Top.Mail.Ru
архив

Полис для женщины

ПЕРЕГОВОРЫ о вступлении в ВТО идут полным ходом, и не исключено, что уже в 2003 году наш рынок будет открыт для иностранных компаний, в том числе страховых. Отечественных страховщиков эта перспектива откровенно пугает. Боятся они не зря: западные гиганты легко задавят наших страховщиков капиталами в несколько сотен миллиардов долларов, именем, проверенным десятилетиями, но главное – они предлагают качественно другие продукты. Все крупные контракты западники уже отобрали. Достаточно вспомнить «Русский алюминий», который уплыл в «Цюрих-Русь», и ГАЗ, переговоры о покрытии рисков которого уже идут с AIG. Пока относительно нетронутым остается рынок личных видов страхования. Один из крупнейших игроков на этом рынке – международная страховая группа AIG, которая имеет здесь “дочек” “AIG Россия» и AIG Life. По данным госдепартамента США, уже сегодня эта компания контролирует ровно половину российского рынка личного страхования (в целом реальный объем этого рынка составляет, по данным госдепа, $24 млн). Позиции AIG на российском рынке серьезно пошатнулись после того как ее прямой конкурент, компания Allianz купила 45% акций в одной из крупнейших российских страховых компаний «РОСНО». Но очевидно, что ответного удара от AIG ждать совсем недолго – не позднее чем в начале будущего года мы услышим об очередном слиянии компаний на российском страховом рынке, которое по-английски называется весьма выразительно – marriage. О планах AIG “Ко” рассказывает руководитель «Страховой компании AIG Россия» Гэри Колман. «Ко»: Недавно одна из крупнейших страховых компаний мира, немецкая Allianz, приобрела 45% акций “РОСНО”, что, несомненно, усилило ее позиции на российском рынке. Собирается ли AIG поступить также и приобрести пакет акций какой-либо российской компании или будет самостоятельно развивать бизнес? Гэри Колман: AIG постоянно ищет такие возможности на глобальном уровне. Например, в течение двух прошлых лет мы получили контроль над компаниями в США, Египте, Бразилии. AIG видит долгосрочный потенциал на российском рынке и собирается здесь серьезно работать. Подразумевает ли это, что мы будем сотрудничать с российскими компаниями? Конечно, если представится возможность. Мы постоянно следим за тем, какие возможности существуют в России. Честно говоря, за последние 3 – 4 года мы провели многочисленные переговоры о сотрудничестве с российскими компаниями. Не исключено, что однажды мы начнем вести бизнес с одной из них. «Ко»: Такая возможность уже есть: осенью правительство будет выставлять на продажу государственную страховую компанию «Росгосстрах». Намерены ли вы участвовать в аукционе? Г.К.: Мы рассматривали этот вопрос и пока не сбрасываем его со счетов. Пока мне не известно о каких-либо иностранных страховых (именно страховых) компаниях, которые проявили бы интерес к этому. ЕБРР, конечно, заинтересован в том, чтобы выкупить первый транш в 9%. Цена на него уже заявлена (около $5,5 млн – «Ко») и я думаю, что основной вопрос, на который предстоит ответить иностранному инвестору – согласен ли он заплатить такие большие деньги, не получая управленческого контроля над компанией. Мы посмотрим, как будут развиваться события. Возможно, заинтересуемся в участии, но пока об этом рано говорить. «Ко»: Компания Allianz намерена активно расширяться в регионы, это их совместная политика с «РОСНО». Не будет ли там конкуренции между вами? Г.К.: Мы конкурируем везде. Allianz имеет офисы в половине стран, где их имеем и мы. У них офисы в 70 странах, у нас в 130 – 140. Мы уже привыкли к конкуренции с другими международными компаниями, здесь нет для нас ничего нового. «РОСНО» имеет очень развитую сеть продаж, которая со временем будет расширяться. В некоторых видах, например, медицинском страховании, они очень успешны. Allianz приносит финансовую устойчивость, информационные технологии, но мы готовы к соперничеству, и я не вижу, чтобы что-то серьезно изменилось. Сейчас у нас есть головное отделение в Москве и в Санкт-Петербурге, также есть представительства в Перми, Самаре, недавно довольно успешно начали работать в Екатеринбурге. Во всех этих городах мы уже продаем полисы. В регионах пока не сложилось такой высококонкурентной ситуации, как в Москве, поэтому возможностей там больше. В столице много больших агрессивных компаний, которые набрасываются на каждый крупный риск. В регионах все по-другому. Со временем планируем расширять сеть офисов и представительств в регионах. Например, мы очень заинтересованы в Нижнем Новгороде и даже Дальнем Востоке. Скорее всего, будем расширяться осторожно, медленно, консервативно и только тогда, когда это будет экономически оправдано. «Ко»: Какова вообще политика AIG на российском рынке? Считаете ли вы, что этот рынок перспективен, и каковы на ваш взгляд его особенности? Г.