Top.Mail.Ru
архив

Промышленность в миниатюре

16.09.201300:00

лизинг, лизинговые услуги
В 2012 г. рынок лизинга продемонстрировал весьма умеренный рост: по данным "Эксперт РА", увеличение объемов составило всего 1,5%, что на 77,8% меньше, чем годом ранее. В первом полугодии 2013 г. стагнация в данном сегменте сохраняется, что обусловлено экономической нестабильностью, снижением инвестиционной активности российского бизнеса, а также ростом конкуренции на фоне вступления РФ в ВТО. "В условиях экономического спада наблюдается снижение спроса на инвестиционные продукты, позволяющие бизнесу развиваться, вводить новые технологии, новое оборудование, - поясняет начальник кредитного управления банка "Возрождение" Ольга Старкова. - Таким образом, учитывая текущую недозагрузку производственных мощностей, нежелание компаний наращивать выпуск продукции при низком спросе, по данным Росстата, за семь месяцев 2013 г. российская промышленность демонстрирует нулевой прирост. Из-за невысокой рентабельности бизнеса организациям все тяжелее обслуживать инвестиционные кредитные продукты". Согласно данным Ассоциации российских банков (АРБ), несмотря на наличие спроса на кредитные продукты со стороны организаций, многие из них настолько закредитованы, что не способны обслуживать долг в силу многократного превосходства долговой нагрузки над денежными потоками, которые можно направить на их погашение. "Тем не менее спрос на лизинговые услуги остается, и если микроэкономическая ситуация в стране не ухудшится, то такая динамика будет сохраняться, хотя большого роста ждать вряд ли приходится", - констатирует Ольга Старкова.

"Рынок лизинга традиционно рос в сегменте транспорта, в частности железнодорожного. Объясняется это просто - данный рынок был интересен крупнейшим профильным игрокам в силу своей капиталоемкости, - рассказывает заместитель начальника управления лизинга Альфа-банка Иван Перелешин. - Он характеризовался ликвидным имуществом, крупными суммами сделок и привлекательной доходностью". Поэтому не секрет, что большинство лизинговых компаний с "длинными" ресурсами сконцентрировалось на росте портфеля именно в данном сегменте. А так как концентрация рынка лизинга высока (на 10 крупнейших игроков приходится более 60% рынка), то остальные сегменты развивались слабо, потому что системных усилий в развитии данных направлений компании не предпринимали, признает Иван Перелешин. Более того, сделки с оборудованием сами по себе на порядок более сложные, чем сделки с иным видом имущества (за исключением, пожалуй, авиационной отрасли), так как предполагают поставку из-за границы, согласование импортных договоров поставки, отношения с иностранными банками, использование таких инструментов, как банковские гарантии и аккредитивы, таможенное оформление, значительный срок от заключения договора лизинга до ввода имущества в эксплуатацию. Тем не менее в 2012 г. впервые за долгое время доля оборудования резко выросла. "Но данный рост связан прежде всего с резким падением рынка железнодорожного транспорта, который практически замер. Лизинговые компании вынуждены были переключиться на иные рынки, в том числе на рынки оборудования", - поясняет Иван Перелешин. По его словам, самый впечатляющий рост продемонстрировали сегменты энергетического оборудования и оборудования для нефтедобычи. Однако, если посмотреть эти рынки, можно увидеть: они сами по себе настолько малы, что формируются всего 2-3 игроками, аффилированными с крупнейшими добывающими холдингами. А одна сделка в сегменте энергетического оборудования в 2012 г. сформировала 70% всего рынка лизинга энергооборудования, а по размеру превзошла в три раза весь рынок данного сегмента в 2011 г. Поэтому пока о данном рынке как о сформированном говорить рано.


