Top.Mail.Ru
архив

Прорвало

Совершенно дикая история разворачивается вокруг продажи лидера нашего газетного рынка газеты "Коммерсантъ". Мы видим, как очень милые и хорошо образованные, в том числе и экономически, страшно либеральные журналисты с пионерским задором идут на смертный бой. Смертный бой на каждой странице. "No pasaran!" Не продадимся злобному Березовскому и его подручным братьям Черным. Задор даже вытеснил профессиональную журналистику.

Издательский дом "Коммерсантъ" с самого начала строился как коммерческое предприятие, ориентированное на успешный бизнес. В этом смысле он всегда был лидером, несмотря на колебания рынка. Сейчас положение его крайне тяжелое. Поэтому возникла идея продажи. При этом кампания по продаже - с соответствующим идеологическим и имиджевым обеспечением - была развернута уже давно на страницах самого "Ъ". Хозяева газеты, контролируя бизнес, решали свои задачи так, как считали нужным.

Уже был прецедент борьбы журналистов с собственниками, и все видели тот позор, которым закончилась история с газетой "Известия" для всех ее участников - пожилых пионеров, тоже боровшихся за свою якобы независимость. Видели кампанию против "ЛУКойла", "наезд" на премьера Черномырдина и поиск союзников с другой стороны, резкий маневр группы ОНЭКСИМ, страшное разочарование ветеранов пионерской организации, после чего они оказались в лапах злобного Березовского, где до сих пор все работают (имеется в виду газета "Новые известия". - Прим. ред.). Кстати, наиболее ответственные и грамотные люди в тех же "Известиях", отличающиеся от полоумных "шестидесятников", задержавшихся в развитии, воспринимали все это как позор и унижение. Потому что газета, которая боролась в течение длительного времени за либеральные рыночные ценности, за пропаганду механизмов рынка, оказалась совершенно советской в тот момент, когда все то, что они защищали, пропагандировали и разделяли, коснулось их самих.

Однако есть большая разница. "Известия" - советский орган, приватизированный в соответствии с известной схемой трудовым коллективом, где коллектив продавал, доверял, аккумулировал свои акции. С "Коммерсантом" ситуация совершенно иная. В коммерчески грамотной газете, в рупоре свободного рынка, снискавшей славу на ниве борьбы за понижение налогов (за что "Ъ" большое спасибо), в колоссальной школе кадров - половина нынешней элиты российской журналистики вышла из "Коммерсанта" - вдруг происходит совершенно непонятное. Господа, а, собственно, кто вы, покупатель или продавец? Кто вы такие? Что это за "Тимур и его команда"? В "Коммерсанте" достаточно ясная структура собственности, в которой есть один главный владелец, практически хозяин Владимир Яковлев и целый ряд партнеров, среди которых, наверное, нет единства по поводу этой продажи (не буду лезть в чужую кухню), которые полномочны решать вопрос, кому и как и почему будет продана газета. Они имеют право на любые решения. Им могут быть нужны деньги, им может быть интересна судьба издания, они могут желать компромисса между судьбой газеты и деньгами, их может ничего не интересовать, но они являются хозяевами.

У журналиста может быть своя позиция. Не нравится - можешь уволиться. Не понравится владельцу газеты - тебя уволят. Наличие пионер-геройской организации в газете не предусмотрено нормальным рынком. Почему это произошло - вопрос к владельцам и менеджерам "Ъ". Я абсолютно уверен в искренности всех этих ребят и по-человечески им страшно сочувствую. Но с точки зрения интересов нынешних владельцев "Ъ" вполне возможно, что они допускают всю эту вакханалию, рассматривая ее как предпродажную подготовку и разогрев рынка. Я так посмотрел вокруг и обнаружил, что не знаю крупных игроков российского бизнеса, которые бы хоть раз не покупали "Ъ" или не участвовали в его покупке.

Все это странно еще и потому, что газета всегда очень жестко управлялась ее хозяевами. Из газеты уходили, иногда возвращались ключевые фигуры и даже целые команды, которые с профессиональной точки зрения и их личного вклада в деятельность издательского дома представляли собой, может быть, гораздо больше, чем нынешний состав. Вспомните еженедельник "Коммерсантъ", трансформированный в журнал "Эксперт". Это было, можно сказать, идеологическое ядро издательского дома. Люди ушли в не очень здоровой обстановке, буквально бегом пустились из дома. Им вслед были вышвырнуты личные вещи и деловая переписка. Но тем не менее это не стало поводом к идеологической кампании. Могу напомнить историю ухода практически всего коллектива из газеты "Сегодня". Я и сейчас считаю, что мы поступили правильно и что хозяин группы "Мост" Владимир Гусинский совершил грубую ошибку в ходе санации газеты. Но никто из нас не подвергал сомнению право Гусинского совершить эту ошибку. Потому что иначе позиция, которую мы защищали, превратилась бы в ноль. Получилось бы, что наши политические и экономические взгляды зависят от ситуации. Сейчас сотрудники "Ъ" именно это и демонстрируют. Они не понимают, что это позорное явление. Кроме единственного случая, когда это циничный заказ руководства издательского дома с целью проведения нетривиальной маркетинговой кампании и повышения продажной цены газеты.

Только диктатура денежного мешка может обеспечить независимость прессы. Именно денежного мешка, а не его хозяина, потому что если пресса - это бизнес, то тогда существует конкуренция за читателя, за рекламодателя, за журналиста и за редактора. Конечно, у нас нет нормального рынка, нет нормальной конкуренции и нет диктатуры денежного мешка. Но все, что происходит вокруг газеты, - действия в обратном направлении. Нынешняя редакция газеты "Коммерсантъ", если, конечно, не допускать корыстно мотивированной неискренности, объявила себя газетой социалистических кооператоров.Она начиналась с того, что на ней было написано: "Орган союза кооперативов СССР". Тем и кончили.

Еще по теме