Top.Mail.Ru
архив

Портрет в простой оправе

Фонд «Общественное мнение» – очевидно, к двухлетию пребывания Путина на посту президента – провел опрос, предложив россиянам назвать положительные и отрицательные качества своего президента. Три четверти опрошенных предпочли назвать положительные качества президента, около четверти высказались о том, что им в президенте не нравится. Из положительных характеристик в первую очередь названы волевые и деловые качества президента, затем его внешность и манера поведения, а также интеллект и образованность. Даже не вдаваясь в детали этих характеристик, можно понять, что рейтинг высокий. Впрочем, прежде чем приступать к всеобщему ликованию, было бы полезно вспомнить, что в реальности всеми видами опросов, исследований, фокус-групп и индивидуальных фокусов специалистов по пиару определяются общественная оценка не власти и человека, ее олицетворяющего, а только образ этой самой власти и того самого человека. Это не хорошо и не плохо – это просто данность.

В нашем случае власть оценивается, условно говоря, как зрелище: что и как она говорит, как ведет себя на публике и т.д. С этим, действительно, все в порядке. Да и то сказать: Луначарского не слышал, врать не буду, – но среди наших чиновников это, пожалуй, первый пример всегда спокойной, внятной речи человека, несомненно, знакомого не только с немецким, но и с русским языком. И содержание речей тоже, в общем, не смущает: почти подо всем сказанным можно подписаться. И коррупцию с воровством хорошо бы прекратить, и социальное обеспечение наладить, и государственную дисциплину укрепить (это в смысле выполнения законов представителями государственной власти, а не про баню в рабочее время), и экономику поднять. Ну, гимн, конечно, да… Но дело уже прошлое, а потом – не станешь же для президента требовать обязательного консерваторского образования. Зато хоть на подлодку, хоть в забой – запросто. Дирижерской палочкой не машет, снайперов не изображает, на пассажирском самолете боевых разворотов не выполняет. И вообще, в телевизоре – где ж его еще увидишь – производит вполне нормальное впечатление.

Одновременно опрос показал, что доля россиян, довольных деловыми качествами президента, за последние полгода уменьшилась с 26% до 17%. А из отрицательных качеств отмечены нерешительность и отсутствие за словами реальных дел. Отчасти, вероятно, дело тут опять же в телевидении. Вот показывают сюжет о том, как кабинет министров рассматривает анекдотичную программу развития отечественной автомобильной отрасли. Ни слова о том, какого класса и каких характеристик автомобили, по какой ориентировочной цене и на каких заводах, в какие сроки будут выпускать. Вместо этого загадочный министр промышленности Илья Клебанов долго объясняет, как будут расти пошлины на иномарки, чтобы поддержать реализацию тех новых автомобилей, о которых ничего не известно. И практически одновременно с сюжетом о заседании правительства по телевизору показывают встречу президента с Олегом Дерипаской, имеющим самое прямое отношение к ГАЗу. То есть президент всех россиян Владимир Путин в этот момент – вольно или невольно – на глазах у публики, одуревшей от этого всероссийского фарса с программой развития автопрома, становится президентом всех автомобильных лоббистов. Всем понятно, что никакого нового, да еще и качественного автомобиля (и уж тем более через три года) в России не появится. А по сюжету получается, что президент в это верит. Вот вам и неувязочка.

Но дело, конечно, не только в телевидении. Если перейти от образа власти к ее реальным делам – то есть к тому, что условно можно назвать хлебом, – то здесь пора трубить в фанфары и разворачивать знамена еще не настала. Для начала просто перечислим: судебная реформа, жилищно-коммунальная реформа, налоговая, военная… Конечно, сразу все не делается. Но может кто-нибудь назвать хотя бы один признак того, что военная реформа может стать реальностью? Весьма похвальный факт отмены льгот военнослужащим с одновременным повышением содержания всему личному составу мало напоминает закладку фундамента для перехода на контрактную службу. Или налоговая реформа: ведь всем понятно, что 13% – это реклама, а общий реальный налог почти втрое больше. И как это так получилось, что для развития малого бизнеса взяли и к вмененному налогу пристроили еще и социальный, который теперь надо отменять? Про суды не будем – слез не хватит. Это уже не говоря о большом январском подарке с ценами, плавно переходящем в подарок с инфляцией и возобновившимися задержками зарплаты в регионах.

Но достаточно. Проблемы всегда были и, конечно, всегда будут. Главное заключается в другом: судя по опросу, россияне пока больше ценят зрелища, нежели хлеб. Причем прямо пропорционально президентской популярности – то есть в соотношении три к одному.

Еще по теме