Top.Mail.Ru
архив

Политическая осень-99: выявились явные лидеры

За те полтора месяца, что составляется рейтинг PR-мероприятий, уже выявились явные кампании-лидеры, постоянно занимающие места в призовой тройке. Эксперты-профессионалы, а также "народные эксперты" с завидной последовательностью высоко оценивают кампанию премьер-министра Путина и кампанию в поддержку действий федеральных властей в Чечне. На прошедшей неделе в тройку лидеров рейтинга вошла также кампания против блока "Отечество - Вся Россия" и Юрия Лужкова.

По оценкам профессиональных экспертов, уже месяц в нашем рейтинге лидирует PR-кампания Владимира Путина. Даже возобновившиеся на минувшей неделе слухи о возможной отставке премьер-министра не только не снизили активности Путина на фронте агитации и пропаганды, но и подхлестнули ее. Один из наиболее решительных публичных шагов премьера, спровоцированных этими слухами, - заявление Путина о намерении принять участие в президентских выборах и информация о создании его предвыборного штаба. Однако, по мнению "народных экспертов", деятельность Путина на истекшей неделе была малозаметна: "Что-то такое говорил на международном уровне", "Может быть, Путин готовился к встрече в Турции? Там ему отдуваться придется за всех, и за президента в том числе, а Ельцина он "для мебели" с собой берет".

Достаточно интересной PR-акцией кампании Путина стала поездка премьера в Ижевск в связи с юбилеем Михаила Калашникова. Но юбилей известного во всем мире конструктора оружия как выигрышный повод привлек не только премьера. Не поленился съездить в Ижевск и еще один политик самого крупного калибра - Юрий Лужков. При этом ОВР очень активно "отработало" эту акцию. В частности, был подготовлен достаточно оригинальный слоган, использованный в поздравлениях юбиляру (выдвинутому, кстати, в Думу по спискам ОВР): "С Калашниковым "Отечество" непобедимо".

Одной из основных ударных точек PR-кампании Путина пока по-прежнему остается Чечня. Однако идея эксплуатации Путиным этой темы уже ненова и неоригинальна и в силу этого, наверное, не привлекает столь пристального внимания "народных экспертов", хотя замечена и достаточно высоко оценена экспертами-профессионалами. Вместе с тем все более активно начинается "раскрутка" премьера по двум другим направлениям. Это, во-первых, выстраивание его имиджа на международной арене, чему в последнее время весьма способствует интенсивный график зарубежных поездок Путина. А во-вторых, попытка обозначить причастность премьера к решению важнейших социально-экономических проблем страны.

Между тем чеченская операция продолжается, и проблема Чечни по-прежнему больше всего беспокоит россиян, опасающихся за себя лично и за будущее страны. Люди следят за событиями в Чечне очень пристально: важнейшим военным событием недели "народные эксперты" назвали, например, "взятие Гудермеса почти без боя" и планы сделать этот город столицей усмиренной Чечни. "Народные эксперты" отметили также появление нового акцента в освещении чеченской кампании средствами массовой информации - это тема обустройства мирной жизни на занятой федеральными войсками территории: "Мы пытаемся привлечь чеченцев на свою сторону", "В телевизоре появляются не только озлобленные рожи, но и те, кто почувствовал возвращение хоть какого-то порядка". Профессиональные эксперты также дали высокие оценки пропагандистской кампании федеральной власти по освещению событий в Чечне, хотя эти оценки и более сдержанны, что, вероятно, объясняется некоторым однообразием и стандартностью пропагандистских приемов.

Ранее Кремлем уже предпринимались попытки сформировать еще одного героя по решению чеченской проблемы - Сергея Шойгу. Но, вероятно, интерес к популяризации министра Шойгу вскоре пропал. Или, быть может, слабоватым оказался сам кандидат в герои. На прошедшей неделе как PR-кампания самого Шойгу, так и кампания возглавляемого им блока "Медведь" оценены профессиональным экспертами очень низко. Еще более критично высказывались "народные эксперты", выражавшие сожаление в связи с попытками Шойгу войти в большую политику и отказывавшие ему в наличии качеств, необходимых крупной политической фигуре. Публичные выступления Шойгу на этой неделе тоже не прибавили ему баллов: "Создается впечатление, что у Шойгу объем оперативной памяти - одна фраза. Он раз пять на неделе повторил, что Дума похожа на цирк, а этого быть не должно".

