Top.Mail.Ru
бизнес

Релокация в режиме эвакуации: как это происходит

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

После 24 февраля российская прописка для бизнеса, претендующего на глобальные рынки или привлечение иностранных инвестиций, стала токсичной для внешнего мира. Владельцы таких компаний начали поиск юрисдикции, в которую можно было бы уйти максимально быстро и желательно недорого. Многих вдохновлял удачный трансфер Павла Дурова, который после продажи «ВКонтакте» смог вывезти технологии и управление для Telegram и еще в 2017 году благополучно разместился на 23‑м этаже небоскреба Dubai Media City. 

И вот уже стартовал масштабный исход: компания Arrival, которая делает электрокары, Дениса Свердлова объявила о закрытии российского офиса и эвакуировала сотрудников в Грузию. Сервис перевозок InDriver решил обосноваться в Казахстане: недалеко, недорого и нет языкового барьера. Компания Mr.Doors перенесла экспортное подразделение в Турцию, а Gaijin Entertainment, которая делает игру War Thunder, открыла офисы в Ереване и Дубае, куда и предложила переехать сотрудникам.

Большим спросом пользуются страны ближнего зарубежья. Считается, что для ИТ-компаний лучше подходят Грузия и Армения, а в Казахстан и Узбекистан перебираются бизнес-игроки из реального, а не цифрового сектора.

О том, как происходила и происходит передислокация бизнеса — в краткой хронике журнала «Компания».

Число поисковых запросов «Релокация», по статистике сервиса WordStat, в 2021 году в среднем составляло 1500 в неделю. В январе, когда ситуация на границе с Украиной стала накаляться, показатели выросли до 2000, а в марте — сразу свыше 10 тыс. в неделю. В апреле и мае показатели постепенно снижались, но все равно более чем в три раза превышали прошлогодние. «Релокация бизнеса» в поисковых запросах встречалась совсем не часто: 5–6 раз в неделю на протяжении 2021 года, но в марте 2022 года достигла рекорда — 400 запросов в неделю.

прочитать весь текст

Первая волна паники

Первая, паническая волна «релокаторов» оказалась в довольно сложной ситуации и исходила из «билетного фактора».

Осознав, что все прежде привлекательные страны уже закрыли двери, они поехали туда, куда смогли купить билет. Вместо частных джетов и бизнес-класса — трое суток перелета по маршруту — Москва — Минск — Нурсултан — Алматы — Абу-Даби — Ереван.

Ситуация исхода бизнеса была похожа на экстренную эвакуацию: выбирали первым делом локацию (где удобнее жить) и только потом юрисдикцию (где вести бизнес). Так, вместо привычных тихих европейских гаваней на арену вышли такие неожиданные места, как страны Средней Азии или даже Африки. Сейчас первопроходцы охотно делятся успешным или не очень опытом в соцсетях, которые имеет смысл внимательно изучить, — уже появились рассказы в стиле «как я за неделю переводил офис в Ереван».

Англосаксы — «гудбай», арабский мир — «салам»!

О получении ранее популярных американских, канадских или новозеландских стартап-виз стоит забыть — оформление документов серьезно осложнилось и увеличилось по срокам до 3–4 лет. За год можно получить документы в Гонконге (нужен спонсор), Сингапуре (дорого даже по азиатским меркам) и Чили (правительство готово поддержать грантом).

Часть юрисдикций для российского бизнеса фактически закрылась: например, в США с 7 июня начал действовать закон, по которому оказывать бухгалтерские, консультационные или иные услуги персонам, located in RF (максимально размытая формулировка) — подсудное дело. Это осложнит работу в американской юрисдикции для компаний с российскими бенефициарами, прежде всего, в сфере IT.

Однако некоторые страны, наоборот, запустили новые инвестиционные программы в надежде привлечь бизнес, переезжающий из России. Здесь особо отличились Объединенные Арабские Эмираты — там ввели послабления для получающих «золотые» и «зеленые» визы. Так, претендующие на 10‑летний статус Golden Residence должны инвестировать в госпрограммы от $2,7 млн или приобрести недвижимость от 2 млн дирхамов (около $540 тыс.). Причем совершить сделку можно на кредитные средства, выданные местным банком. Кроме того, претендовать на «золотой» паспорт могут основатели стартапа с годовой выручкой от 1 млн дирхамов или те, кто продал стартапы в ОАЭ или за его пределами не менее чем за 7 млн дирхамов.

