Против течения
Недавно «Группа «Альянс» приступила ко второму этапу реализации проекта на Херсонском НПЗ. Это, пожалуй, один из наиболее интересных ее антикризисных проектов с точки зрения как масштабов, так и способности компании решать задачи повышенной сложности. С самого начала он оказался в центре повышенного внимания на Украине, в Казахстане и России, поскольку в Херсоне сошлись интересы трех стран СНГ. Осенью 1999 года Украина передала в управление казахской нефтяной компании «Казахойл» 51% акций Херсонского НПЗ в обмен на стабильную загрузку завода нефтью. «Казахойл», в свою очередь, привлекла в проект «Группу «Альянс» в качестве его оператора. То есть выстраивалась нетипичная на тот момент модель трехстороннего сотрудничества в нефтяной сфере. Видимо, поэтому многие предрекали херсонскому эксперименту короткую жизнь. В России, например, утверждали, что «Группе «Альянс» не по плечу взятая ноша. В Казахстане сомневались в выгодности такой схемы. На Украине же говорили о том, что Херсонскому НПЗ вряд ли стоит рассчитывать на стабильную загрузку сырьем. Однако прошло полтора года, а проект в Херсоне не только не умер, но и уверенно набирает обороты. Похоже, что не всегда плавание против течения оказывается пустой тратой сил. О «подводных камнях» проекта и о том, как его удалось сделать успешным, наш разговор с президентом ОАО «Группа «Альянс» Мусой Бажаевым.
«Ко»: Хорошо все, что хорошо кончается. «Группа «Альянс» изначально была уверена в успехе этого проекта или сомнения все же посещали?
Муса Бажаев: На стадии принятия решения сомнений было предостаточно. Впрочем, проектов без рисков, как известно, не бывает. Чем меньше проект, тем меньше риски, и наоборот. К тому времени наша компания имела за плечами опыт работы с кризисными предприятиями, у нас были соответствующие технологии, хорошие специалисты. Но здесь предстояло решить несколько иную задачу, точнее, несколько разномасштабных задач в одном пакете. Во-первых, необходимо вывести завод из кризиса. Во-вторых, обеспечить жизнестойкость и эффективность трехстороннего партнерства. Если любая из этих частей «проседает», проект рушится. Но это еще не все. Передача контрольного пакета акций Херсонского НПЗ в управление «Казахойлу» явилась следствием договоренности между президентами Украины и Казахстана, поэтому проект имеет межгосударственное значение. Представьте себе, как бы мы себя чувствовали, если бы эта модель дала сбой, неважно, по каким причинам.
«Ко»: Но получается, что плюсов было все же больше. Какие из них оказались решающими?
М.Б.: Мы тщательно проанализировали ситуацию с точки зрения существующих и перспективных отношений между Украиной, Казахстаном и Россией, возможности развития интеграционных процессов. В первую очередь, разумеется, в нефтяной сфере. На основе этого сделали вывод, что проект обладает хорошей базой для реализации. Основной ее элемент – наличие устойчивых долгосрочных интересов, которые соединились в одной точке. Говоря иначе, мы убедились, что предложенная конструкция партнерства, несмотря на ее внешнюю тяжеловесность, вполне реализуема.
«Ко»: Херсон – первый антикризисный проект вашей компании за рубежом. У него есть какая-то специфика по сравнению с тем, чем группа занимается в России?
М.Б.: Что касается непосредственно Херсонского НПЗ, то какой-то особой специфики вывода его из кризиса, пожалуй, нет. Корни всех кризисов и у нас, и на Украине примерно одинаковые. И там «Группа «Альянс» начала с того, с чего начинает всегда и везде: погасила все долги по зарплате. Без этого, какой бы красивой ни была антикризисная программа, ничего не сделаешь. Почти сразу же урегулировали отношения с бюджетами всех уровней. Это тоже весьма важный элемент. В Херсонской области завод является одним из основных бюджетообразующих предприятий. Как только он начал выплачивать налоги, улучшилось положение дел в социальной сфере – например, с выплатой пенсий. Специфика в другом. Мы отдаем себе отчет в том, что проект в Херсоне имеет межгосударственное значение. Естественно, это накладывает на нас особую ответственность.
«Ко»: «Группа «Альянс» завершила первый этап реализации проекта. Что он в себя включает?
М.Б.: На этом этапе мы решили главную задачу – обеспечили устойчивую работу завода. Сейчас он стабильно загружается нефтью, в среднем 120 тыс. тонн в месяц. Мы намерены выйти на уровень 250 тыс. тонн. Осенью прошлого года был налажен выпуск бензина АИ-92, чего здесь никогда не было. Готовимся к производству бензина марок АИ-95 и АИ-98. Производственная стабильность повлекла за собой финансовую устойчивость. Поэтому у предприятия сейчас нет проблем с выплатой налогов. То есть на этом этапе заложена база для нормальной работы, после чего можно решать более масштабные задачи.