После продолжительного молчания со своим вариантом решения чеченской проблемы выступил Григорий Явлинский. Комментарии Явлинского не могли вызвать широкой народной поддержки, так как сейчас сторонников переговоров с чеченцами как никогда мало. Более того, подобное выступление может показаться серьезной ошибкой лидера "Яблока". Однако акция Явлинского рассчитана в основном на немногочисленный, но устойчивый электорат "Яблока" и на более широкий круг избирателей правого крыла. Заметим, что появившиеся на этой неделе рекламные ролики "Яблока" вызвали недоумение у многих "народных экспертов", в том числе и у тех, кто считает себя сторонником Явлинского. Эта реклама была оценена "народными экспертами" как бесполезное заигрывание с чужим электоратом: "Я сначала думал, что это коммунистическая пропаганда". Вполне вероятно, что основой тактики предвыборной кампании "Яблока" станет откровенная экспансия в смежные электоральные поля.

По итогам недели на второе место в рейтинге вышла кампания против блока "Отечество - Вся Россия" и мэра Москвы Юрия Лужкова. Вброс компромата на лидеров ОВР, и в первую очередь на Лужкова, продолжается и дает существенные результаты, стимулируя изменения в общественном мнении. Эксперты-профессионалы и "народные эксперты" в большинстве своем не приемлют методов ОРТ в авторском исполнении Сергея Доренко, но вынуждены признать результативность этой кампании. Так, по оценке обозревателя газеты "Время МН" Ирины Ясиной, кампания против ОВР эффективна, но методы ее проведения ужасны. "Народные эксперты", напротив, продолжают с интересом следить за валом компромата в исполнении Доренко, хотя и делают поправку на его "неконструктивность и злобность": "Доренко крайне неубедителен, мне сразу хочется защищать Лужкова, хоть я и не его поклонница". Уже создается впечатление, что контрпропаганда в стиле Доренко и методами Доренко очень скоро начнет давать обратный эффект, так как все это выглядит слишком грубо и неприлично: "Доренко откровенно давил на проститутку, пытаясь выудить гадость про Скуратова, а она не поддалась, то есть оказалась порядочнее Доренко", "Ради своих целей он легко подставил скуратовскую девчонку во второй раз".

На фоне активной кампании компромата против движения "Отечество - Вся Россия" PR-деятельность самого ОВР не дает должного пропагандистского эффекта. Лидеры блока зачастую ведут свои кампании порознь, причем очень несогласованно. Поэтому, хотя в исследуемый период ОВР и его лидеры и предпринимали какие-то контрпропагандистские шаги, кампания движения сильно проигрывает кампании, ведущейся против него. По мнению Ирины Ясиной, на том фоне, который создают оппоненты вокруг имени Лужкова, мэр Москвы должен действовать намного активнее. "Народные эксперты" даже отметили: "Не будь Доренко, я бы про Лужкова на этой неделе вообще не вспомнил", "Что-то Лужков перестал ездить по стройкам, двигать мосты и вообще как-то себя проявлять".

Как уже было сказано, ведущую роль в кампании против лидеров ОВР играют определенные телеканалы. Аналитические программы на ОРТ и РТР уже не раз фигурировали в нашем рейтинге и в разное время предлагались экспертами в качестве победителей по номинациям "Черный PR недели" и "Скандал недели". Большинство экспертов назвало в номинации "Черный PR" авторскую программу Сергея Доренко.

На четвертое место по итогам недели вышла кампания "Медиа-Моста", также во многом связанная с предвыборной гонкой. Некоторые эксперты предлагали присвоить этой кампании номинацию "Контрпропаганда", имея в виду ответный характер кампании против давления Кремля и Внешэкономбанка на НТВ. За акциями "Моста" видна хорошая организация: с завидной периодичностью материалы в нужном ключе выходили в принадлежащих группе СМИ - на НТВ, на первых полосах газеты "Сегодня". Сильным ходом (правда, скорее с точки зрения воздействия на экспертов, чем на рядовых избирателей) стало подключение к кампании экс-премьера Сергея Степашина (его интервью газете "Сегодня"). "Народные эксперты" не особенно вдаются в тонкости взаимоотношений крупных корпораций, однако и они отметили, что "Медиа-Мост" избрал оригинальную защиту от претензий государства: "Хотите возврата долгов? Получите государственные бумажки, которые сами и выпускали. У нас ведь правовое и демократическое государство, не правда ли?"

