Top.Mail.Ru
архив

Потанинские деревни

Холдинг «Интеррос», владелец «Норильского никеля» и «Пермских моторов», создает агропромышленную компанию. Новая «дочка» задумана руководством холдинга как «вертикально интегрированная корпорация с замкнутым циклом производства и реализации продукции» – зерна, куриного мяса и свинины. Согласно бизнес-плану за три года компания, у которой пока нет даже названия, должна стать крупнейшим производителем зерна в России.

«Сельское хозяйство предоставляет большие возможности для приложения капитала, – говорит президент «Интерроса» Владимир Потанин. – Там уже есть успешно работающие объединения, но в целом отрасль недооценена инвесторами. Для нас это подходящий момент, чтобы заняться агропромышленным бизнесом».

Возможно, руководство «Интерроса» вдохновилось примером своих коллег-металлургов. В октябре 2000 года холдинг «Металлоинвест» (объединяет Михайловский и Стойленский ГОКи и три сталелитейных завода) создал корпорацию «Стойленская нива». За прошедший год в нее вошли несколько десятков зерновых хозяйств, свиноферм, птицефабрик и перерабатывающих предприятий в Белгородской, Тамбовской и Воронежской областях. «Стойленская нива» с помощью кредиторов успела «закачать» в село почти $70 млн и рассчитывает в этом году продать продукции на $100 млн. В следующем году корпорация собирается довести общий объем инвестиций до $200 млн, а оборот – до $500 млн (для сравнения: на полмиллиарда долларов в прошлом году наторговал сам «Металлоинвест»). 

«Интеррос» тоже собирается привлечь $200 млн на создание сельскохозяйственной «дочки». По словам Дмитрия Ушакова, президента будущей компании (и прежнего гендиректора «Интерроса»), холдинг начал переговоры и до конца года купит одну или две крупные агрофирмы, на что выделено $50 млн. «Через три года мы хотим контролировать 5 – 6% российского рынка зерна», – заявляет он.

Объем рынка товарного зерна России трейдеры оценивают примерно в 30 млн тонн в год. То есть 5 – 6% составляют около 1,5 млн тонн. «Чтобы продать столько зерна на внутреннем рынке, нужно повоевать за поставки на мельничные комбинаты, а здесь давно уже все поделено», – считает Владимир Бовин, директор компании «Агрико», занимающейся производством, переработкой и продажей зерна. Компания была создана в середине 1999 года бывшими топ-менеджерами «ЛУКойл-Маркет» – дочерней фирмы нефтяного гиганта. (Правда, по словам Владимира Бовина, сам «ЛУКойл» не является ни учредителем, ни инвестором «Агрико».) Затратив на свои агрофирмы несколько десятков миллионов долларов, «Агрико» в этом году планирует собрать урожай в 240 тыс. тонн. «Три года, о которых говорят в «Интерросе», нужно только на то, чтобы разобраться, как управлять сельскохозяйственным производством, – говорит Бовин. – Здесь большие деньги не помогут».

«За $50 млн можно купить работающую агрофирму поменьше нашей, но занять 6% рынка – это сложная задача, требующая гораздо больших вложений, чем заявлено «Интерросом», – полагает Юрий Гнатовский, руководитель аналитического отдела группы «ОГО» (компания в этом году намерена переработать 500 тыс. тонн зерна).

В России сейчас нет компаний, которые контролировали бы более 2 – 3% зернового рынка. «Стойленская нива», например, предполагает собрать в этом году 530 тыс. тонн зерна. В «Интерросе» же, не успев зарегистрировать свою сельскую «дочку», уже думают о том, как использовать ее будущие масштабы. «Мы хотим сформировать в России настоящий рынок зерна – с биржами, системой авансирования производства и прогнозируемыми ценами на урожай», – говорит Дмитрий Ушаков.

Кстати, назначение Ушакова президентом агрохолдинга Владимир Потанин называет «главным показателем значимости проекта для «Интерроса» (в команде Потанина тот работает с 1993 года). Ушаков же считает главным преимуществом своей компании $100 млн уставного капитала, которые «Интеррос» выделил «дочке». Никто из ее будущих конкурентов не может похвастаться такой капитализацией, а следовательно, и лучшими возможностями по привлечению кредитов.

