Top.Mail.Ru
бизнес

Профессия будущего: продуктовый аналитик

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Журнал «Компания» продолжает цикл материалов «Профессии будущего». Чем занимается продуктовый аналитик, его hard и soft-скиллс, сколько он может заработать и где этому учат. Рассказывает продуктовый аналитик компании «Учи.ру» Кирилл Кочнев.

Кто такой продуктовый аналитик?

Рассмотрим типичную команду, которая разрабатывает веб-сайт или мобильное приложение, например интернет-магазин. В такой команде обычно есть менеджер, который руководит всей работой, его называют продактом. Он выбирает, какие фичи должна реализовывать команда и какие баги необходимо устранить. Чтобы ответить на эти вопросы, плохой менеджер может полагаться на свое чутье и субъективные знания о продукте. Но это ненаучный подход.

Любой продукт создают для клиентов, поэтому в первую очередь нужно ориентироваться на их желания. Есть два принципиально разных подхода, позволяющих понять, чего хотят пользователи. Первый — спросить напрямую, через интервью. Такой подход называется Customer Development. Проводить интервью может как продакт, так и отдельно выбранные члены команды, которые называются «исследователями пользовательского опыта». Такой вид исследований дорогостоящий и долгий, поскольку нужно найти добровольцев и потратить время на разговор с каждым. Более того, подобного рода интервью ограничены во времени и в количестве вопросов. Эти ограничения приведут к тому, что не получится собрать достаточное количество данных.

Существует противоположный подход: вместо прямого общения с пользователями можно собирать о них данные с сайта. Они могут быть не только о покупках, а обо всех действиях: какие товары человек смотрел, но не купил, сколько времени провел на определенной странице, вплоть до конкретных движений мышки. Эта информация позволяет находить инсайты о поведении и предпочтениях пользователей. Именно этим и занимается продуктовый аналитик. В отличие от самих пользователей на интервью, данные с сайтов обычно не врут. Иногда они могут рассказать о потенциальном покупателе гораздо больше, чем он сам.

Чем занимается продуктовый аналитик?

Если коротко — продуктовый аналитик помогает принимать решения продакту, отвечая на качественные вопросы с помощью количественных данных.

Продуктовые команды занимаются доработкой продукта и создают новые фичи. Аналитики отвечают на вопрос, действительно ли обновление улучшило жизнь пользователям и помогло решить цели компании. В этом главное отличие бизнес-аналитика от продуктового. Бизнес-аналитик смотрит на компанию с точки зрения бизнеса: он думает о выручке, затратах, выходе на новые рынки и т. д. Продуктовый аналитик, напротив, смотрит со стороны пользователя, поэтому он больше погружен в сам продукт.

Выбор критериев, по которым стоит оценивать улучшения, — одна из первоочередных задач аналитика. Её можно решить комбинацией знаний о продукте и пользователях с математическим аппаратом. Такие критерии называются метриками, и именно их рассчитывают продуктовые аналитики. Сухой расчет метрик несет в себе не так много информации, но если следить за их изменениями, можно обнаружить много нюансов, таких как возникновение багов на этапе разработки, изменение внешних условий (новый конкурент), сезонные особенности пользования продуктом. Найти эти инсайты проще, если в команде есть продуктовый аналитик.

Еще один вопрос, на который отвечает продуктовый аналитик, — почему изменилась динамика определенной метрики. Для ответа нужно разложить метрику на составляющие (математической формулой), смотреть на их колебания и делать предположения.

У нас в «Учи.ру» около 20 продуктовых аналитиков. Мы не составляем единый отдел, аналитики распределены по продуктовым командам — кто-то старается сделать лучше личный кабинет учителя, кто-то проводит эксперименты по новым схемам монетизации/прайсинга, кто-то помогает продюсерам и исследователям находить новые формы контента (я как раз занимаюсь именно этим). Распределенность дает командам независимость, но, с другой стороны, важно делиться опытом, внедрять стандарты и стараться не дублировать работу. Продуктовые аналитики решают это регулярными общими встречами и каналами переписки. За общие инфраструктурные задачи ответственна отдельная команда дата-инженеров (заказчиками к которой выступают продуктовые аналитики).

