Полетные амбиции
![Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»](/resize/w1920/upload/iblock/2e8/1a0wmxzb5zgdb12uvgiwe6djnplys3kq/820055.jpg?022edb60)
Вчера в Тольятти Владимир Путин поставил задачу кардинально ускорить развитие беспилотной авиации с целью выхода в мировые лидеры к 2030 году. Президент поручил «открыть небо» для гражданских беспилотников в тех регионах, где это безопасно, а также создать новый класс воздушного пространства специально для БПЛА. В ближайшие десять лет в стране планируется развернуть 48 центров производства беспилотных летательных аппаратов.
Эти планы появились на фоне заметного роста отрасли — в 2024 году выпуск гражданских дронов в России увеличился в 2,5 раза. Однако на глобальном рынке беспилотников ситуация уже сложилась не в пользу России: Китай контролирует более 70% рынка коммерческих дронов, а Иран создал развитую индустрию военных БПЛА. Теперь российской промышленности предстоит не только нарастить объемы производства, но и преодолеть существенное технологическое отставание.
Стратегии и реальность
Утвержденная правительством в июне 2023 года стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года предполагает создание полноценной новой отрасли российской экономики. Документ определяет несколько ключевых направлений трансформации.
Во-первых, речь идет о серийном производстве отечественных беспилотных систем. По расчетам авторов стратегии, к 2035 году объем рынка БПЛА в России может превысить один миллион единиц. Для сравнения: Китай уже сейчас производит более двух миллионов дронов ежегодно.
Во-вторых, стратегия предусматривает развитие соответствующей инфраструктуры - от аэродромов до дронопортов. Начало этому процессу уже положено: в ноябре 2024 года Нижегородская область стала первым регионом, где введен экспериментальный правовой режим для полетов беспилотников.
В-третьих, документ уделяет особое внимание кадровому вопросу. Предполагается создание системы подготовки специалистов в области беспилотной авиации, включая программы переподготовки действующих инженеров и конструкторов.
Международный опыт: кто и как развивает беспилотную авиацию
Китайская модель базируется на нескольких ключевых элементах. В 2012 году правительство КНР включило беспилотную авиацию в список приоритетных направлений развития и создало систему государственной поддержки. В городе Шэньчжэнь сформировался крупнейший в мире кластер разработки и производства дронов, где расположены более 300 компаний отрасли. Ежегодные инвестиции в НИОКР только по линии государства превышают 1,5 млрд долларов. Параллельно Китай развивает образовательные программы — более 40 университетов готовят специалистов по беспилотным системам.
Иранский путь демонстрирует возможность создания полного цикла производства в условиях санкционных ограничений. За последние 15 лет страна наладила выпуск всех критических компонентов для БПЛА — от двигателей до систем управления. Ключевую роль сыграли научно-производственные консорциумы, объединяющие университеты, исследовательские центры и промышленные предприятия. Особенность иранского подхода — создание распределенной сети небольших производств вместо крупных централизованных заводов. Это достаточно дальновидно, так как персы опасаются ракетных ударов со стороны Израиля по своим объектам.
Турция за последние пять лет совершила заметный рывок в области военных беспилотников. Компания Baykar, начинавшая как небольшое семейное предприятие зятя президента Турции Сельчука Байрактара, превратилась в глобального игрока. Успех обеспечила комбинация частной инициативы с государственной поддержкой в виде оборонных заказов и экспортного продвижения. Турецкая модель показывает эффективность концентрации на отдельных нишах вместо попытки охватить весь спектр беспилотных систем.
Израиль, один из пионеров беспилотной авиации, сделал ставку на развитие высокотехнологичных решений. Страна занимает первое место в мире по экспорту военных БПЛА в денежном выражении. Израильская модель построена на тесной интеграции военных разработок с гражданским сектором и активном трансфере технологий между ними. Важную роль играют технологические теплицы — специальные центры поддержки стартапов в сфере беспилотной авиации.
Индия реализует программу Make in India в сфере беспилотников, стремясь снизить зависимость от импорта. Страна комбинирует развитие собственных разработок с локализацией производства зарубежных моделей. Создана сеть испытательных полигонов и центров сертификации. Однако пока результаты скромнее, чем у других стран - сказывается отставание в элементной базе и системах управления.