Шри-Ланка запустила новую программу по инвестиционным визам, что автоматически позволяет вести бизнес и открывать счета. Для любого иностранца, который положит на депозит в лицензированном ланкийском банке не менее $100 тыс., выдается 10‑летний вид на жительство. По истечении 10 лет деньги с депозита можно забрать. Эта программа, безусловно, выгоднее, чем 5‑летний ВНЖ на условиях покупки недвижимости, но и это сильно теряет привлекательность на фоне социальных волнений в стране.

релокацияОАЭ ввели послабления для получающих «золотые», «зеленые» визы. Теперь минимальная стоимость резидентского входного билета снизилась до примерно $540 тыс., не считая накладных расходов на открытие счета — около $15 тыс. Фото: 123rf.com / Legion-Media

«Физики» первыми

Во время переездов выяснилось, что пока компания не зарегистрирована, думать об открытии ее счета преждевременно. Поэтому всем «релокаторам» пришлось начинать с себя — открывать счета как физлицам. Без работающей личной банковской карты невозможно решить бытовые проблемы и обустройство команды на первых порах.

За услуги посредников при оформлении карты в Казахстанском банке сейчас попросят от 30 тыс. рублей. С конца февраля цена выросла в шесть раз. В нее входит: получение местного ИИН, сим-карта, само открытие счета и оформление банковской карты.

В Армении открыть счет и получить карту можно только лично, но и для этого нужно предоставить несколько документов, подтверждающих намерение вести бизнес в этой стране, в том числе доказательства поступления на счет не менее $50 тыс. в течение месяца с даты открытия, договор аренды жилья (от 3 месяцев), наличие свидетельства юрлица в РА и свидетельства о праве собственности на недвижимость в РА и другие. Хотя официально считается, что достаточным основанием выступает один документ из списка, на практике требуют все.

Те, кто нацелился на дальнее зарубежье, столкнулись с противодействием регуляторов и бизнеса с обеих сторон: европейские банки (за редким исключением, например сербские) — в открытии счетов отказывают.

В Турции открыть счет еще можно, но россияне без ВНЖ столкнулись с проблемами. В качестве решения можно снять жилье на полгода ($600–700 в месяц), что позволит оформить туристический ВНЖ.

В ОАЭ счета нерезидентам больше не открывают. Для резидентов срок открытия личного счета увеличен с 1–3 дней до 1–2 месяцев из-за большого наплыва желающих.

Чтобы открыть юридический счет в ОАЭ, нужно оформить визу налогового резидента ($3400), предоставить годовой договор аренды квартиры ($4300, делает посредник, если фактически недвижимость не арендуется), оформить доступ на госпортал E-Channel ($580) и оплатить пошлины. Итого — свыше $15 тыс., из которых $2000 — само открытие счета. В этот комплект входят до 5 лицензий, сопровождение на всех этапах регистрации и обязательный медосмотр.

Для получения визы налогового резидента и подачи в банк необходимо присутствие в ОАЭ в течение 12–14 дней.

Релокация команды и бытовые хлопоты

Оплата переезда и проживание команды на новом месте два первых месяца — это уже стандартная практика российских компаний. Надо понимать, что стоимость аренды жилья в популярных у россиян локациях сильно возросла. Так, в Ларнаке или Пафосе, которые всегда уступали айтишному Лимассолу по уровню арендных платежей, в марте ценовая разница быстро нивелировалась: за квартиру с одной спальней пришлось платить от €1000 в месяц. В Ереване массовый наплыв российских айтишников взвинтил цены на аренду однушки в центре города с $400 в январе до $1000 в апреле.

В Дубае снять квартиру площадью 70 м2 в недавно построенном доме с бесплатными бассейном и тренажерным залом, расположенными внутри жилого комплекса, можно за $800 в месяц, плюс $200 в месяц коммунальные платежи. А вот такая жизненная необходимость, как медстраховка для сотрудников, уже будет стоить от $300 до $3000 в год.

Оригинальное, но временное решение было найдено в виде аренды целого отеля. Например, на Кипре это будет стоить около €10 тыс. в месяц — это оказалось и дешевле, и продуктивнее в плане командообразования и адаптации на новом месте — сотрудники живут все вместе, а ресторан отеля становится опенспейсом, где работает команда.