Агитационная кампания СПС также не вызывает однозначного одобрения - даже у "народных экспертов" правых взглядов: "В душе никто не против депутатской неприкосновенности - это полезная штука. Так же как никто не против больших денег", "Что, СПС совсем нечего сказать о себе?"

Профессиональными экспертами рейтинга выступают:


  • С.А. Авдеенко, зав. отделом политики журнала "Итоги";
  • М.Ю. Виноградов, ведущий эксперт Независимого института выборных технологий;
  • А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг";
  • Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ";
  • В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима";
  • А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков;
  • М.Л. Ковальский, главный редактор еженедельника "Коммерсантъ-Власть";
  • М.М. Кожокин, главный редактор газеты "Известия";
  • З.Э. Ларькина, генеральный директор информационного агентства AK&M;
  • Н.А. Мандрова, руководитель пресс-службы избирательного блока "Отечество - Вся Россия";
  • И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М";
  • В.В. Моисеева, генеральный директор агентства "Имиджленд";
  • А.В. Нискин, директор по развитию агентства "Михайлов и партнеры";
  • В.З. Пилия, креативный директор агентства "Тайный советник";
  • А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт";
  • А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО);
  • В.А. Фадеев, главный редактор журнала "Эксперт";
  • Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity;
  • А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России;
  • И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".

  •   PR-мероприятия (9 -14 ноября 1999 г.)Баллы
    1 Кампания Владимира Путина Заявление об участии в президентских выборах Слух о создании предвыборного штаба

    Поездка в Удмуртию на юбилей Калашникова

    Выступление по социально-экономическим вопросам

    4,1
    2 Кампания против ЮрияЛужкова и блока "Отечество – Вся Россия" Новостные и "аналитические" программы на ОРТ 4
    3 Кампания в поддержку действий федеральных властей в Чечне

    Международная активность: подготовка к саммиту в Стамбуле, репортажи об избиении российских журналистов в Лондоне,

    давление на Грузию,

    протест МИД РФ против приема в Париже Ильяса Ахмадова

    Организация съезда народов Чечни

    Пресс-конференция о путях политического урегулирования ситуации в Чечне

    3,6
    4 Кампания "Медиа-Моста" Заявление об организованном Волошиным давлении на российские СМИ Публикации и материалы на НТВ и в газете "Сегодня" 3,3
    5 Кампания блока "Отечество – Вся Россия" и Юрия Лужкова Пресс-конференция С. Караганова и С. Ястржембского

    Поездка Ю.Лужкова в Ижевск на юбилей Калашникова:

    "С Калашниковым Отечество непобедимо!"

    2,9
    6 Кампания Александра Вешнякова и ЦИК

    Встречи с журналистами

    Судебные действия против "Спаса"

    2,8
    7 Кампания "Яблока" Открытие сайта Степашина

    Выступление Явлинского о необходимости политического урегулирования в Чечне

    Заявление Степашина о давлении Кремля на ОРТ

    Реклама на ТВ

    2,7
    8 Кампания Союза правых сил и Сергея Кириенко

    Кампания Кириенко против московской прописки

    Региональные концерты СПС

    Регистрация Кириенко кандидатом в мэры Москвы

    Акция против "Спаса"

    Реклама референдума на ТВ

    2,7
    9 Губернаторская кампания Геннадия Селезнева Регистрация кандидатом в губернаторы Подмосковья Представление в Красногорске своей экономической программы 1,7
    10 Кампания "Единства" и Сергея Шойгу

    Переговоры о сотрудничестве с движением "Города России"

    1,5
    НоминацияАкция
    Находка "Отечество" с Калашниковым наперевес
    Контрпропаганда Освещение событий в Чечне и международные аспекты проблемы
    Слух Слух о создании предвыборного штаба Путина
    Черный PR "Сериал" Доренко
    Скандал  

    Еще по теме