Top.Mail.Ru
архив

Последнее пристанище

23.06.201600:00

Знакомые рассказали недавно, что у друзей их друзей бабушка подарила внучке на 18-летие участок на престижнейшем московском Новодевичьем кладбище. История поразительная, даже по нашим временам. 

Поразительна прежде всего чисто человеческая логика бабушки, видимо, посчитавшей, что 18 лет – самое время задуматься о достойном последнем пристанище. Экономическая логика, правда, тоже просматривается: возможно, кладбищенские 2 x 2 м были сочтены хорошим объектом для инвестиций и, стало быть, финансовой страховкой. Вот только все дело в том, что сделки такого рода на самом деле не имеют под собой никакого юридического основания, хотя оформляются официально, через контору кладбища, – они попросту незаконны. «Мошенники продают, дураки покупают», – говорят инсайдеры. «Ко» писал об этом подробно в своем расследовании в 2012 г., как и о том, что ФАС пытается вывести сферу ритуальных услуг из серой зоны и сделать ее законодательно регулируемой. Помнится, тогда служба даже проводила серию «круглых столов» с игроками сегмента и представителями заинтересованных госведомств, включая, например, МЭР. Это была попытка найти консолидированную позицию по всем или хотя бы по большинству проблем, уже был почти разработан соответствующий законопроект… Но дальше дело не сдвинулось, так что ритуальные услуги сегодня в России регулируются не законом, а силами вне закона, что и показала недавняя хованская бойня, надолго ставшая новостью номер один.

Тайный покупатель

В США тоже не так давно довольно громко на отраслевом уровне прозвучала новость из мира похорон. Правда, американский регулятор назвал эту новость хорошей. Этот сегмент повсеместно на Западе относится к сфере услуг, так что регулятором в тех же США выступает Федеральная комиссия по торговле. И вот специально обученные люди в интересах регулятора провели очередную тайную проверку деятельности похоронных домов в США. Своего рода тайные покупатели проверяли соответствие деятельности похоронных домов своду уложений под названием Funeral Rule, то есть что-то вроде похоронного кодекса. Funeral Rule по самой своей концепции стоит на защите интересов потребителей. Кодекс вступил в действие, по историческим меркам, сравнительно недавно – в 1984 г. и требует от похоронщиков, в частности, с самого начала представлять клиенту прейскурант услуг и гробов – до того, как клиент и похоронный дом вступают в конкретные переговоры по поводу деталей печальной церемонии и к демонстрации образцов. Кроме того, похоронных дел мастеров обязывают подробно отвечать на все вопросы, в том числе и по телефону, а не только при личном визите в контору. Итак, Федеральную комиссию по торговле США, насколько можно судить по материалам ее сайта, порадовало то, что из проверенных в последний раз на территории девяти штатов 124 похоронных домов 92 продемонстрировали соблюдение Funeral Rule. Это, конечно, означает, что 32 компании данный кодекс проигнорировали, но проверки-то ведь будут продолжаться. А их материалы – публиковаться на сайте регулятора. 

Кроме того, из 32 выявленных нарушителей 30 согласились включиться в специальную тренинговую программу по исправлению недостатков Funeral Rule Offenders Program, которую курирует и ведет национальная ассоциация похоронщиков США – National Funeral Directors Association, – объединяющая 98% частных похоронных бизнесов в США. Переквалификация в рамках этой программы – альтернатива судебному преследованию со стороны Федеральной комиссии по торговле и довольно увесистому штрафу. Впрочем, участникам исправительной программы, рассчитанной на три года, отделаться бесплатно тоже не удается. Вместо штрафа они «добровольно» делают благотворительный взнос на счета Минфина США и еще платят ассоциации.

Те похоронные компании, в которых были обнаружены незначительные нарушения, должны в течение определенного времени показать и доказать, что недочеты устранены, как устранены и условия, которые сделали их возможными. 

Все это никак не означает, что похоронщики в США или где-то еще белые и пушистые. Недаром в свое время в Штатах прекрасно продавалась книжка ветерана отрасли, в которой он раскрывал все секреты обмана опечаленных родственников усопших. Но хоть не стреляют…

Почитать журнал

В целом похоронный бизнес регулируется так же, как и любой другой, включая лицензирование. Регулятор защищает права потребителей, фактически запрещая навязывание услуг, требуя прозрачности цен и ценообразования, обеспечивая демонополизацию и тем самым возможность выбора. Более того, американцев просто прямо призывают в случае смерти в семье не кидаться в ближайшую похоронную контору, а вытереть слезы и обзвонить несколько контор, сравнить цены, сроки, качество и принять решение осознанно. Более того, практически во всех странах выходят профильные отраслевые издания, а кое-где – и по 2–3 таких журнала, из которых, не считая сайтов, можно почерпнуть необходимую информацию.

На Западе похоронщики не звонят в семьи, потерявшие близких. Отчасти потому, что регулирование и лицензирование так или иначе упорядочивает поток желающих войти в похоронный бизнес, тогда как в России им может заниматься кто угодно. В результате, по некоторым неофициальным подсчетам, на Западе на каждого умершего приходится немногим более одного похоронного агента, а в России – восемь.

