Top.Mail.Ru
архив

Последний писк

Когда вы последний раз видели, чтобы кто-нибудь пользовался пейджером? Кажется, эти устройства сохранились только на радиостанциях – чтобы принимать заявки на песню, – и в сериале «Скорая помощь». Подавляющее большинство российских операторов пейджинговой связи давно разорились. Но некоторые, наиболее стойкие, сохранили свой бизнес. Для этого им пришлось измениться практически до неузнаваемости.

 

Две недели назад в Москве покончил жизнь самоубийством гражданин США Чарлз Джозеф Бэнч, занимавший пост генерального директора компании «Мультипейдж». По данным следствия, Бэнч последнее время «сильно переживал из-за финансовых трудностей компании». Этот трагический случай заставил заговорить о том, что дела у операторов пейджинговой связи идут из рук вон плохо. Но так ли это на самом деле?

 

Феодальный период

Невероятно, но факт: число абонентов пейджинговой связи в России до последнего времени неуклонно росло (см. график). Конечно, не такими темпами, как в середине 90-х, но все же. Одновременно сокращалось количество компаний, работающих на этом рынке.

В свое время российскому Минсвязи не удалось привлечь серьезных инвесторов в развитие пейджинга. Лицензии были выданы 427 (!) операторам, из которых 37 собирались работать в Москве и Московской области. Такое количество конкурентов не сулило ничего хорошего. На этом рынке, как и в случае с мобильной связью, присутствует эффект масштаба: чем больше абонентов, тем меньше расходы на обслуживание одного клиента.

Абонентская база пейджинговых компаний стабильно росла до 1998 года. Ежегодный прирост, по данным аналитической компании J’son Partners, составлял около 100 000 абонентов, но они были распылены между десятками операторов. Компания «ВессоЛинк» первой почувствовала необходимость консолидации. Вместе с компанией «Крипт», располагавшей обширной филиальной сетью, они составили ядро ассоциации «Единая пейджинговая система». Затем последовало слияние «РадиоПейдж» и «МультиПейдж» – объединенная структура получила 16,6% московского рынка. Компания «Таском» также попыталась найти сильного союзника, создав совместное предприятие «РТК-Пейдж» с национальным оператором дальней связи – «Ростелекомом».

Перед финансовым кризисом 1998-го расклад сил выглядел так. В России было более 330 000 абонентов пейджинговой связи (65 – 70% из них в Москве). Общий объем рынка составлял, по оценкам JsonPartners, более $25 млн. Действовали свыше 400 компаний с абонентской базой от 100 до 120 000 абонентов. Аналитики предполагали, что темпы роста должны ускориться и в 2001 году абонентская база достигнет 1,5 млн человек. Но реальность внесла коррективы в эти прогнозы.

 

Прощание с мечтой

После дефолта все планы рухнули. Доходы россиян упали в несколько раз, и желающих платить по $40 – $50 в месяц за пейджинговую связь становилось все меньше. Операторы снизили цены до уровня в $30 при том, что порог рентабельности составлял на тот момент $20. Несмотря на предпринятые меры, компании потеряли 10 – 15% абонентов. Правда, как поясняет директор компании «ВессоЛинк» по новым проектам Владимир Волков, отток абонентов начался не сразу: «Около семи месяцев мы вообще не замечали никакой отрицательной динамики, и только потом начался откат назад».

Основную угрозу представляла не девальвация валюты, а сотовые операторы, которые начали резко снижать тарифы. Подешевели и сами мобильные аппараты. По данным Минсвязи, число абонентов сотовых сетей за 1999 год выросло почти вдвое: с 747 000 до 1,34 млн. Даже после того как доходы россиян начали восстанавливаться, сотовые операторы оставили цены на низком уровне. Это сделало мобильную связь общедоступной и позволило отнять у пейджинговых компаний всю перспективную аудиторию.

Операторы пейджинговой связи бросились искать пути к спасению. Большие надежды возлагались на систему Calling Party Pays («вызывающая сторона платит». – Прим. «Ко»). В 2000 году компания «РТК-Пейдж» запустила сеть «Телетинг», пользователи которой платили только один раз, покупая пейджер, зато отправителям сообщений каждый звонок обходился в шесть-семь руб. (раз в месяц им по почте приходил счет – как за междугородные разговоры). До конца года компания планировала стать крупнейшим оператором пейджинговой связи в России, а к 2003 году собиралась увеличить абонентную базу до нескольких миллионов человек. Однако этим планам не суждено было сбыться. За несколько месяцев компании удалось привлечь всего 1500 клиентов, и в ноябре 2000 года проект закрылся. Абоненты «РТК-Пейдж» потеряли в совокупности около $80 000, так как купленные ими пейджеры «Телетинг» не были совместимы ни с одной из конкурирующих сетей.

 

На связи регионы

В гораздо лучшем положении оказались те операторы, которые построили развитые региональные сети: «Информ-Экском», «Континенталь», «Мобил Телеком». Доля москвичей в абонентской базе падала, зато на их место приходили жители регионов, где еще не было качественной и дешевой сотовой связи. По данным Минсвязи, с апреля 2001 года по апрель 2002-го количество владельцев пейджеров в стране возросло на 21,6%, и к началу мая 2002 года их насчитывалось почти 675 500. Прирост был обеспечен в основном за счет провинциальных городов.