Надо принимать во внимание, что вынужденный и быстрый отъезд добавил стресса всем членам команды. Многим потребуется время — иногда до нескольких месяцев или даже года, чтобы достигнуть прежней эффективности в новой среде.

Выяснилось, что сами владельцы бизнеса совершенно не обязаны жить в той стране, куда релоцировался их бизнес. Сплошь и рядом мы видим так называемую гибридную релокацию — топ-менеджмент и рядовые сотрудники оседают, например, в Ереване, а фаундеры переезжают в Дубай. Пандемия и работа на удаленке научили всех «рулить» своим бизнесом издалека — теперь эти навыки пригодились в полной мере.

«Релокация» капитала

В существующей политической реальности возможности перевести капитал за границу существенно сократились. Все страны как один сейчас требуют подтверждение происхождения средств — даже входящий в «серый список» FATFДубай усилил контроль за происхождением средств, и в случае подозрений деньги блокируются.

И здесь на помощь пришли вновь появившиеся так называемые схемы.

Первой появилась транзитная схема — перегонять средства через Армению или Казахстан в европейские банки. Но тех, кто думал, что таким образом деньги можно будет получить в Швейцарии или на Кипре, ждало разочарование. Во‑первых, для иностранных банков эти деньги все равно остаются «русскими» и потому блокируются на время разбирательств. Во‑вторых, сами банки транзитных стран быстро осознали риски и прикрыли эту возможность.

Рабочим вариантом до некоторых пор был перевод средств через финтех-сервисы: Revolut, Finci, Monzo или через криптобиржи. Но их новая политика опередила регуляторные запреты — они сами «отменили» пользователей из России.

Сейчас набирает популярность услуга по физическому вывозу капитала (такая до сих пор очень популярна в Иране и Сирии). Специальный человек едет в нужную страну с портфелем денег — по приезде он или отдает их наличными, или кладет на указанные счета. Как он вывозит их при ограничении на вывоз в $10 тыс., остается только гадать. Услуга по вывозу обойдется в 3–5 % от суммы — и это очень гуманно по сравнению, например, с Ираном, где стандартная такса составляет 20 %.

Для продвинутых есть еще вариант с криптовалютой — перевод денег в крипту в России и получение ее в фиатных деньгах уже в других юрисдикциях. Правда, потери здесь оказываются существенными, так как в нынешних условиях курс покупки номинированных в долларах стейблкоинов за рубли на 10–15 % выше, чем курс доллара на ММВБ.

турцияЗа позапрошлый месяц количество компаний, созданных россиянами в Турции, увеличилось на 112 %, сообщает Yenisafak. Если в марте граждане РФ учредили в Турции 64 фирмы с иностранным участием, то в апреле уже 136 фирм, возглавив список иностранцев по созданию в Турции компаний такого рода. В сфере недвижимости россияне тоже стали рекордсменами: за апрель ими куплено 1152 квартиры и дома, на 186 % больше, чем месяцем раньше. Фото: 123rf.com / Legion-Media

Вожделенный ЕГРЮЛ с модным окончанием LTD

Даже до февраля 2022 года время оформления документов в госорганах самых расторопных стран — Португалии и Испании — занимало около 6 месяцев. После начала спецоперации на Украине оформление бизнеса в Евросоюзе подорожало на 40 % по сравнению с началом года, при этом многократно усложнились логистика и бюрократические процедуры.

Однако и в других локациях стоимость услуг по регистрации и помощь в ней возросла.

В Армении открыть ИП можно, договорившись с местными специалистами по бухучету. В марте их услуги стоили $30 на человека, но в конце апреля цены стали доходить до $250.

В Турции услуги юристов, которые помогают с открытием юридических лиц, возросли с €2000 в конце 2021 года до €4000 в марте 2022 года.

В ОАЭ регистрация компании с правом получения одной резидентской визы стоит $5500.

В Африке, где местный бизнес живет по принципу «как обмануть мзунгу» (белого человека), новичку могут назвать широкую вилку за открытие компании от $1500 до $10 тыс.

