Top.Mail.Ru
архив

Проколы сионских мудрецов

Человек-надежда

На Ближнем Востоке снова накалились отношения между палестинцами и израильтянами. В качестве посредников в урегулировании многолетнего конфликта в долину реки Иордан чуть ли не наперегонки бросились представители США, ООН и России. По распространенному мнению, война арабов и израильтян продолжается так долго исключительно «благодаря» посредничеству третьих стран и корпораций. Во всяком случае, причиной к началу этой бесконечной войны послужили интриги Англии, которая мечтала создать антиарабский форпост на Ближнем Востоке, и банкира Эдмонда де Ротшильда, стремившегося взять под контроль еврейские фонды. После французской революции, которая уравняла в гражданских правах все население вне зависимости от национальной идентификации, антисемитизм в Европе долгое время считался чем-то немодным и даже неприличным. Однако ближе к концу XIX века европейские евреи вновь почувствовали себя неуютно: антисемитские журналы исчисляли своих подписчиков в десятках тысяч, а бестселлером 1881 года стала книга австрийца Дюринга «Еврейский вопрос как вопрос расы, обычаев и культуры», в которой проповедовался так называемый научный антисемитизм. Наконец, сама «законодательница мод» – Франция в 1894 году сфабриковала обвинение против офицера-еврея Альфреда Дрейфуса, которого по ложному доносу обвинили в измене родине. Вокруг здания суда собралась толпа французов и специально приехавших иностранцев, которые выкрикивали лозунги а-ля «Бей жидов – спасай Францию!». В еврейских кварталах стали ждать погромов. Одновременно с научным антисемитизмом возник и научный сионизм – политическая идея о необходимости создания национального еврейского государства. Основоположником сионистского движения считается журналист Теодор Герцль, опубликовавший в 1896 году брошюру Der Judenstaat («Еврейское государство»). В книге была предложена стратегия создания национального государства, а также в розовых тонах описывалось устройство этой еврейской утопии. Основной упор автор почему-то делал на том, что в будущем государстве непременно должен быть семичасовой рабочий день. Эта деталь должна была найти свое отражение даже в государственной символике Израиля: «Я представляю себе белый флаг с семью золотыми звездами. Белизна символизирует новую жизнь и ее чистоту, звезды же — это те самые золотые семь часов работы, ибо именно под знаком труда войдут евреи в свою новую страну», – писал Герцль. Стратегия создания национального государства по Герцлю сводилась к тому, что все евреи мира должны «скинуться» на покупку земли в Палестине либо Аргентине или выкупить у крупной европейской метрополии какую-нибудь отсталую колонию, куда затем переедут все пайщики этого проекта. Автора Der Judenstaat благодарные читатели буквально носили на руках, хотя ничего нового в его программе не было: к моменту выхода книги в Палестине и других странах было уже более 30 еврейских поселений. Землю для них покупали локальные сионистские организации: центральноевропейская «Ховевей Цион», российский «Одесский комитет» или богатые евреи-филантропы вроде английского банкира Эдмонда де Ротшильда. Впрочем, Герцля евреи полюбили не за свежесть идей, а за активную практическую работу по их реализации. Герцль обладал широкими связями в политических и финансовых кругах, он был отличным оратором и блестяще владел пером. Кроме того, было совершенно ясно, что создавать сионистскую организацию мирового масштаба и вести от ее лица переговоры с правительствами стран-продавцов должен был не местечковый раввин с мешком мятых денег, а человек европейской культуры, знакомый с искусством политической интриги. Под такого сионистского лидера, даже если бы он оказался самозванцем, напуганные грядущими погромами евреи готовы были давать деньги. Сразу же после выхода книги Теодор Герцль начал получать из еврейских общин письма, в которые авторы обычно вкладывали небольшие денежные купюры «на организационные расходы». За год из этих частных пожертвований скопилась солидная сумма – около 20 тыс. фунтов стерлингов. Покупатели родины Герцль уволился с работы и учредил сионистский еженедельник Die Welt («Мир»). Новоявленный политик заключил союз с движением «Ховевей Цион», агитаторы которого пользовались большим авторитетом в общинах. Теперь они пропагандировали идеи, изложенные в Der Judenstaat и рекламировали 1-й сионистский конгресс, который Герцль планировал провести в Базеле. В августе 1897 года на конгресс съехались 208 делегатов из 16 стран, а также сотни наблюдателей, в числе которых были и несколько десятков бывших коллег Герцля – журналистов. Возникновение масштабного еврейского движения стало настоящей сенсацией. Базельская программа, которая практически дословно повторяла главы из книги Герцля, попала на страницы наиболее авторитетных европейских газет. Общим решением конгресса была основана Всемирная сионистская организация во главе с исполнительным комитетом под руководством Герцля. Эта организация должна была стать своего рода правительством еврейского народа до момента создания независимого государства. Кроме того, участники конгресса после долгих дискуссий определились с месторасположением будущего еврейского государства: большинство высказались за Палестину – провинцию Османской империи, где некогда находилась легендарная Иудея. «Палестина – это земля без народа, которая станет родиной для народа без земли», – резюмировал Теодор Герцль. Османская империя к тому моменту находилась на грани банкротства и, по прогнозам сионистов, должна была с радостью согласиться предоставить земли Палестины еврейским эмигрантам после того как сионистская организация возьмет на себя выплату внешнего долга империи – около 40 млн фунтов. Итак, сионистам предстояло собрать эту сумму плюс еще примерно столько же на обустройство поселенцев в Палестине. Герцль совершил поездку в Иерусалим, где добился встречи с великим визирем Османского султана. Встреча закончилась безрезультатно: султан передал сионистам, что не может распоряжаться ни одной пядью палестинской земли, так как это не его собственность. «Мне легче ампутировать себе одну из конечностей, чем видеть Палестину отделенной от мусульманского государства», – заявил султан. Герцль не стал расстраивать соратников неприятными известиями, и те продолжали собирать деньги на выкуп Палестины у султана.

