Top.Mail.Ru
архив

Прощание с маленьким другом

Кризис нанес серьезный удар по операторам пейджинговой связи. Многие мелкие фирмы разорятся. Большие компании теряют по 10% клиентов ежемесячно. К лету число фирм сократится вдвое, а количество абонентов уменьшится на 150-200 тыс.

Пейджинговый бизнес в России находится на грани вымирания. Такой неутешительный вывод можно сделать на основании прогнозов, которые строят сами операторские компании: уже к лету численность пейджинговых абонентов в столице сократится с докризисных 300 – 350 тыс. до 100 – 150 тыс. К тому же времени исчезнет примерно половина самих компаний-провайдеров. Еще хуже, по нашим сведениям, ситуация на петербургском рынке. Здесь происходят такие удивительные вещи, как добровольная бесплатная передача своих абонентов конкурентам. Оставшимся на плаву операторам не позавидуешь – они серьезно потеряют в своих доходах, поскольку рентабельность этого вида бизнеса уже сейчас приближается к критической отметке. 

Региональные операторы не заметили обвала

Многие эксперты с наступлением кризиса прочили региональным операторам пейджинговой связи быструю гибель – хотя бы в силу того обстоятельства, что уровень доходов населения в глубинке невелик. Однако в реальности ситуация выглядит несколько иначе. Многим региональным компаниям, естественно, пришлось пойти на незначительное сокращение долларовых цен или манипуляции с расчетным курсом. Но обвала абонентской базы здесь не произошло. В основном по той причине, что она и раньше была весьма невелика – примерно половина всех пользователей услуг пейджинговой связи проживают в столице. В Москве, по разным оценкам, работу потеряли от 50 тыс. до 200 тыс. человек – все они потенциальные пользователи пейджеров.

В то же время сам набор антикризисных мер, которые применяют региональные операторы, в принципе мало чем отличается от тех, которые практикуют «москвичи». Например, очень многие из них работают по старому курсу – 7 – 8 руб. за доллар. При средней месячной абонентской плате в размере $25 – 30 для четырехстрочного пейджера, вполовину меньше – для «однострочников». Однако простым снижением курса операторы не ограничились. Клиента по-прежнему пытаются привлечь подарками, скидками и гибкими тарифными планами. Так, одним из операторов после кризиса была введена новая система оплаты, которая учитывает количество отправленных на пейджер сообщений. То есть получаешь 10 сообщений в месяц – платишь 10 руб. и так далее...

Московские операторы на региональном рынке
ОператорЧисло городовСуммарное число абонентов*
Мобил ТелеКом 85 60 000
Вессо-Линк Единая Пейджинговая 76 42 000
Таском 40 22 000
Интерантенна 36 10 000
Континенталь 22 7 000
Информ-Экском 15 25 000
Альфаком 13 5 000
РадиоПейдж 11 20 000

*Суммарное число абонентов, включая Москву Источник: компании Проще всего было бы обвинить во всех пейджинговых бедах нынешний финансовый кризис. Однако на самом деле корни проблем рынка куда глубже.

История развития пейджинговой связи в России довольно незамысловата. В свое время министерству связи не удалось создать условий для привлечения в этот сегмент рынка серьезных инвесторов или крупнейших западных операторов. Вместо этого лицензии были распылены между десятками и сотнями мелких компаний, которые создавали не конкуренцию, а скорее банальную толкучку. Раздробленность бизнеса привела к удорожанию самих услуг.

Таким образом, одно из самых демократичных по своей сути средств связи в России так и не нашло массового спроса. Дело было даже не в том, что отсутствовал платежеспособный спрос – все-таки граждане нашей страны до кризиса ежегодно покупали больше миллиона автомобилей, приобретали отнюдь не дешевую недвижимость и охотно ездили за границу. Просто сама услуга оказалась неоправданно дорогой. Да и операторы, обслуживающие в одиночку по нескольку тысяч абонентов, не смогли свою услугу должным образом разрекламировать.

Ощущение, что с пейджинговым бизнесом происходит что-то не то, появилось у наблюдателей уже год назад. Тогда клиентура сотовых компаний Москвы и Санкт-Петербурга впервые превзошла по численности слой пользователей услуг пейджинговой связи. Особенно заметно этот процесс протекал в северной столице. Бесконечные демпинговые акции местных сотовых компаний дали свой результат: горожане стали предпочитать пейджеру мобильную трубку.

Долго так продолжаться не могло, и сами операторы стали предпринимать попытки укрупнения бизнеса. Напомним только о самых громких альянсах, происшедших в этом сегменте рынка за последние год-полтора. С почином выступили один из крупнейших московских операторов «Вессо-Линк» и компания «Крипт», располагавшая филиальной сетью в регионах и составлявшая ядро ассоциации «Единая пейджинговая система». Их примеру последовала американская корпорация Segol RadioPage, которая объединила свое московское отделение ЗАО «РадиоПейдж» с компанией «Мульти-Пейдж». На базе двух операторов Segol создала новую компанию – ЗАО «ЭнергоНЕТ». Еще одна операторская компания – ЗАО «Таском» также попыталась найти сильного союзника, создав СП «РТК-Пейдж» (недолго, впрочем, просуществовавшее) с национальным оператором дальней связи АО «Ростелеком». Наконец, самый свежий пример связан с приходом на российский пейджинговый рынок американской корпорации Metromedia, которая приобрела половину акций ЗАО «Мобил Телеком».

