. "На самом деле стройкомплекс виноват в том, что хочет за свои труды денег, - рассказывает один из московских чиновников. - И городу недавно пришлось с ними расстаться. В июле строительным организациям было перечислено около 35% от объема годового финансирования". Отношение московской власти к стройкомплексу, его нуждам и прихотям меняется в зависимости от сезона. Ураганные продажи конца прошлого года позволяли московскому правительству смело смотреть в будущее. Однако уже весной этого года стройкомплекс показался мэру остро нуждающимся в средствах. Как заявил Лужков на Всероссийском совещании строителей, московскому стройкомплексу необходимо более 3,5 млрд руб., чтобы "избежать банкротства многих предприятий". После же июльских платежей Юрий Лужков высказал совершенно другие идеи: "Стройкомплекс нуждается в реформировании, его структуры - в улучшении, а строительство - в удешевлении; это требование времени". То есть беда не только в том, что стройкомплекс хочет денег - некоторая его часть хочет их незаслуженно.

Каждое из предположений о причинах атаки на Ресина основывается на реальных фактах, которые друг другу не противоречат. Вполне возможно, что истинными являются все версии сразу.

Партия ДСК

Критика в адрес строителей, в общем-то, справедлива. Московский стройкомплекс - явление уникальное. С одной стороны, власти не упускают случая похвалиться успехами в строительстве 90-х на фоне деградации отрасли в других регионах: мол, вовремя изменили систему управления и т.д. С другой стороны, в системе стройкомплекса сохранились организации, корни которых в советском прошлом. Главмосстрой, к примеру, подвергшийся самой острой критике со стороны мэра. Эта организация - кузница аппаратчиков-руководителей - должна координировать работу других организаций, то есть выполнять функции девелопера. А он в городе вроде бы уже есть - в лице департамента внебюджетной политики строительства. Да и других строительных организаций, функции которых дублируются или просто излишни, в Москве предостаточно.

Однако результатом атаки на "лишних" стало создание еще одной чиновной инстанции. Ее появление не просто отражает закулисную борьбу в высших эшелонах московской власти, но вполне способно изменить конъюнктуру рынка недвижимости. В столице создается специальная комиссия, которая займется организацией конкурсов на получение строительными организациями государственного заказа. То есть в ее функции входит проведение среди строителей своего рода естественного отбора. Но самое интересное в этой структуре - персона ее руководителя. Комиссию возглавит вице-мэр Москвы, глава комплекса экономической политики развития города Валерий Шанцев.

Что такое естественный отбор на московском строительном рынке - хорошо известно. Заказы получают те, кто способен быстрее и лучше договариваться со столичными регуляторами. Так что весьма вероятно, что в результате появления нового регулятора в среде столичной строительной элиты произойдет перегруппировка. Проще говоря, возникнет новая политическая партия строителей. По слухам, ее основу составят ДСК-1 и МСМ-5.

Еще по теме