Проигравшее поколение
Отставку сенатора Виталия Малкина вполне можно сравнить со смертью Бориса Березовского. И хотя смерть и отставка - события несопоставимые, оба они свидетельствуют об очередном и, может быть, уже на этот раз последнем витке ухода из российской политики тех влиятельных лиц, чьи состояния родились в самое смутное время "лихих 1990-х".
Близнецы
Малкин - практически биографический двойник Березовского. Они почти одного возраста: Виталий Борисович родился в 1952 г., Борис Абрамович - в 1946 г. Оба они начинали как перспективные и, вероятно, талантливые ученые в самых модных для своего времени областях науки: Березовский занимался автоматизированными системами управления, Малкин - лазерами и голографией (в этом качестве он был автором более сорока публикаций и получил двадцать авторских свидетельств). У обоих есть ученые степени по техническим наукам, правда, Малкин - кандидат, а Березовский - доктор, он вообще себе на горе сделал более блистательную карьеру.
Оба они в свое время получили израильское гражданство и оба по политическим причинам были вынуждены от него отказаться. Впрочем, отказ от израильского гражданства маркирует не только национальность, но и принадлежность к политикам определенного поколения. Ведь в разное время от него отказывались Анатолий Чубайс, Сергей Кириенко, Борис Немцов, Яков Уринсон, Евгений Ясин, Александр Лившиц...
Оба "перспективных ученых" занялись бизнесом на самом раннем этапе крушения СССР, тогда, когда другие еще только к нему присматривались. Как объяснял при жизни сам Борис Березовский, он разбогател, потому что раньше других понял, что наступила новая эпоха. То же самое Виталий Малкин. Именно в 1989 г. - раньше заняться бизнесом было невозможно - Березовский основывает "ЛогоВАЗ", а Малкин с Борисом Иванишвили - кооператив "Агропрогресс". На следующий же год Малкин и Иванишвили приступают к созданию невиданного для СССР бизнеса - частного банка.
Один из семерых
Итак, Борис Абрамович и Виталий Борисович - почти близнецы, только чуть разного масштаба. Но и их политическая карьера оборвалась практически одновременно. Хотя и масштаб у Малкина был подходящий. Все 1990-е Виталий Малкин проработал банкиром, президентом одного из крупнейших банков страны - "Российского кредита". То, что он относился в элите отечественного банкинга, свидетельствует тот факт, что глава "Роскреда" стал участником "семибанкирщины" - группы банкиров, профинансировавших выборы Бориса Ельцина. То есть олигарх высшей пробы.
Именно поэтому, хотя во время дефолта 1998 г. "Российский кредит" попал под внешнее управление, его владельцам - Малкину и Иванишвили - при явной поддержке регулирующих органов удалось перевести бизнес в Импэксбанк, так что пострадали разве что вкладчики "Роскредита". А бизнес "Импэкса" развивался и в 2006 г. был успешно продан австрийскому Raiffeisen International за $550 млн, из которых Малкину досталось, по-видимому, около $180 млн. Имелись и другие деловые интересы, но судить о них трудно, поскольку собственность Виталия Малкина шла в "одном пакете" с собственностью его партнера Бориса Иванишвили, и как именно произошел раздел их бизнеса, официально никто не знает. Во всяком случае, на кону стояло многое, например, холдинг "Металлоинвест", которому принадлежали Стойленский и Михайловский ГОКи (Стойлинский продан НЛМК за $2 млрд), а также пакет акций Восточно-Сибирской нефтегазовой компании.
Так или иначе, журнал Forbes оценивал состояние Виталия Малкина в $600 млн, а официальная декларация сенатора откровенно сообщала, что годовые доходы от инвестиций составляют порядка 1 млрд руб., то есть около $30 млн. В списке богатейших людей России, по версии Forbes, Виталий Борисович занимал 61-е место, а в перечне богатейших чиновников - 4-е. Могло ли у такого человека не быть иностранной недвижимости и зарубежных компаний?