Смена Моисеев

Герцль же тем временем стал искать контактов с главным кредитором султана – британским правительством, которое негласно управляло делами османской империи. В Англии сионистского лидера встретили приветливо: ему обещали поддержку в реализации проекта при условии, что еврейские деньги будут размещены в Великобритании. Но в основном сионистский проект открывал для англичан выгоды не финансовые, а политические: падение Османской империи ожидалось со дня на день, после чего ближневосточный регион мог полностью перейти под контроль арабских эмиров. Закончиться этот процесс мог созданием мусульманской сверхдержавы, которая вытеснила бы англичан из их азиатских владений. Предотвратить такие последствия Великобритания планировала при помощи дорогостоящей военной кампании, первым этапом которой была оккупация зоны Суэцкого канала. И тут, как чертик из коробки, появляется какая-то сионистская организация, члены которой готовы воевать с мусульманами вместо английских солдат, да еще собираются за это заплатить. Разве можно было им в этом отказать? Впрочем, в правительстве Великобритании не было единой точки зрения на «еврейский вопрос»: группа политиков предлагала не вмешивать каких-то сомнительных евреев в ближневосточную политику, а просто продать им для заселения какую-нибудь бесполезную колонию – например, африканскую Уганду, – а на вырученные деньги перевооружить армию для войны с мусульманами. Идея с покупкой Уганды чуть не расколола саму сионистскую организацию. Теодор Герцль, догадавшись, что еврейское государство в Палестине с самого момента своего основания окажется втянутым в бесконечную войну за интересы Англии, вновь собрал конгресс и начал рассказывать о том, как тепло и удобно евреям будет жить в Африке. Часть влиятельных сионистов восприняла его предложение как предательство. Авторитет Герцля пошатнулся, и вскоре вместо него в роли Моисея, ведущего евреев в Землю обетованную, оказался барон Эдмонд де Ротшильд. Еще до выхода книги «Еврейское государство» Теодор Герцль обратился к Ротшильду за поддержкой. Барон, который «держал» Лондонскую биржу и имел влияние при дворе, был известен своими благотворительными проектами по переселению гонимых евреев из России. Эдмонд де Ротшильд отнесся к Герцлю как к человеку несерьезному, поэтому, хоть и согласился с его идеями, не дал просителю ни пенса. То, что за три года сионисты смогли собрать «с миру по нитке» капитал, сопоставимый с личным состоянием барона, стало для Ротшильда первым неприятным сюрпризом. А в 1901 году в Лондоне были зарегистрированы «Сионистский банк», компания «Англо-Палестина» и фонд «Керен каемет ле-Исраэль» с общей капитализацией около 100 млн фунтов, после чего сионисты стали серьезными конкурентами для банков Ротшильда. Султан продавать Палестину не собирался, ускорять процесс падения его власти Англия не торопилась, а «левые» сионистские деньги тем временем разрушали финансовую монополию Ротшильда. Срывались игры барона с акциями, у него из-под носа уводили интересные инвестиционные проекты, упали в цене акции самого Ротшильда. Этот беспорядок пора было прекращать. Случайно ли возник угандийский проект, который повлек за собой устранение Герцля с руководящей позиции в сионистском