Все эти сделки преследовали примерно сходные цели – привлечение новых инвестиций и расширение масштабов бизнеса и как следствие снижение эксплутационных затрат, рост уровня рентабельности и доходов. Однако процесс интеграции на этом забуксовал: объединять российских операторов между собой оказалось делом хлопотным. Segol пришлось судиться со старыми российскими акционерами «РадиоПейдж», «Таском» и «Ростелеком» – что называется, не сошлись характерами, а, например, Metromedia пока никак себя не проявила в качестве акционера «Мобил Телекома».

Операторы лукавят

Все бы ничего, но грянувший кризис лишил российских пейджинговых операторов возможности спокойно копаться каждому в своем маленьком «огороде». Вместо грез о возможной в перспективе интеграции своего бизнеса операторам пришлось думать о банальном выживании. Официальный отток клиентуры в операторских компаниях после 17 августа на сегодня составляет не более 10 – 15%. Некоторые же компании заявляют, что процент абонентов, разорвавших с ними контракт, вообще очень мал.

Однако при этом операторы лукавят – они не считают тех клиентов, которые просто перестали платить по счетам. Единовременное отключение всех должников от связи привело бы к ужасающим результатам – некоторые компании, особенно завязанные на госсектор, могли бы недосчитаться 30 – 50% своих подписчиков. Иными словами, при существующих на рынке тарифах (а у первой пятерки они составляли порядка $43 – 45 в месяц) абонентов стало невозможно удержать. Тем более что у этих самых абонентов неожиданно появилась альтернатива: сотовые операторы двух столиц серьезно уценили свои услуги, предложив новые интересные тарифные планы и новые формы оплаты (например, prepaid – оплата по карточкам).

В результате годами сдерживаемые цены на пейджинг посыпались вниз и на сегодня достигли примерно $25 – 28 при помесячной оплате услуг. А если принимать во внимание специальные тарифные планы, в изобилии предложенные операторами, а также полный набор скидок и бонусов, то картина получится еще более интересная. Вдумчивое прочтение прайс-листов может дать абоненту ежемесячный выигрыш еще примерно в $5 – 8. Появилась даже целая категория продвинутых пользователей, мигрирующих от оператора к оператору в поисках новых скидок и бонусов. которые многие компании предлагают, например, за переподключение пейджера конкурента.

Где проходит граница рентабельности?

Дальше ценам двигаться некуда. Как полагают операторы, $20 за обслуживание одного пейджера – это уже граница рентабельности их бизнеса. Соответственно для многих компаний снижение цен до нынешнего уровня обернется летальным исходом. Что в общем-то и неплохо. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло – искомое укрупнение операторского бизнеса, особенно в Москве и в Петербурге, уже не за горами. По неофициальным данным, в столице клиентура ходит от одной компании к другой, что называется, косяками – переподключаются сотни и тысячи абонентов. Таким образом, крупным компаниям даже не надо покупать бизнес у «мелочевки» – надо просто не мешать ей спокойно уйти с рынка. Правда, все это вовсе не означает, что оставшиеся на плаву компании смогут без проблем пережить нынешнюю зиму. Все-таки падение цен на их услуги в размере 35 – 40% адекватно отразится и на уровне доходов.

Абонентная плата в $0

Стоимость пейджера Motorola Advisor (в зависимости от количества предлагаемых бесплатных месяцев), $
Компания1 мес.2 мес.3 мес.6 мес.12 мес.
Мобил ТелеКом 119 134 149 229 379 (14 мес.)
Вессо-Линк - 99 134 227 389
Информ-Экском 115 135 165 255 345
РадиоПейдж - - 164 240 458 (13 мес.)
Таском 120 135 150 220 380
«-»  означает отсутствие услуги
Источник: компании

Сейчас большинство компаний думают о поисках антикризисной вакцины, которая могла бы разом вывести бизнес на принципиально иной уровень. И такая вакцина, похоже, есть. Это услуга, известная в Европе под названием CPP (Calling Party Pays), при которой платит за передачу сообщений тот, кто их посылает, а не сам абонент. При этом владелец пейджера вообще не платит никакой абонентской платы, его единственной статьей затрат становится приобретение самого приемника. На первый взгляд переход на CPP действительно мог бы оживить рынок – при условии, что платить за пейджер надо $0, такое средство связи тут же нашло бы армию приверженцев. Но, судя по всему, этой армии придется подождать в тылу. В России для организации CPP пока нет технологических возможностей, и в первую очередь отлаженной системы оплаты.

Как бы то ни было, ближайшие перспективы российского пейджингового бизнеса нерадужны. Сокращение абонентской базы в два-три раза, падение доходов в индустрии и спад в развитии самих операторских компаний сделают данный вид услуг еще менее распространенным, чем он был до сих пор.