На покое
При всем при том после прихода Виталия Малкина в Совет Федерации в 2004 г. он фактически покинул активный бизнес. Занимался благотворительностью, реализовывал социальные проекты в родной Бурятии (сенатором от которой был), посещал официальные мероприятия... Казалось бы, карьера бывшего активного ученого и бывшего преуспевающего предпринимателя, сделавшего состояние своими руками, закончилась. Политическия ориентация сенатора претерпела вполне предсказуемую эволюцию: если в начале "нулевых" подозревали, что Малкин причастен к финансированию "Яблока", то теперь он едет с официальной делегацией в Конгресс США - защищать Россию от "списка Магнитского". Пусть, в отличие от Бориса Абрамовича, Виталий Малкин и не эмигрировал из страны, но поле активной деятельности в России он тоже оставил. "Разоблаченные" Алексеем Навальным* трасты и зарубежные компании были лишь осколками былого величия.
Теперь Виталий Малкин говорит, что пал жертвой специально проплаченной кампании, инспирированной его врагами. Но даже если это правда, это неправда. Личные обстоятельства Малкина не имеют значения, если богачи косяком покидают парламент и уходит целое поколение. Если враги-инспираторы у Виталия Борисовича действительно наличествовали, они лишь воспользовались тем, что Малкин был практически обречен. Происходит то, что политолог Евгений Минченко назвал перезагрузкой российской элиты.
Перезагрузка
Похоже, что наше руководство не исключает, что Запад может придумать для РФ и другие неприятности, помимо "списка Магнитского". Именно поэтому все, кто имеет хотя бы косвенное отношение к принятию политических решений, то есть чиновники и парламентарии, должны сегодня стать, во-первых, менее ориентированными на Запад и, во-вторых, менее уязвимыми перед лицом возможных западных санкций, а также вероятных разоблачений со стороны разного рода "навальных".
К этому надо добавить, что, кажется, российское руководство вообще не очень любит нечекистский бизнес, который близко подходит к политике. Вытеснение представителей деловых кругов из политики происходит постепенно на протяжении всех этих лет. Сначала было "равноудаление" олигархов. Накануне выборов в прошлую, пятую Думу, Владимир Путин на съезде "Единой России" заметил, что от крупных предпринимателей партия ждет денег и советов, но не присутствия в предвыборных списках. После этого богатейший депутат Госдумы Сулейман Керимов быстро превратился в члена Совета Федерации. Знающие люди говорят, что в 2007 г. действовало негласное правило: в партийном списке не может быть кандидатов с состоянием более миллиарда долларов. Теперь же гонят не всех богатых людей - идет очищение Федерального собрания от последних "золотых осколков" 1990-х.
Как сказал "Ко" директор Центра российской политической культуры Дмитрий Рущин, в парламенте бедных людей нет, а "изгоняют" сегодня тех, кто не совсем аккуратно оформил и задекларировал свое имущество. Делается же это, дабы улучшить имидж власти.
И некоторые эксперты уже знают, как его улучшить. Политолог Павел Силин сообщает, что сейчас в верхах обсуждается идея внедрения нового формата парламента - аналога Верховного совета СССР, где присутствовали представители почти всех слоев населения, на которые опиралась власть, - врачи, учителя, колхозники. Нечего и говорить, что такой парламент будет столь же декоративным, как и Верховный совет СССР. Профессор политологии петербургского Европейского университета Григорий Голосов полагает, что нынешних парламентариев заменят "веселыми, находчивыми и телегеничными общественниками из Общероссийского народного фронта, рекрутированными на бескрайних просторах страны". Улучшит ли это имидж власти, сказать трудно, но, во всяком случае, деятели из поколения Малкина - Березовского, те, кто вознесся на социальных лифтах в публичную политику и бизнес-элиту в 1990-х, окончательно исчезают из нынешних раскладов.
* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов
Еще по теме
В рамках рабочей поездки в Уфу руководство банка "Уралсиб" встретилось с президентом Республики Башкортостан (РБ) и приняло участие в IX научно-практической конференции "Банки. Процессы. Стандарты. Качество".
Гендерное равенство у нас закреплено законом, но не практикой бизнеса. Возьмем, например, процесс поиска и подбора персонала. Пожалуй, каждый второй работодатель просит показывать кандидатов-мужчин.