 

Еще по теме

архив
«Агрессивная ценовая политика в наши планы не входит»
Крупнейшая корейская автомобилестроительная компания Hyundai активно готовится к новому наступлению на российский рынок. Реформирована дилерская сеть, обновляется модельный ряд. Этим летом стартовал производственный проект Hyundai в Таганроге, где на заводе ростовской ФПГ «Донинвест» будут собирать седаны Accent. Рассказать о планах корейской компании в России обозреватель «Ко» Андрей Цыбульский попросил главу представительства Hyundai Motor Хюн Ки Байка.   «Ко»: В первом полугодии продажи Hyundai составили всего 357 автомобилей. Результат весьма скромный. К примеру, дилеры вашего дочернего предприятия Kia продали в России гораздо больше машин. Чем это объясняется? Хюн Ки Байк: Как вы, должно быть, знаете, Hyundai Motor Company начала продавать свои автомобили в России еще в 1992 году. Торговля велась через международный торговый дом Hyundai Corporation. К 1997 году Hyundai продавал на российском рынке до 4 – 5 тыс. машин ежегодно. Однако экономический кризис 1998 года серьезно ухудшил наши позиции в России. Фактически мы смогли возобновить деятельность лишь в конце 1999 года, когда открылось российское представительство Hyundai Motor. Московский офис координирует работу не только российских дилеров, но и партнеров Hyundai на Украине, в Белоруссии, странах Балтии и других республиках бывшего СССР. Минувший год прошел в заботах о создании дилерской сети, и реальные продажи начались лишь в этом году. Результаты первых шести месяцев, действительно, скромны, однако мы уверены, что со временем дилеры смогут продавать больше машин. «Ко»: Сколько автомобилей Hyundai Motor намерена продать в России в этом году? Х.Б.: В этом году наша цель – продать 2,5 тыс. автомобилей. А в 2002 году Hyundai планирует довести российские продажи до 10 тыс. машин. Естественно, эти цифры включают в себя и автомобили местной сборки. «Ко»: Сколько дилеров имеет Hyundai на российском рынке, планируется ли дальнейшее расширение сети? Х.Б.: На сегодняшний день в России у Hyundai Motor Company семь официальных дилеров: три в Москве, два в Санкт-Петербурге и еще по одному партнеру в Саратове и Екатеринбурге. Все эти компании имеют солидный опыт в автобизнесе, и мы уверены, что совместными усилиями нам удастся поднять продажи и укрепить рыночные позиции Hyundai в России. Мы не думаем, что существующую дилерскую сеть необходимо расширять, однако всячески приветствуем попытки дилеров создавать собственные субдилерские сети. «Ко»: Отличается ли ценовая политика Hyundai в России от ценовой политики, проводимой компанией на других рынках – в частности, существуют ли специальные цены для российских дилеров? Х.Б.: Hyundai Motor ежегодно экспортирует около миллиона автомобилей. Благодаря образцовому соотношению цены и качества наши машины пользуются заслуженным признанием у автомобилистов 180 стран. Тем не менее мы постоянно работаем над дальнейшим повышением качества производимых автомобилей, создавая новые модели с использованием самых современных технологий. В этой связи мы не рассматриваем агрессивную ценовую политику в качестве определяющего фактора в борьбе за клиента. «Ко»: Этим летом ваша компания договорилась с ФПГ «Донинвест» о сборке автомобилей Hyundai в Таганроге. Сколько машин вы планируете собирать? Х.Б.: Соглашение с ФПГ «Донинвест» было подписано в феврале 2001 года, а реальное производство начато в середине июля. До конца года ТагАЗ планирует собрать примерно 3,5 – 4 тыс. автомобилей модели Hyundai Accent, а в 2002 году ожидаемый объем выпуска составит 8 тыс. автомашин Accent. «Ко»: Откуда приходят в Таганрог сборочные комплекты? Будет ли локализовано производство комплектующих? Х.Б.: Сегодня комплектующие для сборки производятся в Корее, однако с течением времени «Донинвест» планирует частично локализовать их производство. «Ко»: Планируете ли вы расширять модельный ряд на ТагАЗе? Х.Б.: В будущем мы не исключаем возможности появления новых моделей. Однако сегодня говорить об их выпуске на ТагАЗе, боюсь, рано. Если проект будет развиваться успешно, мы обязательно обсудим этот вопрос с нашим ростовским партнером.
«Агрессивная ценовая политика в наши планы не входит»
архив
Серп и доллар
За то, что Россия поддержала позицию Ирака относительно новых условий программы «Нефть в обмен на продовольствие», Саддам Хусейн пообещал предоставить российским нефтяным компаниям особые привилегии. Воистину друзей в международной политике нужно выбирать с умом: нефтяные ресурсы Ирака неисчерпаемы, а Запад из-за абстрактных политических и моральных соображений сам ограничивает себе доступ к этим богатствам. Коммерсантам даже на руку то обстоятельство, что Хусейн диктатор, а экономика Ирака не отличается либерализмом: раз выполнение контракта контролируется самим диктатором, то чиновники не будут вымогать взяток, рабочие не потребуют повышения зарплаты, а попытки конкуренции будут задушены в самом зародыше. Гением такого рода был Арманд Хаммер – американец, который воплотил в жизнь мечту любого бизнесмена о монополии не где-нибудь, а в тоталитарной советской России.
Серп и доллар