Реэкспорт через Азию и Кавказ становится «новой нормальностью»
Посредническая торговля западными товарами с Россией обогатила Центральную Азию и Южный Кавказ. Товарооборот Евросоюза с соседями РФ вырос на сотни процентов, а их торговля с РФ — на десятки процентов за год. Помимо этого, члены СНГ и ЕАЭС «наслаждаются небывалыми доходами» от продажи нефти и газа, притока рабочей силы, капитала и денежных переводов. Тренд сохранится как минимум в ближайшие два года, отмечают в ЕС.
Экспорт финских товаров в Центральную Азию за 2022 год фантастически вырос, сообщает Yle. Например, в Киргизию он увеличился более чем на 800%, причем больше половины роста отмечено ко второй половине года. В деньгах это мало: в Киргизию финские товары завезли на 29 миллионов евро, а в Казахстан — на 248 миллионов. Но сам рост впечатляет.
Удивление по этому поводу выражают и авторы февральского отчета ЕБРР «Евразийской круговорот: торговые потоки в Россию через Кавказ и Центральную Азию». По их данным, экспорт Евросоюза и Великобритании в Армению, Киргизию и Казахстан увеличился в 2022 году на 15–90%.
Это совпало с санкциями и бойкотом, уронившими западный экспорт в РФ в мае — июле прошлого года на 50%. Причем расхождение между потоками в Россию и в направлении ее южных соседей увеличивается.
«Поскольку многие западные компании уходят с российского рынка, а российские порты под санкциями, экономики стран Центральной Азии демонстрируют значительные успехи в торговле с РФ и Китаем как за счет экспорта собственной продукции, например текстиля и бытовой электроники, так и за счет транспортных и реэкспортных услуг», — отмечается в докладе.
Помимо этого, «Казахстан и Туркменистан наслаждаются небывалыми доходами от продажи нефти и газа, в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане наблюдается значительное увеличение притока рабочей силы, капитала и денежных переводов». Так, переводы физлиц в Киргизию в минувшем году достигли рекорда в 2,7 миллиарда долларов.
В группу стран-бенефициаров ЕБРР включил также Грузию как мост между Арменией и Россией и Азербайджан с Монголией, у которых есть общие границы с РФ.
Хотя посредническая торговля этих стран с Россией составляет лишь малую долю от сокращения прямого западного экспорта в РФ, для некоторых государств это существенный заработок. Так, Киргизия при годовом ВВП в 9,75 миллиарда долларов заработала на посреднической торговле с Россией 411,5 миллиарда, а Армения при ВВП 19,5 миллиарда долларов —1,17 миллиарда.
«По всему развитому ядру СНГ/ЕАЭС наблюдается рост товарооборота с РФ от 25% до 30%, это невероятный скачок за год, — говорит в беседе с «Компанией» научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев. — Допустим, российско-узбекский торговый оборот увеличился на 23%, до 9,279 миллиарда долларов, в том числе экспорт текстиля и сельхозтоваров в РФ вырос в 1,5 раза. По Казахстану рост составил около 10%, до 26 миллиардов долларов. Здесь вроде бы не слишком, но это укрепляет тенденцию 2021 года, когда прирост торговли составил 30%».
Финский таможенный контролер Сами Ракшит полагает, что «часть этих товаров либо оседает в России по пути через нее в Центральную Азию, либо реэкспортируется в РФ из этих стран». Это косвенно подтверждается их статистикой. Так, экспорт леса из Казахстана в ЕС по сравнению с 2021 годом вырос в 74 раза, а из Киргизии — почти в 18 тысяч раз. Хотя собственных запасов древесины в этих горно-степных странах почти нет.
В конце октября прошлого года европейским компаниям запретили перевозить грузы по РФ. Однако эксперты ЕБРР все равно ожидают роста грузопотоков в ближайшие годы. То есть реэкспорт воспринимается ими как некая новая нормальность.
«Год назад те же финские производители бумаги и картона, потеряв логистически близкую российскую древесину, понесли серьезные убытки, — напоминает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. — Везти ее из других регионов мира нерентабельно. Но есть другие юрисдикции. И сухопутная граница, насколько я знаю, закрыта в основном для российских компаний. А, например, зарегистрированные в Казахстане компании могут перевозить грузы».
Директор Института развивающихся экономик при Банке Финляндии Иикка Корхонен также связывает рост экспорта в Центральную Азию с переносом туда производств из России. Объемы производства в Армении, Грузии и Центральной Азии в 2022 году действительно выросли. Хотя на самом деле физического переноса производств мало, говорит Притчин.
«В массе своей не производства переезжают в соседние страны, а заказы там размещают, докупая, если нужно, оборудование, — уточняет Караваев. — Российские заказы — главная причина роста промпроизводства в странах СНГ и ЕАЭС. Ну и, конечно, какая-то часть [западного импорта] может быть поставлена в РФ. Это своего рода конкуренция между санкциями и преимуществами общей зоны торговли, которые позволяют их обходить».
Между тем в США с негодованием наблюдают, как Россия обходит ограничения с помощью Центральной Азии и Южного Кавказа. Минюст страны даже решил дополнительно нанять 25 прокуроров, которые будут расследовать обход Россией санкций и мер экспортного контроля, пишет The Wall Street Journal.
Помощник генпрокурора США Мэтт Олсен заявил, что эти чиновники будут работать в отделе контрразведки и контроля за экспортом. Их задача — следить за корпорациями, которые помогают Москве обходить санкции. При надобности прокуроры смогут заводить уголовные дела против компаний-нарушителей.