Банкам не интересно

"Лизинг характеризуется набором преимуществ, благодаря которым он является высоко востребованным инвестиционным продуктом. К упомянутым преимуществам следует отнести в первую очередь относительно высокую доступность лизинга по сравнению с кредитными продуктами", - отмечает генеральный директор ЗАО "Газпромбанк Лизинг" Максим Агаджанов. Будучи монопродуктовыми поставщиками финансовых продуктов, лишенными возможности ведения бизнеса иначе, чем через постоянное заключение новых сделок, лизинговые компании более агрессивны в продажах своего продукта, чем, например, банки. По словам Максима Агаджанова, лизингодатели либо берут на себя риски, которые не принимают коммерческие банки, - это находит выражение и в доступности финансирования, и в его условиях (размеры аванса, сроки финансирования, ставки), либо совершенствуют продукт и сервис, что тоже положительно сказывается на доступности лизинга для промышленных предприятий. Стоит отметить, что на рынке (особенно в сегменте типовых промышленных станков и оборудования) сформировалась практика продажи лизинговых продуктов, настроенных на сотрудничество с поставщиками оборудования. Такие продукты обладают собственными льготными параметрами, основанными, как правило, либо на участии производителей/поставщиков в разделении рисков по лизинговым сделкам, либо на субсидировании процентов по лизинговым сделкам.

"Первое преимущество - удобство и быстрота финансирования, что крайне важно для большинства предприятий, пользующихся услугами лизинговых компаний, - подтверждает генеральный директор "МКБ-Лизинг" Александр Кожевников. - Кроме того, лизинговая компания, активно работающая с оборудованием, может предложить клиенту грамотное юридическое сопровождение контрактов, что позволяет существенно снизить риски доставки и таможенного оформления, если оборудование импортное". Большинство дилеров оборудования, работающих на российском рынке, - это малые предприятия, не способные возместить убытки в каких-либо непредвиденных случаях при поставке. Для лизинговой компании это, напротив, рутинная деятельность, и ее опыт по закрытию подобных рисков может быть очень востребован. "Также стоит отметить налоговые преференции для лизинга, позволяющие компаниям экономить на налоговых вычетах при получении финансирования", - подчеркивает Александр Кожевников. При этом финансовый директор ОАО "Объединенная лизинговая компания" Елена Алексеева добавляет, что лизингом оборудования занимается большинство лизинговых компаний. Доля, приходящаяся на этот сектор, составляет около 3% на протяжении последних лет. После лизинга железнодорожного и авиатранспорта, строительной техники и автотранспорта лизинг промышленного оборудования занимает пятую позицию.


От производства окон до закусочных

Среди наиболее крупных проектов последнего времени в сфере лизинга промышленного оборудования руководитель отдела лизинга оборудования ООО "Райффайзен-Лизинг" Софья Горлова отмечает поставку энергетического оборудования для ОАО "Магнезит" (стоимость поставленного оборудования - 600 млн руб.), финансирование приобретения оборудования для изготовления металлочерепицы, а также экструзионных линий для группы компаний "Окна Роста" и "Дёке Экстружн" (стоимость около 360 млн руб.) и сделку с фирмой "К-Флекс" по лизингу оборудования для производства изоляционных материалов (стоимость приобретенного оборудования - около 400 млн руб.). "В данный момент в Подмосковье идет возведение нового домостроительного комбината, где используется автоматизированное оборудование немецких и австрийских компаний на общую сумму более 15 млн евро. Проект находится на стадии пусконаладочных работ, до конца года завод должен заработать на полную мощность", - рассказывает Александр Кожевников. В рамках данного проекта экспертам "МКБ-Лизинг", по его словам, необходимо было решить целый ряд задач. Прежде всего структурирование контрактов с несколькими поставщиками и использование механизмов, гарантирующих исполнение обязательств поставщиками. Во-вторых, организация финансирования западными банками сроком до восьми лет. В-третьих, отработка логистики и оптимизация таможенных расходов за счет получения класс-решений на все оборудование, предоставляемое разными поставщиками. "Приведу еще один пример. Мы осуществляли лизинговую поставку генерирующего оборудования (газопоршневых установок мощностью 4 МВт) на стекольный завод. В результате завод получил экономию около 30% за счет замены источника энергоснабжения на первые пять лет, чем существенно повысил свою конкурентоспособность", - добавляет Александр Кожевников. После этого срока оборудование перейдет в собственность предприятия, и экономия достигнет 50-60% от первоначальных платежей за электроэнергию, играющую важную роль в себестоимости продукции.

