Просто пей «Гиннесс»
ДЛЯ НАЧАЛА анекдот. Руководители трех пивных компаний решили попить пивка в ближайшем пабе. Первым к стойке бара подошел президент Carlsberg. «Дайте мне самое прозрачное пиво с отменным хлебным вкусом, – говорит он, обращаясь к бармену. – Ну, вы понимаете, что я говорю о Carlsberg». Следом пиво заказывает глава Heineken: «Налейте мне самого чистого пива Heineken с прекрасной белой устойчивой пеной». Тут к стойке подходит руководитель Guinness. «Стакан кока-колы», – просит он бармена, и продолжает, глядя на изумленных товарищей: «Я так понял, мы сегодня пива пить не будем».
Это, конечно же, ирландский анекдот. Да-да, тех самых рыжих, наглых и хвастливых ирландцев. Впрочем, «Гиннессом» Ирландия действительно может гордиться. Оно – настоящий символ Ирландии, такой же, как водка для России, портвейн для Португалии и коньяк для Франции.
История сохранила легенду о возникновении «Гиннесса», и, судя по ее незатейливости, она правдива. Как уже давно замечено, у истоков любого спиртного напитка стоит какой-нибудь священнослужитель. Так было и в случае с «Гиннессом». Ангелом-хранителем ирландского пива оказался архиепископ Артур Прайс. Под его руководством управляющий архиепископского хозяйства, некто Ричард Гиннесс, варил эль для своего хозяина. Как полагается у ирландцев, дело отца Ричарда подхватил сын Артур, который и стал основателем знаменитой династии. История умалчивает, благословил ли это начинание преподобный Прайс, но архиепископ сделал кое-что другое: в 1756 году он завещал отцу и сыну Гиннессам двести фунтов (по тем временам деньги совсем не маленькие). Предприимчивый Артур и его младший брат Ричард вместо того чтобы по молодости лет прокутить внезапно свалившееся на них богатство, решили инвестировать их в дело, взяв в аренду небольшую пивоварню в окрестностях городка Лекслип.
Амбиции Артура не позволили ему надолго задерживаться в глуши. Накопив немного денег, он отправляется на покорение столицы – Дублина, где за 45 фунтов в год арендует участок земли, который назывался Сент-Джеймс, сроком на... девять тысяч лет. Основав пивоварню Артур Гиннесс начал варить крепкое темное пиво «портер», в середине 70-х годов XVIII века ставшее популярным в Англии (позже этот сорт пива назвали «экстра стаут», а потом сократили до «стаут»). Вот, собственно, и вся история. Дальнейший успех «Гиннесса» предопределило строгое следование рецептуре и успешный маркетинг. Год за годом объемы производства пива и богатство семейства Гиннесса только росли. Внуку Артура был пожалован титул баронета, а правнук – второй по богатству человек в Англии – удостоился чести называться лордом Ивэа.
Вся эта долгая экскурсия в историю вызвана только одним обстоятельством – 17 марта празднуется День святого Патрика, который усилиями ирландцев-эмигрантов стал поистине международным праздником. В Москве этот день шумно отмечает ирландское землячество, а также примкнувшее к ним многочисленное интернациональное сообщество друзей-собутыльников. Конечно, в эти дни будут пить не только «Гиннесс», но и ирландское виски, и специально приготавливаемое к этому дню зеленое пиво. Зеленый – национальный цвет Ирландии и ее покровителя святого Патрика. Будет также традиционный парад и выступление всевозможных ансамблей с гитарами и волынками не только из самой Ирландии, но и из России. Можно подпевать. Все ирландские песни похожи одна на другую: как правило, они начинаются с того, что условный ирландец Патрик пошел на войну (рыбалку, свидание), но его предприятие закончилось неудачей. Конец куплета – традиционное резюме: мол, не стоило тебе, Патрик, ходить на войну (рыбалку, свидание). Песни обильно сдобрены ненормативной лексикой, которая вызывает у исполнителей и слушателей прилив восторга. Такой лейтмотив волей-неволей вызывает желание напиться. «Гиннесс» для этой цели подходит как нельзя лучше.