Где нужен продуктовый аналитик? В каких фирмах/компаниях он работает?

У большинства компаний, которые производят IT-продукт для большого количества пользователей, в штате есть продуктовый аналитик. Слово «большой» относится еще к размеру среднего чека и сложности продукта. Продуктом может быть как веб-сервис, так и мобильное приложение. Даже в разработке новых языков программирования используют продуктовую аналитику (можно прочитать подробнее в вакансии продакта для разработки Kotlin). В небольших компаниях ведется деятельность, похожая на продуктовую аналитику, но обычно ей занимается сам менеджер или другой специалист, который совмещает эту работу с другими обязанностями.

Чем больше пользователей, тем заметнее вклад продуктовых аналитиков: небольшое улучшение, поднимающее доход с одного пользователя на доли процента, может принести миллионы прибыли. С большим объемом трафика увеличивается и объем данных. Поэтому крупные компании имеют целые отделы продуктовой аналитики.

Все масштабные интернет-поисковики, стриминг-платформы, онлайн-игры, социальные сети, сервисы для путешественников, интернет-магазины и различные маркетплейсы имеют свои службы продуктовой аналитики.

Почему это профессия будущего? Почему она будет востребованной?

Есть две причины, по которым профессия стала так популярна в последнее время. Во-первых, глобализация делает компании мировыми гигантами — во многих странах смотрят сериалы на Netflix и бронируют отели на Booking. А так как на больших объемах продаж эффект от продуктовой аналитики заметнее, он быстро окупает собственные издержки. Во-вторых, происходит удешевление вычислительных мощностей и памяти. Чтобы анализировать поведение пользователей, приходится обрабатывать огромные массивы данных, и для этого требуется мощные вычислительные ресурсы. Еще пятнадцать лет назад это могли позволить себе только интернет-поисковики, поскольку у них и так были дата-центры и необходимые специалисты — этого требовал кор-продукт. Сейчас это доступно большинству IT-корпораций, а развитие облачных сервисов продвинуло индустрию еще дальше.

Появилось достаточное количество методов продуктовой аналитики и систематизации данных, что превратило ее в такое же ремесло как, скажем, веб-аналитика. Поскольку данная область находится на подъеме, в последнее время начали развиваться инструменты, значительно упрощающие инфраструктуру по сбору и анализу данных для продуктовой аналитики, что также снижает порог доступа к этому виду деятельности для компаний.

В дальнейшем количество онлайн-сервисов будет расти, поскольку все больше элементов нашей жизни будет оцифровано. Индустрия ресторанов — явный тому пример (food-tech-индустрия состоит уже из сотен, если не из тысяч игроков). Сейчас можно выбрать ресторан, сделать предзаказ, оплатить и чек, и чаевые онлайн, а также оставить отзыв в мобильном приложении. Появление систем «умного дома», как и в целом интернет-вещей, способствует тому, что скоро появятся огромные массивы данных и клиентских сценариев, с которыми можно и нужно работать. Это сделает жизнь людей лучше, а для продуктовых аналитиков откроется большее количество вакансий.

Где, как и сколько учиться на продуктового аналитика?

К сожалению, в России не учат продуктовой аналитике в университетах. Исключение — магистерская программа ВШЭ «Управление цифровым продуктом», после которой (по информации сайта) можно устроиться продуктовым аналитиком. Но программа все же ориентирована на продактов, а не на аналитиков, и вряд ли покрывает все необходимые скиллы. И уж точно ее выпускники не занимают все позиции продуктовых аналитиков, которых на момент написания статьи почти девять тысяч только на одном HeadHunter. По данным исследования рынка аналитиков, почти четверть из них имеет образование по специализации, далекой от аналитики как таковой.

