Потанинские деревни
Холдинг «Интеррос», владелец «Норильского никеля» и «Пермских моторов», создает агропромышленную компанию. Новая «дочка» задумана руководством холдинга как «вертикально интегрированная корпорация с замкнутым циклом производства и реализации продукции» – зерна, куриного мяса и свинины. Согласно бизнес-плану за три года компания, у которой пока нет даже названия, должна стать крупнейшим производителем зерна в России.
«Сельское хозяйство предоставляет большие возможности для приложения капитала, – говорит президент «Интерроса» Владимир Потанин. – Там уже есть успешно работающие объединения, но в целом отрасль недооценена инвесторами. Для нас это подходящий момент, чтобы заняться агропромышленным бизнесом».
Возможно, руководство «Интерроса» вдохновилось примером своих коллег-металлургов. В октябре 2000 года холдинг «Металлоинвест» (объединяет Михайловский и Стойленский ГОКи и три сталелитейных завода) создал корпорацию «Стойленская нива». За прошедший год в нее вошли несколько десятков зерновых хозяйств, свиноферм, птицефабрик и перерабатывающих предприятий в Белгородской, Тамбовской и Воронежской областях. «Стойленская нива» с помощью кредиторов успела «закачать» в село почти $70 млн и рассчитывает в этом году продать продукции на $100 млн. В следующем году корпорация собирается довести общий объем инвестиций до $200 млн, а оборот – до $500 млн (для сравнения: на полмиллиарда долларов в прошлом году наторговал сам «Металлоинвест»).
«Интеррос» тоже собирается привлечь $200 млн на создание сельскохозяйственной «дочки». По словам Дмитрия Ушакова, президента будущей компании (и прежнего гендиректора «Интерроса»), холдинг начал переговоры и до конца года купит одну или две крупные агрофирмы, на что выделено $50 млн. «Через три года мы хотим контролировать 5 – 6% российского рынка зерна», – заявляет он.
Объем рынка товарного зерна России трейдеры оценивают примерно в 30 млн тонн в год. То есть 5 – 6% составляют около 1,5 млн тонн. «Чтобы продать столько зерна на внутреннем рынке, нужно повоевать за поставки на мельничные комбинаты, а здесь давно уже все поделено», – считает Владимир Бовин, директор компании «Агрико», занимающейся производством, переработкой и продажей зерна. Компания была создана в середине 1999 года бывшими топ-менеджерами «ЛУКойл-Маркет» – дочерней фирмы нефтяного гиганта. (Правда, по словам Владимира Бовина, сам «ЛУКойл» не является ни учредителем, ни инвестором «Агрико».) Затратив на свои агрофирмы несколько десятков миллионов долларов, «Агрико» в этом году планирует собрать урожай в 240 тыс. тонн. «Три года, о которых говорят в «Интерросе», нужно только на то, чтобы разобраться, как управлять сельскохозяйственным производством, – говорит Бовин. – Здесь большие деньги не помогут».
«За $50 млн можно купить работающую агрофирму поменьше нашей, но занять 6% рынка – это сложная задача, требующая гораздо больших вложений, чем заявлено «Интерросом», – полагает Юрий Гнатовский, руководитель аналитического отдела группы «ОГО» (компания в этом году намерена переработать 500 тыс. тонн зерна).
В России сейчас нет компаний, которые контролировали бы более 2 – 3% зернового рынка. «Стойленская нива», например, предполагает собрать в этом году 530 тыс. тонн зерна. В «Интерросе» же, не успев зарегистрировать свою сельскую «дочку», уже думают о том, как использовать ее будущие масштабы. «Мы хотим сформировать в России настоящий рынок зерна – с биржами, системой авансирования производства и прогнозируемыми ценами на урожай», – говорит Дмитрий Ушаков.
Кстати, назначение Ушакова президентом агрохолдинга Владимир Потанин называет «главным показателем значимости проекта для «Интерроса» (в команде Потанина тот работает с 1993 года). Ушаков же считает главным преимуществом своей компании $100 млн уставного капитала, которые «Интеррос» выделил «дочке». Никто из ее будущих конкурентов не может похвастаться такой капитализацией, а следовательно, и лучшими возможностями по привлечению кредитов.