В Великобритании государство вообще не оставляет гражданина наедине со своим горем и сопутствующими затратами, а вопрос о контроле над похоронными тарифами ставится в парламенте. Как малоимущим британцам справляться с растущими похоронными расходами в связи с ростом цен, обсуждается на уровне парламента. Гражданам с низким уровнем доходов в Великобритании выплачивается по случаю смерти в семье максимально 700 фунтов стерлингов, и данная сумма не увеличивалась с 2003 г. Это и вызвало в последнее время негодование группы парламентариев, подсчитавших, что только в 2014–2015 гг. стоимость похоронной церемонии возросла в среднем на 3,9% и составляет 3600 фунтов стерлингов. В результате дело дошло до диких историй, например, о женщине, которая вынуждена была заморозить труп сына на несколько месяцев, которые потребовались ей, чтобы собрать деньги на погребение. Парламентарии настоятельно рекомендовали властям рассмотреть регулирование похоронных расценок. 

Бизнес как бизнес

Участники рынка похоронных услуг в США, объем которого оценивается более чем в $20 млрд в год (2,4 млн похорон ежегодно), зарегистрированы в общенациональном перечне National Directory of Morticians, Red Book, согласно которому в 2015 г., например, в США насчитывалось 19 391 игроков в этой отрасли (в 2004 г. – 21 528). Примерно 86% рынка похоронных услуг – частный бизнес. Оставшиеся 14% – у крупных публичных компаний: у Service Corporation International (SCI) – 12%, по 1% – у Carriage Services Inc. и StoneMor Partners.

SCI – крупнейший публичный игрок в Северной Америке (включая 8 канадских провинций и даже Пуэрто-Рико), владеющий целым рядом компаний, занимающихся похоронными услугами разного профиля (транспортировка, захоронение, кремация и т.п.). По состоянию на 31 марта 2016 г. компания является оператором 1522 похоронных салонов и 486 принадлежащих ей кладбищ. В качестве крупнейших инвесторов SCI зарегистрированы пенсионные фонды и фонды взаимных инвестиций. Компания и принадлежащий ей бренд Dignity Memorial недавно объявили о вложении $41 млн в развитие сети своих объектов в штате Техас, причем это подается в СМИ как работа на благо местных коммун. 

Однако за завесой пиара скрывается совершенно очевидное стремление угнаться за тенденциями. Например, такой, как старение населения и уверенно прогнозируемый устойчивый рост количества смертей, что для компаний похоронного сегмента точка роста бизнеса. Это и стоит за некоторым изменением контуров национальных рынков похоронных услуг. Так, британская Co-operative Group продала группе Dignity за 43 млн фунтов стерлингов пять крематориев вместе с персоналом, а средства вложила в расширение и модернизацию собственных похоронных домов. Для Co-operative Group эта сделка вроде бы наперекор рынку: в мире наблюдается рост количества случаев кремации, поскольку люди стараются сэкономить на погребальных церемониях, а кремация в среднем, конечно, обходится дешевле. Не так давно мажоритарный акционер крупнейшего французского похоронного оператора OGF (468 похоронных контор, 53 крематория), финансовая компания Pamplona Capital Management, продала 30% своего пакета (оставшись пи этом мажоритарным акционером OGF) канадскому пенсионному фонду Ontario Teachers Pension Plan.

Уйти от шаблона

Недавно прошли похороны ставшего легендой при жизни американского боксера Мухаммеда Али, состоявшиеся по сценарию, написанному им еще при жизни. Соответствие церемонии характеру и ценностям покойного – уже давно тенденция рынка ритуальных услуг. 

Например, в Великобритании для тех, кому важна забота об окружающей среде, есть частные небольшие фирмы – Natural Endings и Green Endings, которые, как видно из названий, организуют похоронную церемонию с упором на экологичность. Например, они могут предоставить сплетенный из биоразлагающихся материалов гроб и привезти его к дому, а потом на кладбище не на машине с бензиновым двигателем, а на велосипеде или, вернее, на трицикле. Несколько месяцев назад появилась даже похоронная фирма Poetic Endings. 

Тенденция ко все более скромным похоронам и в то же время к большей и иногда все более дорогостоящей персонализации погребального ритуала фиксируется повсеместно, даже в Японии. Здесь предлагают, скажем, отправить частичку праха после кремации в космос (в США эта услуга доступна с 1997 г.). В Японии этим занимается компания Ginga Stage из Осаки. Она предлагает за 450 000 иен просто отправить капсулу с прахом в космос на ракете и там развеять, а за 950 000 иен – разметить капсулу на спутнике на околоземной орбите. В 2,5 млн иен обойдется доставка капсулы на Луну. Другая японская компания, Elysium Space, запускает капсулы с прахом в космос за 300 000 иен: облетев Землю, капсула падает вниз, сгорая в атмосфере как метеорит. Ginga Stage – по факту агент американского похоронного оператора Celestis. Elysium Space тоже зарегистрирована в США. Похоже, американцы используют все, даже самые экзотические, возможности для экспансии на близлежащие рынки. В прошедшей в декабре 2015 г. в Токио отраслевой выставке приняло участие уже 220 похоронных компаний. 

Время вышло

Где бизнес-составляющая в похоронном бизнесе не так велика, так это в Германии. Здесь работают муниципальные, церковные и военные кладбища. Абсолютное большинство умерших в Германии захоранивают на муниципальных кладбищах. В 2006 г. после долгих проволочек было открыто одно частное кладбище, владелец которого руководит похоронным бюро. Но опыт не получил распространения.

Участки под могилы сдаются муниципалитетом в аренду примерно на 20 лет. Затем аренду можно продлить, если есть кому и на что, а если договор не продлевается, то останки эксгумируют, кремируют, урну перемещают в колумбарий или на участок для захоронения урн, а место отдают другим арендаторам.