Важную роль в получении нужных навыков играет онлайн-образование, поскольку сейчас появилось несколько действительно хороших курсов. Что интересно, делают их не только компании, у которых основным продуктом является онлайн-курс (такие как «Нетология» или Skillbox), но и компании из других областей с экспертизой в продуктовой аналитике. Например, курс от «Авито». Очевидно, что такие компании пытаются не столько заработать на самих курсах, сколько удовлетворить собственные потребности в рекрутинге аналитиков. Сейчас хороших специалистов действительно не хватает, и компании за них борются.

Не так давно еще не было понятия «продуктовый аналитик», поскольку компании не разделяли бизнес, продуктовых и маркетинговых аналитиков на категории. К слову, инструменты у разных видов аналитиков до сих пор похожи и пересекаются. Поэтому часто в курсах на профессию маркетингового аналитика можно найти достаточное количество навыков, необходимых продуктовому аналитику.

Из каких профессий проще прийти?

У других типов аналитики много общего с продуктовой. Например, такие инструменты как SQL, «Эксель» и т. д. Поэтому такой переход — один из основных вариантов. А развитое аналитическое мышление будет очевидным плюсом.

Легко будет перейти из IT-сферы — разработчикам и банковским технологам. Продуктовые аналитики на регулярной основе используют те же программы для обработки данных. Одной из причин такого перевоплощения может стать желание быть ближе к пользователям или бизнесу, а также прокачка софт-скиллов. Тем не менее на практике такой переход случается редко.

Другие должности в IT-компаниях также могут быть близки к продуктовым аналитикам. Например, UX-исследователь или проджект-менеджер, Но получение hard-скиллов может вызвать трудности. 

Еще один хороший пример — переход из академии. Hard-скиллы и математический аппарат во многом похожи, однако индустрия продуктовой аналитики уже успела сформировать свои специфические инструменты, которые придется освоить дополнительно.

Какие навыки нужны продуктовому аналитику? Soft и hard skills.

Чтобы понять, какие навыки необходимы аналитику, важно вспомнить его основную цель — помогать принимать решения с помощью данных. Поэтому самый необходимый hard-skill для аналитика — владение инструментами для обработки данных, хранящихся в базе. Стандартом будет язык SQL.

Еще один из основных инструментов — языки программирования более общего назначения. Лидерами среди них стали Python, Scala и более дата-ориентированный R. Поскольку данные могут находиться в разных источниках, их требуется совмещать между собой, и эти программные платформы могут служить своеобразным «клеем». Также, данные ЯП позволяют реализовывать вычисления любой сложности, выходящие далеко за рамки SQL. Тем не менее недостатком их использования будет сложность в изучении и написании, а также более высокие требования к вычислительным ресурсам («железу»).

Очень важный момент — результат анализа необходимо представлять в удобной форме, в том числе в виде автоматизированной отчетности. Для этого существуют BI-системы, такие как Tableau или Looker, а умение в них работать является ключевым hard-скилом продуктового аналитика.

Необходимыми «софтами» для аналитика можно назвать аналитическое и критическое мышление. Первое означает умение декомпозировать целое на составляющие, а второе — способность находить причинно-следственные связи там, где они есть, и доказывать обратное, если их нет. Поскольку продуктовый аналитик работает в команде, важным soft-скилом будет умение разговаривать одним языком с разработчиками (которым аналитик часто ставит ТЗ), менеджерами, дизайнерами и т. д. Представление результатов своего труда занимает большой процент времени работы аналитика, а значит, он должен уметь хорошо с этим справляться. Важно понимать, что для передачи данных существуют специализированные инструменты (Excel, Power-point, BI-системы), поэтому этот навык можно расценивать не только как софт-скилл, но и как hard.

На какой заработок можно рассчитывать?