Впрочем, региональная экспансия дала операторам лишь временную отсрочку. «Рынок пейджинговой связи по всей России находится в завершающей стадии своего развития, – говорит директор по маркетингу петербургской компании «НЕДА-Пейджинг» Александр Прокопович. – Если в каких-либо регионах еще и наблюдается рост, то эта ситуация продлится до тех пор, пока там не развернется ценовая война сотовых операторов». Неотвратимость потери рынка он иллюстрирует на примере своей собственной компании: «С августа 1998 года до весны 2002-го наша абонентская база медленно восстанавливалась и достигла докризисных размеров. А весной в Санкт-Петербурге началась ценовая война между «МегаФоном» и МТС, и с тех пор число наших абонентов неуклонно снижается».

«Еще год назад бизнес пейджинговых компаний в регионах рос, сейчас же начался резкий обвал, более стремительный, чем в свое время в Москве», – подтверждает слова коллеги Владимир Волков из «ВессоЛинк». По его мнению, подавляющее большинство региональных операторов думают уйти из пейджингового бизнеса. О тяжелом состоянии индустрии говорит и то, что компания Motorola, бывшая в свое время бесспорным лидером по продажам пейджеров в России, полностью утратила интерес к этому сегменту рынка. «Последние пейджеры мы отгрузили более трех лет назад», – заявили «Ко» в российском офисе компании.

 

Новые формы

Александр Прокопович и Владимир Волков сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе у операторов есть два пути: либо уйти из бизнеса, либо попытаться сохранить имеющуюся инфраструктуру, предложив какую-нибудь смежную услугу.

Многие компании выбрали первый путь. Например, фирма «Конпейдж» просто исчезла с рынка, передав абонентскую базу конкуренту – оператору LUXCOM. Сотрудники «Конпейдж», придя однажды на работу, обнаружили, что офис закрыт, а руководство пропало. Примерно так же прекратила свое существование и компания «Роза Мира Телеком».

Другие пейджинговые операторы пытаются перепрофилировать свои предприятия. Например, «Мобил Телеком», один из крупнейших игроков на рынке, открыл сall-центр (автоматизированная секретарская служба, которая сдается в аренду заказчикам). Аналогичные проекты готовят ряд других компаний.

Московский оператор «Информ-Экском» совместно с «Мегапейдж» вывел на рынок двусторонний пейджер (т.н. твейджер). Он позволяет пользователю отсылать сообщения без звонка в операторский центр, выбирая шаблон из библиотеки, хранящейся в памяти устройства. Абоненты «Мультипейджа» могут получать на пейджеры информацию об автомобильных пробках и советы по оптимальному маршруту их объезда. «АльфаКом» и «ВессоЛинк» предложили своим клиентам использовать пейджер как средство оповещения, если сработало противоугонное устройство или сигнализация в квартире.

В 2000 году пейджинговые операторы вступили в альянс со своими заклятыми врагами – сотовыми компаниями и начали продвигать услуги SMS-пейджинга (отправка текстового сообщения на мобильные телефоны через операторские центры). В частности, «Вымпелком» заключил подобный договор с оператором «Таском». В выпущенном по этому поводу пресс-релизе оптимистично сообщалось, что размер абонентской платы за использование данной услуги составляет «всего $7 в месяц».

Сейчас, когда за ту же сумму можно полчаса говорить по мобильному телефону, привлекательность подобной услуги выглядит сомнительно. Сами представители «Вымпелкома» высказываются о перспективах сотрудничества без особого энтузиазма. «Когда мы начинали этот проект, для нас было выгодно использовать абонентскую службу «Таскома» для предоставления совместных услуг, – говорит директор «Вымпелкома» по связям с общественностью Михаил Умаров. – Но я не думаю, что эти услуги когда-нибудь станут массовыми». По мнению Умарова, пейджинговая связь сегодня – это «нишевой продукт». Услуги односторонней текстовой связи могут быть нужны врачам, службе спасения, агентам по продаже недвижимости и прочим профессиональным группам.

Услуги SMS-пейджинга предлагает и компания МТС, но и в ее случае круг потенциальных клиентов достаточно узок. «Подобные сервисы востребованы абонентами с малым доходом и пользуются популярностью в основном в регионах», – поясняет Михаил Ханов, директор службы развития продуктов и услуг МТС.

Найти свою нишу удалось только нескольким пейджинговым компаниям. Например, «Интерантенна-АМК» совместно с ЗАО «Авиателеком» монопольно обслуживает ряд правительственных структур. «АльфаКом» предоставляет свои услуги МЧС России.

Кто-то пытается вернуть лояльность абонентов, обеспечив им услуги по предоставлению информации в реальном времени. Компания «ВессоЛинк» недавно запустила сразу несколько проектов: «Свободные дороги», «Электронная газета» и «Биржевой мастер».

Прибор RoadInformer, использующийся в проекте «Свободные дороги», представляет собой электронный терминал, который может монтироваться внутри солнцезащитного козырька или крепиться на передней панели автомобиля. В его памяти находятся схемы расположения основных транспортных магистралей. В зависимости от степени их загруженности маршруты на карте-схеме обозначаются разными цветами. Стоит устройство почти $200. «Биржевой мастер» позволяет оперативно получать информацию о текущих котировках ММВБ, РТС и Forex. По словам Владимира Волкова, компании удалось продать более 500 терминалов «Свободные дороги» и более 400 «Биржевых мастеров». Но, согласитесь, эти устройства уже мало похожи на пейджеры.

Еще по теме