правительстве, или он стал результатом интриг барона – точно не установлено. Но результат не замедлил сказаться. Вполне вероятно, что оппозицию программе переселения евреев в Палестину создали именно проротшильдовски настроенные министры британского правительства. Экспедиция, которую сионистский конгресс направил в Уганду для изучения природы, вернулась с докладом, из которого следовало, что европейские евреи жить в африканской пустыне не смогут. Тут-то барон Ротшильд и предложил сионистской организации свои услуги по ведению переговоров с британским правительством. В 1907 году барон возглавил сионистскую организацию, а его менеджеры стали руководителями «Керен каемет ле-Исраэль», «Англо-Палестины» и других финансовых структур сионистов. Ротшильд перестал торопиться с переселением евреев, конгресс больше не собирался, а еврейские общины, не доверяя Всемирной сионистской организации, неохотно делали очередные взносы в ее фонды. Гнев филистимлян Решение проблемы «зависших» в Англии еврейских капиталов принесла первая мировая война. В 1916 году правительство Великобритании обратилось к дому Ротшильда с просьбой о крупном военном кредите. В голове барона быстро возник план: разместить заем среди сионистских банков, а в качестве ответной услуги потребовать от правительства оккупировать Палестину под предлогом борьбы с колониальными союзниками европейских держав. Евреи селятся в Иерусалиме, деньги остаются под контролем барона, а Англия получает сильный форпост на Ближнем Востоке. В ноябре 1917 года было опубликовано открытое письмо министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура к Эдмонду де Ротшильду, в котором, в частности, говорилось: «Правительство Его Величества с благосклонностью относится к идее создания национального очага еврейского народа в Палестине и приложит усилия к тому, чтобы способствовать достижению этой цели…». Через месяц после опубликования декларации Бальфура британский генерал Алленби установил британское правление в Палестине, а спустя еще три года Британия получила от Лиги Наций мандат на управление этой территорией. Для евреев, устремившихся к Земле обетованной, было большой неожиданностью встретить там враждебно настроенное мусульманское население. Палестинцы имели свое мнение насчет исторических прав евреев на эту территорию: еврейские царства существовали сравнительно недолго, до и после них здесь находилось мусульманское царство Филистимия. Что касается аргументов относительно того, что иудейский бог обетовал евреям долину Иордана, то Библию местные не читали. И потом палестинцам было все равно, продает ли их землю английское правительство или дарит кому-нибудь чужой Бог. С точки зрения евреев никаких сомнений насчет их прав быть не могло: они за эту землю заплатили огромную сумму посреднику – Великобритании, и если палестинцы чем-то недовольны, пусть обращаются к британцам. Что касается денег, заплаченных евреями за родину, то дальнейшая их судьба не совсем ясна: вероятнее всего, Англия и Ротшильд потратили большую их часть на обустройство израильских поселенцев и на их защиту от арабов. Ведь в целях привлечения новых евреев-эмигрантов на Землю обетованную, постоянно охваченную войной, в Израиле до сих пор действуют льготы для переселенцев.