Что стоит между Россией и небом
Анализ международного опыта и текущей ситуации в России позволяет выделить несколько критических факторов, от которых зависит успех стратегии развития беспилотной авиации.
Во-первых, технологическое отставание в ключевых компонентах. В отличие от Китая и Израиля, российская промышленность пока не обладает полным циклом производства современных беспилотных систем. Особенно остро стоит вопрос с элементной базой, системами связи и навигации. Опыт Ирана показывает, что создание собственного производства критически важных компонентов возможно, но требует времени (десятилетий) и значительных ресурсов.
Во-вторых, кадровый вопрос. В России ежегодно выпускается около 2000 специалистов в области беспилотной авиации, тогда как только в Китае — более 15000. При этом потребность в квалифицированных кадрах будет расти по мере создания новых производственных центров. Турецкий опыт демонстрирует важность не только подготовки инженеров, но и создания команд, способных реализовывать полный цикл от разработки до серийного производства.
В-третьих, регуляторные барьеры. Действующее воздушное законодательство не адаптировано под массовое использование беспилотников. Эксперимент в Нижегородской области — первый шаг к решению этой проблемы, но для достижения уровня Китая, где созданы специальные воздушные коридоры для дронов в большинстве крупных городов, потребуются системные изменения нормативной базы.
В-четвертых, вопрос финансирования и рыночного спроса. Успешные примеры других стран показывают необходимость сочетания государственных инвестиций с развитием частного сектора. России стоит присмотреться к израильской модели трансфера технологий между военным и гражданским сектором.
Цепная реакция: от авиастроения до микроэлектроники
Развитие беспилотной авиации способно запустить цепную реакцию технологического обновления в российской промышленности. На основе опыта других стран можно выделить несколько ключевых направлений влияния.
В сфере авиастроения производство беспилотников стимулирует развитие новых технологий проектирования и производства. Композитные материалы, аддитивные технологии, системы автоматизированного проектирования — все это необходимо для создания современных БПЛА. По данным стратегии развития беспилотной авиации, к 2030 году планируется локализовать производство более 80% критических компонентов.
В микроэлектронике потребность в системах управления и связи для беспилотников создает устойчивый спрос на отечественные решения. Опыт Ирана показывает, что даже в условиях санкций возможно создание полного цикла производства электронных компонентов для БПЛА. Российским производителям предстоит освоить выпуск процессоров, датчиков, систем навигации.
Программное обеспечение для беспилотных систем требует развития отечественных решений в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения, обработки данных. Израильские компании, например, успешно адаптируют военные разработки для гражданского рынка, создавая новые направления в софтверной индустрии.
Производство аккумуляторов и силовых установок для дронов может стать стимулом для развития энергетического машиностроения. Китайский опыт демонстрирует, как массовое производство беспилотников способствовало развитию технологий электродвигателей и систем хранения энергии.
Создание 48 центров производства БПЛА к 2030 году — выполнимая задача. Вопрос, будет ли это для отчетности «наверх», как было с «Роснано», чей старый топ-менеджмент в уголовном розыске, или у них будет реальное наполнение. Главное — создать полные производственные цепочки, как это сделал Китай. Но это не значит сборку из китайских комплектующих. Без развития производства компонентов и материалов новые центры рискуют стать лишь сборочными площадками. Насчет лидерства к 2030 году — вопрос открытый. Особенно с учетом того, какими скоростями продолжает развиваться эта отрасль в других странах, которые начали гораздо раньше.
Еще по теме
![](/img/place_366_366.webp)
![Аналитики объявили пятилетку природного газа](/resize/w600/upload/iblock/e36/rah5w412pap5zd98x5t8llls651qu2pd/20230912_zia_d204_133.jpg?df72aa6a)
![](/img/place_366_366.webp)
![Агенты ИИ: миссия по внедрению в бизнес выполнима](/resize/w600/upload/iblock/d81/irl93w9htee9samc8w8hpmloaod6t22m/207292580_l.jpg?8ad6499f)
![](/img/place_366_366.webp)
![«Русская лампочка»](/resize/w600/upload/iblock/7fd/80qo6bs7zmlplko1sb9n1v681mwgghbt/leonard_cotte_R5scocnOOdM_unsplash.jpg?435d9f16)