Top.Mail.Ru
архив

Размышления проверяющего

счетная палата
К сожалению, пресса (журнал "Компания" не исключение) зачастую склонна ожидать от Счетной палаты результатов, никак не связанных с ее миссией. Наиболее частый случай - это настойчивое требование кого-то "поймать и посадить". Между тем, согласно своему конституционно-правовому статусу, Счетная палата осуществляет независимую оценку законности, целевого характера и эффективности использования государственной властью публичных ресурсов - федеральных бюджетных средств и госсобственности. СП проводит аудит финансовых, технических, институциональных и иных результатов, достигнутых в ходе реализации государственных проектов и программ. Главными здесь становятся отнюдь не вопросы, кто и сколько украл, а насколько достижимы, насколько обеспечены ресурсами декларируемые цели политики государства, насколько этим целям соответствуют произведенные расходы федерального бюджета и, в конечном счете, достигнуты ли цели этих расходов. Информация же в правоохранительные органы направляется лишь в случае, если в материалах проверки наличествует состав преступления.

Кстати, вопреки мнению авторов, в части процессуальных последствий эффективность проверок Счетной палаты демонстрирует уверенный рост. Если в 2010 г. по нашим материалам было возбуждено 41 уголовное дело, то в 2011 г. - 72. Возросло количество дел, доведенных до суда. Удвоилось в истекшем году и число административных взысканий по итогам наших проверок. Однако противодействие экономическим правонарушениям - это, повторяю, отнюдь не главная наша задача. Оценивать нашу работу по шкале полицейской эффективности бессмысленно.

Кроме того, в публикации "Компании" не впервые приходится сталкиваться с утверждением, будто участие президента РФ в процедуре формирования Счетной палаты якобы сводит на нет ее независимость. Так ли это?

Во-первых, годовой план работы утверждается коллегией Счетной палаты без чьего бы то ни было внешнего участия. Все 111 главных распорядителей бюджетных средств проверяются нами ежегодно в соответствии с бюджетным законодательством. Из 501 мероприятия, проведенного Счетной палатой в 2011 г., лишь 27 проверок были включены в план по просьбе парламентариев, и только 3 - президента. Правительство же и вовсе никак не может вмешиваться в деятельность Счетной палаты.

Во-вторых, обладание и президентским, и парламентским "мандатом доверия" существенно повышает политический статус аудиторов. Ведь мы обязаны проверять не только одну из трех ветвей власти - исполнительную, но также и судебную, и законодательную.

Президент же, согласно Конституции, возглавляет именно государство, а не исполнительную ветвь власти. Он участвует не только в формировании высшего органа государственного финансового контроля, но также и в процедурах назначения состава высших судов, Генерального прокурора, председателя Центрального банка.

Порядок формирования Счетной палаты не выглядит экстравагантным и на фоне практики других стран G8 и G20. В США, Великобритании, Германии, Ирландии, Нидерландах в назначениях руководителей высших органов финансового контроля участвуют и законодательная, и исполнительная власть. В целом в части развития системы государственного аудита Россия находится в русле мирового тренда.


Еще по теме