Юрадрес: все как в России

В большинстве стран при оформлении документов юрлица работает знакомое всем российским предпринимателям правило — необходимость предоставить договор аренды на офис. В некоторых странах, как ОАЭ, если у компании только виртуальный офис — ей будет отказано в открытии счета. При аренде офисов в бизнес-центрах принято вносить предоплату — в среднем за полгода вперед. Помимо депозита, каждый месяц требуется оплачивать коммунальные платежи, что может составлять до 20 % ежемесячной арендной ставки. В Армении ставки составляют от $10 за квадратный метр. В ряде случаев выгоднее арендовать места в коворкингах — такая практика есть в Грузии. Одно место — около 70 лари в месяц.

Оплату договора аренды можно было производить с валютного счета компании в неподсанкционном российском банке. В ином случае здесь как раз многим пригодился банковский счет, который предварительно был открыт на физлицо в стране новой дислокации. 

Расчетный счет

После регистрации компании и получения юридического адреса уже происходит процедура открытия счета. Если место действия — не ближнее зарубежье или ОАЭ, то долгая бюрократическая процедура обеспечена — слово «русский» становится серьезным тормозом в этом процессе. Сначала происходит подтверждение происхождения средств, а в некоторых случаях необходимо доказывать, что деньги от деятельности компании останутся в экономике этой страны. Но здесь все, кто затеял это дело, идут до конца — без открытия счета все предыдущие шаги будут лишены смысла.

В конце концов официальная зарубежная регистрация, юридический адрес и иностранный счет — это то, что формально делает компанию не российской в глазах клиентов.

Непознанное: налоги

Экстренная передислокация российского бизнеса, которая происходит на наших глазах, пока еще не прошла проверку таким знакомым всему бизнесу испытанием, как сдача налоговой отчетности. Если в российском Налоговом кодексе поднаторели все (жизнь заставила), то в иностранных юрисдикциях по прошествии первого года могут всплыть неприятные неожиданности.

Но на этом этапе многие страны заинтересованы в привлечении российских компаний и предлагают всяческие послабления для открывающегося бизнеса. Самое выгодное налогообложение предлагают страны СНГ. Страны ближнего зарубежья хотят играть роль не перевалочного пункта, а популярного места для ведения бизнеса — они всерьез ведут борьбу за новых бизнес-игроков, которые решили выйти из России.

Выиграть эту конкуренцию они планируют в том числе за счет снижения налогового бремени и максимально удобного предложения по юридическому оформлению.

В Казахстане резиденты МЦФА, оказывающие финансовые услуги, освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога и НДС с доходов до 1 января 2066 года.

В Узбекистане предусмотрено полное освобождение от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, а также социального налога, снижение налога иностранных компаний до 5 %, снижение ставки НДФЛ до 7,5 %.

Из дальнего зарубежья самый благоприятный налоговый режим в ОАЭ. Там бизнес, за исключением банковской и нефтедобывающей отраслей, платит только 5 % НДС за продажу ряда товаров и оказание услуг на внутреннем рынке страны. В отношении экспортной деятельности введена нулевая ставка налогообложения. Малый бизнес — с оборотом менее $100 тыс. — также освобожден от налогов.

арменияВ Армении компании, получившие специальный аттестат в течение трех месяцев после регистрации, освобождаются от корпоративного налога (обычно 18 %), НДС (обычно 20 %) и платят 10 % НДФЛ вместо 21 %. Фото: 123rf.com / Legion-Media

Камбэки уже начались

По статистике главы Минцифры Максута Шадаева, около 80 % обладателей российских сим-карт, выехавших из страны после начала военной операции, уже вернулись на родину. Но даже если не верить этим цифрам, пример опрошенных журналом «Компания» бизнесменов показывает — люди возвращаются. Многие оказались не готовы к жизни и работе в новых условиях, в отрыве от семей и близких, а когда прошел первый шок от происходящего, возвращение на родину перестало быть чем-то пугающим.

После первого февральско-мартовского порыва бизнес начал думать о том — на самом ли деле он выиграет от релокации в другую страну? Возможно, большинство реализует комбинированный вариант: оставляет сотрудников в России, а они уже из «домашнего» офиса работают на зарегистрированную в Ереване или Дубае компанию владельца. При таком варианте убиваются все «зайцы» — формально компания становится дубайской, с регистрацией и банковским счетом, а бэк-офис остается в привычном для себя режиме в условной Москве, без стресса и кардинальной ломки бизнеса. Единственное, что возрастает, — это транзакционные издержки и усложнение управления, но это малая цена за возможность сохранить бизнес как таковой.