Впрочем, у нынешнего кризиса есть и позитивные аспекты. Он позволит сделать то, что не удавалось за истекшие пять – семь лет ни самим операторам, ни Министерству связи. Нынешнее падение цен является необратимым и неминуемо приведет к формированию новых рыночных реалий. В этом бизнесе смогут остаться только крупные компании, которые, работая на низком уровне цен и соответственно рентабельности, смогут одновременно привлекать значительные инвестиции в развитие своей инфраструктуры. И тогда некоторое воздержание по части доходов воздастся им сторицей, а сам пейджинг станет действительно массовой услугой для россиян.          

Абонентская плата у крупнейших операторов Москвы (для четырех-/однострочных пейджеров), $ в месяц*
Компания1 – 2 мес.3 – 5 мес.6 – 11 мес.от 12 мес.
Мобил ТелеКом 28,74/20,34 23,94/16,98 22,14/15,54 20,34/13,74
Вессо-Линк 35/29 32/24 29/20 27/18
Информ-Экском 33,6/24 31,2/24 28,8/21,6 28,8/20
РадиоПейдж 34/29 32/25 29/22 26/20
Таском 35/25 29/20 27/18 25/16
*Все цены приведены с учетом НДС Источник: компании

Руководители операторских компаний о кризисе рынка

Директор по маркетингу компании «Вессо-Линк Единая Пейджинговая» Наталья Москалева:

Многие мелкие компании обречены

Базовые тарифы на услуги пейджинговой связи на сегодня снизились в среднем на 10 – 15%. Серьезного оттока абонентов мы, честно говоря, пока не ощущаем, хотя приход новых пользователей, конечно, сократился. Самое главное сегодня – не раскачивать лодку, в которой мы все сидим, и не пытаться сбить цены до критического уровня. Расценки на уровне $20 в месяц в качестве базового тарифа – критический порог для рынка.

Ниже падать уже просто невозможно, об этом говорит простой расчет на пальцах. Можно рассмотреть условную формулу экономической полезности пейджера – как средства связи, где в числителе стоят его функциональная пригодность, качество обслуживания и сервисные возможности, а в знаменателе – цена. Раньше мы все время увеличивали числитель, а знаменатель оставляли неизменным. Теперь, в кризисный период, повышать это соотношение приходится за счет знаменателя. Что для операторов, естественно, гораздо тяжелее. Мой прогноз таков: многие мелкие компании обречены – они уже находятся на грани вымирания. Я думаю, что показатель в 150 тыс. пейджинговых абонентов к лету вполне реален. Ну, может быть, 200 тыс. Будущее рынка связано с тем, кто первый сможет ввести услугу CPP. Но для этого нужны время и определенная раскрутка. Одно дело, если бы этим проектом занимался бы NEC или Motorola, а так возможности самих операторов, конечно, гораздо скромнее.

Коммерческий директор компании «Таском» Леонид Кисвянцев:

Продажи у компаний упали в два раза

Все ведущие пейджинговые компании сейчас снизили цены примерно на 20%, сначала в неявном виде благодаря различным скидкам и бонусам, а затем и впрямую. В ближайшее время можно ожидать еще более глубокого их падения. Клиенты продолжают уходить из своих компаний, по моим оценкам, до 10% ежемесячно. При этом общие продажи упали примерно раза в два. Прослеживается и давление со стороны рынка сотовой связи, где операторы также ввели различные антикризисные тарифные планы. Таким образом, общие потери индустрии могут достичь 30% от совокупной абонентской базы.

Процесс спада должен остановиться, вопрос в том – на каком уровне. Я думаю, половина абонентов (около 150 тыс.) в Москве останутся. Для самих компаний времена будут не лучшие, но ожидать поглощений крупными операторами мелких не стоит. Скорее возможны слияния равноценных компаний. Это позволит им обеспечить более высокую производительность и снизить себестоимость услуг. На ситуацию может повлиять введение услуги CPP. В свое время в Европе это позволило оживить индустрию, которая чуть не пала жертвой низких цен сотовых операторов. Если то же самое удастся сделать и у нас, это может дать дальнейший толчок развитию пейджинга.

Гендиректор компании «Мобил Телеком» Лев Дайчик:

Купить пейджинговый бизнес? Разве что за стаканчик красненького

В Москве рынок выстоял. Провинция перенесла кризис даже легче, чем столица. А вот Питер оказался в самом тяжелом положении. Что касается ценовой ситуации, то сейчас произошло некоторое выравнивание тарифов, но дальше цены будут падать еще... В результате у многих операторов сейчас очень тяжелое положение. Прогноз их будущего мрачен и неочевиден.

В целом в результате кризиса в Москве к лету может остаться всего 100 тыс. абонентов – по сравнению с 350 тыс., насчитывавшихся в столице до кризиса... Многие пейджинговые компании будут в результате выходить из бизнеса, но интереса для вложения капитала они практически не представляют. Серьезных денег за них никто не даст. Разве что за стаканчик красненького?

Еще по теме