Производители продуктов и памперсов переживут кризис
Опрошенные журналом «Компания» эксперты считают, что неожиданных бенефициаров кризиса среди публичных компаний нет. Торгуются на докризисных уровнях и даже выше крупные производители продуктов питания, лекарств, средств гигиены, детских товаров и телеком-сервисы.
«Ничего удивительного, — замечает инвестбанкир Евгений Коган. — Люди сидят дома, едят (поэтому в цене Nestlé, Kraft Heinz Ketchup, Unilever), без конца общаются в интернете и по телефону (посмотрите на акции T-Mobile или Verizon — все у них нормально) и "изолируются по-взрослому" — с карантина многие выйдут в ожидании прибавления в семействе. Соответственно, буквально взлетают бумаги производителей подгузников и всего, что касается детских товаров».
Также в число бенефициаров он включает всех тех, кто занимается виртуальным миром. «Сейчас Amazon набирает людей и торгуется выше, чем до кризиса. Растут очень неплохо котировки Microsoft, Apple. Facebook немножко отстает: Цукерберга все не любят, но, думаю, что подтянется», — говорит Евгений Коган.
В России, по мнению эксперта, ситуация иная. Даже у телекома дела идут не так весело, как у западных коллег.
Однозначно в выигрыше остались только производители драгметаллов и продуктов питания. «Компания "Полюс Золото"» до кризиса торговалась на уровне 8 тыс. руб. за акцию. Сегодня — почти 12 тыс. руб. "Полиметалл" поднялся с 1000 до 1500 руб.».
У отечественных ретейлеров, по оценке Когана, двойственная ситуация: сейчас еще наблюдается бешеный спрос на продукты питания, но в перспективе он сменится падением, так как идет обнищание населения, что скажется на сокращении среднего чека.
Российская фармацевтика тоже в незавидном положении: многие субстанции производятся в Китае, Индии или других странах, поэтому говорить о росте бизнеса и его прибыльности не приходится. 20 апреля производители лекарств даже пригрозили отказом в производстве нескольких жизненно важных препаратов, так как установленная государством цена на них ниже себестоимости.
Экономист Никита Кричевский уверен, что в плюсе всё, что относится к обучающим, развивающим и развлекательным онлайн-ресурсам. «Почти всё сегодня завязано на интернет-связи, так что добавляем в число выигравших телеком-операторов. Кстати, удивительно, почему они до сих не попросили господдержки, когда все просят, включая рекламщиков», — удивляется экономист.
Среди тех, кто улучшил финансовые результаты, по оценке эксперта, — аграрный сектор и переработка сельхозпродукции: люди стали больше есть. Однако, несмотря на рост прибыли, индустрии нужна поддержка, как и всему реальному сектору.
«В любом экономическом, а не финансовом кризисе народное хозяйство всегда вытаскивают реальный сектор и потребительский спрос. Иначе получится, что мы придем отдохнуть в ресторан, а поесть там будет нечего, — замечает Кричевский. —
У аграриев по итогам первого квартала субсидии, которые дошли до конечного производителя, составляют всего 14,1 %. А у них, между прочим, посевная».
При этом, по мнению Кричевского, без государственной поддержки могла бы обойтись вся без исключения сфера услуг. «Они максимально быстро адаптируются после отмены режима самоизоляции. Кроме того, им предоставляют меры поддержки — например, беспроцентные кредиты на выплату заработной платы, которыми они не пользуются только потому, что не хотят выполнять условия», — полагает экономист.
Многие компании могут сегодня позавидовать аптекам и фармкомпаниям, считает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков. Но, по его оценке, даже те, кто сегодня сумел нарастить объемы продаж, достигли лишь временного успеха: за ажиотажным спросом последует жесткий спад. В числе преуспевших на коротком участке, помимо фармсектора, — онлайн-ретейлеры и маркетплейсы.
«Причем их основной плюс в том, что они получили большой приток потенциальных клиентов, который можно монетизировать в ближайшие пять лет», — говорит Ярослав Кабаков.
Но есть нюанс. В развитых экономиках идет сильное стимулирование потребительского спроса, и поэтому платформы типа Amazon, безусловно, продолжат расти. В других странах, в том числе и в России, падение спроса сильно бьет по ретейлу, это и позволяет говорить, что однозначно выигравших нет.
Вспышка коронавируса — это стресс, волатильность и достаточно сложное прогнозирование. Говорить о том, что кто-то сделает на эпидемии миллиарды, — сложно. Ярослав Кабаков приводит в пример «Яндекс»: «Он занимается онлайн-доставкой, берет более 25 % с чека ресторанов. Конечно, сервис сейчас растет по объемам и выручке. Но в холдинге есть сервисы каршеринга и такси, которые сейчас встали. И результаты по этим сегментам — просядут. Такую неоднозначную картину можно увидеть в любой сфере».