"Одним из интересных проектов в этом году в сегменте оборудования стал опыт работы с компанией "Бургер Кинг", прежде всего тем, что для нас это был первый опыт работы с сетевым холдингом в сегменте ресторанного бизнеса", - рассказывает Иван Перелешин. Его компания реализовала сделку по рефинансированию оборудования на сотни миллионов рублей для сети "Бургер Кинг" в формате возвратного лизинга. Он характеризуется тем, что продавец одновременно выступает в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового договора. Особую привлекательность возвратный лизинг приобрел с 2013 г., после отмены налога на имущество на большинство объектов движимого имущества. В рамках сделки "Альфа-Лизинг" приобретал в каждой из точек практически все ценное оборудование. Была проделана немалая работа с учетом того, что количество позиций составило тысячи единиц в нескольких десятках ресторанов в различных городах России. При этом оборудование никуда не перемещалось, а сразу было передано в долгосрочную аренду компании "Бургер Кинг". Сделка была реализована без аванса. Компания получила, таким образом, "длинные" инвестиционные деньги, которые она направит на дальнейшее развитие своей сети, и одновременно финансовую оптимизацию, даваемую лизинговой схемой.


МСБ в фаворе

Говоря о перспективах развития сегмента лизинга промышленного оборудования, участники рынка не хотят загадывать на будущее. "Давать прогнозы на развитие любого из сегментов, в которых работает наша компания, сложно. Сегменты, которые будут наиболее активно развиваться, и темпы роста, какие они могут показать, очень сильно зависят от микроэкономической ситуации в российской экономике", - отмечает Ольга Старкова. "На ближайшие два-три года прогнозируем прирост объемов финансирования промышленного оборудования в среднем на 10% в год", - говорит Максим Агаджанов. "Мы ожидаем незначительного роста сегмента лизинга промышленного оборудования в связи с общим замедлением развития экономики", - не соглашается с коллегами Софья Горлова. Дело в том, что крупным холдингам не очень интересен лизинг в качестве инструмента оптимизации налогообложения, так как они имеют либо иные льготы, либо иные инструменты оптимизации. Более того, возможная экономия в 5-10% не стимулирует крупные компании на замену привычных схем своих процессов. "В виде дополнительных услуг лизинговой компании трудно предложить что-то новое или уникальное крупному холдингу, - сетует Иван Перелешин. - А вот где действительно востребован лизинг оборудования, так это в сегменте малого и среднего бизнеса". Рынок лизинга для МСБ в 2012 г. вырос впервые с 2009 г., но в основном за счет развития автолизинга. В этом сегменте есть и спрос на сервис, и желание экономить за счет налоговой оптимизации. Только вот прозрачность данного бизнеса не позволяет финансирующим институтам идти в этот сегмент системно. Высокие риски вынуждают предъявлять завышенные требования к клиентам. Если в сегменте автотранспорта лизинговые компании научились изымать имущество и эффективно его реализовывать, что делает процесс анализа клиента фактически формальным, то в сегменте оборудования это сделать пока нереально, признает Иван Перелешин. Объективно оценить малый бизнес сложно, а в ситуации с оборудованием приходится фактически заниматься необеспеченным (бланковым) кредитованием. Желающих так рисковать в финансовом секторе пока не так много. "Поэтому я ожидаю снижения доли оборудования за счет увеличения доли лизинга авиа- и автотранспорта - как более понятных и приемлемых с точки зрения вторичного рынка активов", - резюмирует Иван Перелешин..


