Top.Mail.Ru
архив

Прелести долларизации

Помните ли вы, уважаемый читатель, те блаженные и романтичные времена, когда за один доллар можно было доехать на такси в любой конец Москвы, а зарплата в 200 долларов считалась верхом достатка? Не правда ли, забавно? Ведь до недавнего времени стодолларовая купюра для многих из нас была обычной разменной денежкой - в долларовом эквиваленте московские цены даже на российские товары были весьма высоки. И вот едва ли не впервые с начала российских реформ покупательная способность доллара резко выросла. Наверняка это заметили многие - цены в пересчете на доллар стали заметно ниже, и ста долларов хватает теперь на больший срок.

Ничего удивительного - за последние два месяца курсовое соотношение российской и американской валют изменилось почти в три раза, а инфляция в потребительском секторе составила около 45%. В итоге, по оценкам ЦЭА «Интерфакс», покупательная способность доллара выросла почти в два раза. Хлеб подешевел с 42 до 17 центов, мясо - с 5 до 3 долларов за килограмм, пиво «Балтика» - с 80 до 37 центов. Долларовые цены на аренду квартир снизились не менее чем на 20%, а проезд на такси в рублях почти не подорожал, то есть подешевел в 2,5 - 3 раза. Как и бензин. Однако подешевели не только отечественные, но и импортные товары. Даже в секторе дешевых импортных потребительских товаров покупательная способность доллара выросла на 30 - 40% благодаря снижению нормы прибыли импортеров.

А о промышленных товарах и говорить не приходится. Рост рублевых цен производителей составил за два месяца не более 10%. Остались практически неизменными рублевые цены на железнодорожные перевозки, связь, электроэнергию и газ.

Очень похоже на лето 1994 года. Только тогда все было с точностью до наоборот. Рублевые цены стремительно росли, а курс доллара оставался неизменным - значит, росли и долларовые цены. Эти на первый взгляд парадоксальные явления легко объясняются с помощью гипотезы, получившей в экономической теории название - «Паритет покупательной способности». Предполагается, что при условии открытости экономик одинаковые товары должны во всех странах продаваться по одинаковой цене (если, скажем, в Испании яблоки будут стоить в два раза дешевле, чем в Швеции, торговцы начнут скупать испанские фрукты и продавать их в Скандинавию. Соответственно в Испании цены благодаря возросшему спросу повысятся, а в Швеции из-за увеличения предложения снизятся) и в идеале обменный курс двух валют зависит от соотношения цен на товары в соответствующих странах. Однако жизнь пока далека от идеала, и паритет покупательной способности наблюдается не всегда. Журнал The Economist уже много лет рассчитывает Big Mac Index - сравнительную стоимость бутерброда БигМак в разных странах по отношению к цене в США и к реальному обменному курсу.

На самом деле обменный курс служит одним из основных инструментов для регулирования внешней торговли. Занижая или завышая стоимость национальной валюты, правительство соответственно поощряет экспорт - и наоборот. Очень долгое время в России имелась возможность сказочно обогащаться за счет разницы внутренних и мировых цен на многие товары - нефть, алюминий и т.д. В последний год паритет покупательной способности рубля к доллару равнялся по ряду оценок примерно 0,7, в то время как раздавались голоса о необходимости уменьшить этот показатель хотя бы в два раза, чтобы российские товары стали конкурентоспособными на мировых рынках.

Итак, курс изменился. Изменился и показатель паритета покупательной способности. (Насчет конкурентоспособности российских товаров - большой вопрос.) Доллар в России стал в два раза ценнее, хотя этот факт нисколько не умаляет предостережений Ко о грядущем общемировом обесценении американской валюты.

Выводы (один - хороший, другой - плохой). Первый: если ваши долларовые доходы снизились в два раза - не расстраивайтесь, в товарном выражении вы почти ничего не потеряли. Второй: все-таки большинство населения получает рублевые доходы, и потому массового ликования по поводу падения долларовых цен не наблюдается. Жаль.

Как заметил один продавец хорошего спиртного, рекламируя всего лишь полуторное удорожание коллекционного бургундского в его магазине: «Теперь вы - если имеете долларовые счета - можете купаться в вине».