К.: AIG начала работу в России еще в 1960 ???году, тогда мы помогали «Ингосстраху» получить лицензию в Нью-Йорке. Мы открыли представительство в Москве в 1991 году и получили лицензии на проведение страховых операций в 1994 году. Мы пришли в Россию надолго и считаем, что российский рынок обладает огромным потенциалом развития. Каждая страна имеет свои особенности. AIG работает в 130 странах. В России самая большая проблема в том, что люди и компании не понимают, как работает страхование. Кроме того, здесь мало доверяют финансовым организациям, таким, как страховые компании и банки. Но мы успешно строим бизнес здесь. Нам помогает высокий рейтинг ААА, который был присвоен нашей компании Standard & Poor’s. «Ко»: Какие новые продукты вы разрабатываете? Г.К.: Мы постоянно предлагаем на российском рынке те, вновь появляющиеся продукты и программы, которые уже были успешно введены на мировых рынках. Недавно, например, мы получили лицензию на страхование профессиональной ответственности топ-менеджмента (Directors and Officers Liabilities Insurance – «Ко»). Эта услуга требуется любой российской компании, выводящей свои акции на международный фондовый рынок. Потенциал в этой области огромен, учитывая, что степень интернационализации российских компаний растет. Еще один пример – мы стараемся способствовать тому, чтобы доступ на рынок получили негосударственные пенсионные программы. И уже получили лицензию на этот вид операций. Как только рынок откроется, мы предложим ему нашу финансовую надежность и инвестиционные возможности. Этот сектор также имеет исключительно высокий потенциал. Кроме того, мы постоянно улучшаем наши продукты медицинского страхования, страхования для отъезжающих за рубеж. К нашему полису по страхованию от несчастных случаев мы недавно добавили дополнительное покрытие на случай смерти. Сейчас разрабатываем новый полис для молодых работающих женщин, который, думаю, будет интересен на растущем рынке, где есть множество работающих женщин с высшим образованием. Эта программа успешно работает в Японии. Она включает страхование от несчастных случаев, в том числе связанных с автотранспортом. Что касается страхования жизни, то мы разработали продукт, несколько отличный от общемировой практики. Обычно полис страхования жизни продается главе семьи, обеспечивающему ее, мужу. Мы планируем продавать полисы страхования жизни женщинам. Этот способ распространения страховых полисов имеет большие перспективы в России. Здесь процент женщин с высшим образованием гораздо выше, чем мужчин в отличие от других стран. “Ко”: AIG имеет в России подразделение AIG Life. Значит ли это, что страхование жизни – приоритет компании? Г.К.: Работа в области страхования жизни идет очень успешно. Продавать полисы страхования жизни мы начали только в 1998 году, и успех был огромен. За год рост премий в долларах составил 400%, а в 2000 году сбор премий вырос на 300% по сравнению с 1999 годом. В этом году рост составил 250%. Но пока проникновение на этот рынок не очень глубоко. Как я уже сказал, люди не понимают, зачем это нужно, и еще они очень недоверчивы. К сожалению, причины для этого есть – уже были банки и страховые компании, которые не оправдали доверия клиентов. Но именно поэтому к такой компании, как AIG, которая работает во многих странах и придерживается высоких стандартов, есть доверие. У нас уже почти 15 тыс. клиентов, застраховавших свою жизнь в нашей компании. Но через год их может быть уже 25 – 30 тыс., а через два года – 50 тыс. Кризис помог нам в том смысле, что клиенты искали компанию, которой они могут доверять. Частично это стало причиной нашего успеха. СПРАВКА С кем конкурирует AIG? Хотя номинально на российском рынке присутствуют несколько десятков иностранных страховщиков, основные конкуренты AIG – две крупные международные корпорации: немецкая компания Allianz, которая имеет здесь «дочку» «Ост-Вест Альянс», а теперь и мощного партнера в лице «РОСНО», и швейцарская Zurich, основавшая здесь «Цюрих-Русь». Довольно прочные позиции у немецкой Alte Leipziger, которая контролирует питерскую компанию «Русь». Но эта компания работает преимущественно в Северо-Западном регионе. Этой осенью ожидается также появление на московском рынке немецкой компании ERGO, специализирующейся на Восточной Европе и странах СНГ. Сегодня доля рынка, которая принадлежит компаниям с иностранным участием, не превышает 3% (в 2000 году общий объем собранных премий составил 171 млрд рублей), однако уже в этом году ситуация может кардинальным образом измениться благодаря партнерству «РОСНО» и Allianz, а также активизации других иностранных страховщиков. До тех пор, пока Россия не открыла рынок для иностранных страховщиков, они могут работать здесь в качестве совладельцев российской страховой компании, при этом доля иностранного капитала в такой компании не должна превышать 49%.

Еще по теме