Если смотреть на младших аналитиков, то здесь достаточно большой разброс зарплат. Некоторые компании нанимают джунов только со знаниями и опытом, а всех новичков назначают грейдом ниже — стажерами. В таком случае младший аналитик будет получать более 100 тысяч рублей. В других компаниях, где сразу назначают новичка на должность, младший продуктовый аналитик может рассчитывать на зарплату от 60 тысяч рублей. 

Рынок аналитики в данный момент переживает бум в виду недостатка специалистов. Если еще пять лет назад middle-аналитик мог рассчитывать в среднем на 100–130 тысяч руб., то сейчас многие организации готовы платить 140–170 тысяч. Эта сумма не сильно меняется от компании к компании, поскольку большинство вакансий находится в Москве. Региональные компании вынуждены поднимать ЗП практически до столичного уровня, поскольку релокацию также никто не отменял: часто в регионах находятся не самостоятельные компании, а филиалы московских. Что интересно — в результате пандемии многие ушли на удаленку, а часть из них и вовсе с нее не вернется. Поскольку профессия подходит для дистанционной работы, можно устроиться в московскую компанию из региона, и зарплата по местным меркам будет более чем достойной.

Что касается специалистов высокого уровня, то сейчас их на рынке труда не так много, и компании стараются их рекрутировать. Поэтому в 2021 году действительно хорошему senior-аналитику стоит просить на собеседовании не менее 200 тысяч рублей. Тут стоит сказать, что есть компании с очень сильной аналитикой, в которых фактический senior-аналитик может считаться middle и получать невысокую ЗП, но потенциально опыт в такой компании позволит перейти на должность руководителя аналитики в другое место. Опять же, действительно хороших senior-аналитиков мало, где-то они получают свой грейд просто за долгий срок работы. В целом разброс зарплат старших аналитиков очень высок и составляет где-то 150–250 тысяч в зависимости от работодателя.

Какой профессиональный рост возможен? 

Считается, что из продуктового аналитика вырастают в продакта. Такой переход популярен и вполне логичен, поскольку навык аналитического мышления важен также для продакт-менеджеров. Однако как не обязательно продакту иметь бэкграунд-аналитика, так и аналитику не обязательно вырастать в продакта.

С возрастом хочется больше ответственности и денег, многие хотят стать руководителями. Аналитика — самостоятельная и большая область, и будущий руководитель вполне может начать в ней свой путь. В больших IT-корпорациях работают не отдельные аналитики, а целые команды. Поэтому первый шаг роста — стать тимлидом. В компаниях существуют разные взгляды на обязанности и требования к лидерам: где-то это один из старших аналитиков, а где-то — полноценная руководящая должность. Второй шаг — начать руководить всей аналитикой в компании, т. е. всеми аналитическими командами. Это уже топ-менеджерская должность, которая может называться директор по аналитике, Head of Analytics или Chief Analytics Officier.

Это точно востребовано?

Есть предпосылки к тому, что востребованность профессии будет расти, поскольку стоимость и сложность необходимой инфраструктуры станут снижаться. Также продуктовая аналитика больше не будет нишей веб-сервисов и мобильных приложений, а распространится и на другие области. В сфере уже есть свои фреймворки, практики и инструменты. Случилась стандартизация профессии, хотя еще десять лет назад ее не существовало. Все это говорит о том, что должность обретает все большую популярность и должна стать такой же распространенной, как разработчик софта.

Конечно, есть несколько предпосылок и к обратному. Например, появление инструментов для автоматической аналитики, когда машинное обучение все сделает за аналитика. Но не думаю, что это снизит потребность в профессионалах. Скорее даст возможность заниматься более сложными задачами, в то время как простые будут автоматизироваться. Для наглядности посмотрим на процесс пилотирования самолета. Люди не исчезли из кабин после появления автопилота, и сейчас они вынуждены разбираться в гораздо большем количестве приборов и датчиков, чем в ранние годы авиации.