Софья Горлова, руководитель отдела лизинга оборудованияООО "Райффайзен-Лизинг":

"ООО "Райффайзен-Лизинг" сотрудничает со всеми крупнейшими мировыми производителями оборудования в самых разных сегментах (это химическое, экструзионное, металлообрабатывающее, складское, телекоммуникационное, строительное, пищевое, энергетическое оборудование и пр.). Мы гордимся тем, что можем предложить нашим клиентам такое богатство выбора, поэтому не анонсируем специализированные программы с отдельными поставщиками. Наши лизингополучатели сами выбирают производителя, мы же предлагаем оптимальные условия финансирования благодаря многолетнему опыту работы на российском рынке лизинга и налаженным партнерским отношениям с поставщиками. Преимущество ООО "Райффайзен-Лизинг" - в гибком подходе к клиенту и лизинговой сделке. Мы предлагаем долгосрочное финансирование проектов по покупке и внедрению любого промышленного оборудования сроком до семи лет. Мы можем предложить клиентам любые графики погашения лизинговых платежей: с учетом сезонности бизнеса лизингополучателя, с учетом длительных сроков поставки и ввода оборудования в эксплуатацию, льготный период по выплате основного долга и процентов и т.д. Кроме того, наша компания оказывает содействие в организации финансирования с участием ведущих экспортных агентств западноевропейских стран. К примеру, у нас есть реализованные сделки с участием "Гермеса", австрийского Контрольного банка, экспортного агентства Франции "Кофас". Если при организации лизингового финансирования компания-лизингополучатель имеет право воспользоваться различного рода субсидиями, например субсидией от правительства Москвы, Московской области, то ООО "Райффайзен-Лизинг" оказывает содействие в подготовке необходимых документов для получения клиентами подобных льгот".


"Три кита" лизинга оборудования

Преимущества лизинга оборудования можно разделить на три группы: налоговые, финансовые и административные.


Налоговые

Лизинг выгоден прежде всего компаниям на общей системе налогообложения, работающих с прибылью, так как данный инструмент позволяет наиболее эффективно легальным способом оптимизировать налог на прибыль.


Финансовые

На налоговых преимуществах чисто финансовая экономия в сделках лизинга не заканчивается. В рамках договора лизинга может присутствовать целый ряд дополнительных сопровождающих любую сделку купли-продажи затрат, которые лизинговая компания позволяет эффективно экономить. А именно:

Страхование - путем организации мини-тендеров среди крупнейших страховых компаний, в которых у лизингодателя также могут быть специальные льготные условия.

Таможенное оформление - лизинговая компания сотрудничает на постоянной основе с несколькими брокерами, предлагающими условия, которые значительно выгодней типовых или первоначальных вариантов таможенного оформления имущества в сделке.

Транспортировка и логистика - партнеры лизинговой компании готовы организовать доставку по цене ниже предлагаемой поставщиком/производителем.

Скидки и особые условия поставщиков - любой лизинговый проект обязательно сопровождает договор поставки. Существенной экономии можно добиться на стадии переговоров с поставщиком, так как внесение 100% аванса или 20% аванса - это принципиально разные ситуации в части процентных расходов лизингополучателя. Лизингодателю могут быть доступны иные условия платежей со стороны поставщика - как для более надежного партнера, индивидуальные скидки (если лизинговая компания не в первый раз работает с данным поставщиком или предлагает некий совместный продукт), а также лизинговая компания может использовать более дешевые инструменты расчетов с поставщиком (по сравнению с прямой оплатой) - аккредитивы, гарантии.


Административные

Или нефинансовые выгоды лизинга связаны с допуслугами лизинговой компании и/или с администрированием процессов поставки имущества, таможенного оформления, постановки на учет.

Здесь можно выделить удобство работы с лизингом для различных служб компании.

Для коммерческой службы: согласованием всех договоров поставки, в том числе импортных, лизинговая компания может заниматься самостоятельно. Лизинговая компания выступает как профессиональный покупатель, имеющий многолетний опыт поставок различного оборудования из разных стран.

Для транспортной службы: лизинговая компания берет на себя все вопросы, связанные с транспортировкой и таможенным оформлением имущества.

Для бухгалтерии: все налоговые риски и проблемы по сбору первичной документации от поставщиков и таможенных служб, по правильному отражению объекта в учете берет на себя лизинговая компания.

Для финансовой службы: структурирование графика лизинговых платежей с учетом сезонности, грейс-периодов на период поставки и пусконаладки позволяет гибко регулировать финансовый результат лизингополучателя.

* По данным Альфа-банка


Еще по теме