«Ко»: Что Вы относите к масштабным задачам?
М.Б.: Прежде всего необходимо провести модернизацию завода, который построен еще в 30-е годы. Сейчас, например, предприятие выпускает низкокачественное дизельное топливо. Когда будет построена установка по гидроочистке, завод сможет давать конкурентоспособную продукцию. В настоящее время наши специалисты готовят программу его развития, реализация которой позволит превратить завод в высокоэффективное предприятие. Под эту программу мы планируем привлечь западный кредит в размере $100 млн.
«Ко»: В Астане некоторое время назад ходили разговоры о том, что Казахстану подобная модель партнерства невыгодна. Доводы такие: можно получать более высокие доходы от экспорта казахской нефти в дальнее зарубежье и даже от ее переработки на своих заводах.
М.Б.: Я тоже слышал об этом. С какой целью эти слухи распространяются, можно только догадываться. На самом же деле руководство Казахстана очень довольно ходом реализации проекта. Оно вряд ли пошло бы на покупку контрольного пакета акций Херсонского НПЗ, если бы его что-то не устраивало на начальной стадии. Теперь о той самой «упущенной» выгоде от участия Казахстана в проекте. Возьмем, например, апрель. Если бы Казахстан поставлял нефть на экспорт в дальнее зарубежье, то получал бы за тонну $120. Поставки в Херсон дают ему $125 за тонну. При цене нефти на мировом рынке ниже $22 за баррель Казахстану весьма выгодно поставлять сырье в Херсон. В связи с этим следует также учитывать и то, что велика вероятность снятия с Ирака ограничений на поставку нефти. Когда это произойдет, цены, разумеется, упадут. Но дело не только в текущей выгоде. Надо отдать должное президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, который каждый проект рассматривает через призму стратегических интересов. В данном случае он понимает, что Херсонский НПЗ, занимая столь выгодное положение (имеет выходы к Черному морю и Днепру), выводит национальную нефтяную отрасль на рынки Европы.
«Ко»: В одном из выступлений губернатор Херсонской области Евгений Вербицкий сказал, что благодаря «Группе «Альянс» область впервые за последние годы сумела обработать более одного миллиона гектаров посевных площадей. Так вы завоевываете благосклонность местных руководителей?
М.Б.: Везде, где работает наша компания, мы стараемся по мере сил помогать в решении местных проблем. Конечно, «Группа «Альянс» – коммерческая структура. Но любой ценой, о чем я часто говорю, прибыль нам не нужна. Успешный бизнес не может строиться на игнорировании трудностей, которые испытывают окружающие тебя люди. Поэтому мы и в дальнейшем будем помогать Херсонской области. Как, впрочем, и другим регионам, где есть наши интересы. Справка 1 Президент ОАО «Группа «Альянс» Муса Бажаев Родился 11 мая 1966 года. В 1991 году окончил Грозненский нефтяной институт по специальности химическая технология переработки нефти и газа. В 1992 – 1997 годах работал в московском представительстве компании «Лиа Ойл» (Швейцария) в качестве инженера-технолога, менеджера, директора департамента, президента группы компаний «Лиа Ойл» (СНГ). В 1998 году возглавил дочернее предприятие ОАО «Группа «Альянс» – ЗАО «Альянс-Ойл». После трагической гибели в марте 2000 года президента «Группы «Альянс» Зии Бажаева стал исполняющим обязанности президента компании. В июне 2000 года избран президентом ОАО «Группа «Альянс». Справка 2 «Группа «Альянс»: три года борьбы с кризисами ОАО «Группа «Альянс» создана в мае 1998 года Зией Бажаевым, трагически погибшим в авиакатастрофе в марте прошлого года. На российском рынке впервые появилась компания с принципиально новым видом бизнеса: антикризисное управление предприятиями. Предлагаемые услуги сразу же оказались востребованными. Это проявилось, в частности, в том, что в состав акционеров «Группы «Альянс» вошли 15 областей, краев и республик. Спустя три месяца после создания российское правительство пригласило компанию стать внешней управляющей организацией «Роснефть». За две недели она выполнила такой объем работы, на которую требуются месяцы. Осенью 1999 года правительство Казахстана привлекло «Группу «Альянс» к управлению Херсонским НПЗ. В январе 2000 года Сибирский химический комбинат, входящий в структуру Министерства по атомной энергии, передал в управление компании контрольный пакет акций Томского нефтехимического комбината. В мае 2000 года «Группа «Альянс» получила в управление контрольные пакеты акций Хабаровского НПЗ и пяти предприятий нефтепродуктообеспечения – «Хабаровскнефтепродукта», «Сахалиннефтепродукта», «Чукотканефтепродукта», «Приморскнефтепродукта» и «Амурнефтепродукта». Как считает президент «Группы «Альянс» Муса Бажаев, три года на рынке антикризисных услуг можно считать за пять лет в обычном бизнесе: «Мы приобрели такой опыт, что способны решать задачи практически любого уровня сложности».