«Рокетбанк» не взлетел
Накануне мобильный банковский сервис «Рокетбанк» объявил об окончательном закрытии. Его анонсировали еще в марте, а проект хотели закрыть к концу 2020 года. За семь лет работы «Рокет» заслужил репутацию уникального сервиса с человеческим лицом. О том, почему бизнес все же провалился, читайте в материале «Компании».
Сообщение о закрытии сервиса появилось в соцсетях «Рокетбанка». Авторы поста поблагодарили клиентов за поддержку и то, что они оставались с банком до конца. «Мы росли и старались не потерять главное — персональный подход к клиенту. <…> Мы делали всё и немножко больше. И вот, мы закрываемся. Теперь окончательно», — говорится в сообщении.
Вскоре информацию о закрытии подтвердили в пресс-службе Qiwi, материнской компании «Рокета». На момент закрытия у банка осталось около 43 тысяч активных пользователей. В Qiwi уточнили, что обслуживание их счетов прекратится с 1 апреля. Счета тех, кто по каким-то причинам не успеет закрыть их до этой даты, будут перенесены на баланс Qiwi Банка.
Что касается сотрудников «Рокета», то они в большинстве своем покинут Qiwi. Лишь небольшая часть команды останется в контуре группы и займется другими проектами. Среди них — экс-глава «Рокетбанка» Анастасия Ускова. Она запустит платформу для самозанятых под названием «Рокет Ворк».
Банк с человеческим лицом
История «Рокетбанка» началась в 2013 году. Его основали предприниматели Алексей Колесников, Михаил Провизион, Олег Козырев и Виктор Лысенко. По сути «Рокетбанк» был не банком, а банковским сервисом, так как не имел лицензии ЦБ. «Получать собственную лицензию значило зарыть в землю $15 млн, которых у нас к тому же не было», — объяснял один из основателей Козырев.
Особенность «Рокета» заключалась в необычной для России схеме предоставления услуг. Их можно было получить только онлайн, что сделало банк одним из пионеров виртуального банкинга в стране. В приложении можно было открыть счет, перевести деньги на карту любого банка или купить страховку в путешествие. «Наши клиенты не знают таких слов как “очередь”, “колл-центр”, “где карту получали, туда и идите”», — хвастались в «Рокетбанке».
Сервис предлагал клиентам только дебетовые карты. Для каждой из них действовал накопительный бонус. Также «Рокетбанк» предлагал кэшбэк до 10%, бесплатное снятие и пополнение карты. Управлять картой можно было через мобильное приложение для Android, iOS и Windows Phone.
Разработчики приложения сделали акцент на уровне сервиса и удобстве использования. Целью было сделать банк с человеческим лицом: удобным интерфейсом, отзывчивым сервисом и живыми соцсетями. «Рокетбанк» разыгрывал среди клиентов носки и футболки, iPhone и MacBook. А в 2019 году перед Новым годом банк разыграл среди клиентов электрокар Tesla.
Большой брат
Изначально «Рокет» работал с банком «Интеркоммерц». В те времена у сервиса не было даже прототипа, только страница в интернете. К концу второго года существования банк смог привлечь около 16 тысяч клиентов. Правда, проект продолжал жить на деньги инвесторов, отмечал РБК.
В 2016 году партнерство с «Интеркоммерцем» закончилось. У него отозвали лицензию, и «Рокет» начал искать более надежную основу. Такой основой для него стал банк «Открытие», купивший сервис весной 2016 года. Однако в его структуре «Рокет» тоже не задержался, и в 2018 году перешел под управление Qiwi.
Через год проект разросся, и его покинули его основатели. В 2019 году из компании ушли все, кроме Лысенко, отошедшего от управления еще в 2016-м. В «Рокетбанке» тогда уверяли, что это было собственным решением бизнесменов. «“Рокетбанк” давно уже не стартап и ему необходима соответствующая модель управления», — отметили в компании, добавив, что передали управление в одни руки — Анастасии Усковой.
Реклама от Тинькова*
Несмотря на интересный подход к обслуживанию клиентов, проект многократно критиковался. Главным рекламным лицом сервиса можно назвать предпринимателя Олега Тинькова. Когда «Рокетбанк» только запустился, миллиардер активно над ним шутил и называл молодежный проект «Смузи Банком».
В 2013 году сооснователь «Рокета» Колесников написал в соцсетях, что по пути в офис встретил бизнесмена и решил спросить его про «Рокетбанк». «Ну приложение у них красивое, а банка своего нет. Это не бизнес. Щас много таких будет», — ответил основатель Тинькофф Банка.
Вскоре конкуренты начали обмениваться колкостями в соцсетях. В ноябре 2013-го они поспорили в Twitter о том, какой из банков лучше. А через несколько лет Тиньков призвал «Рокетбанк» убрать слово «банк» из названия, чтоб не вводить людей в заблуждение.
На протяжении семи лет Тиньков многократно подбрасывал информационные поводы «Рокетбанку». В 2015-м он и вовсе предложил купить банк для хипстеров за 1 миллион долларов, чтобы с ним могли поиграть дети. Новость о закрытии «Рокета» Тиньков тоже не оставил без внимания. «Это бизнес, детка… Это не смузи пить… Не зарабатываешь, на улицу!» — написал он под постом «Рокета».
От взлета к падению
В 2019 году экс-гендиректор Qiwi Сергей Солонин заявил, что «Рокетбанк» убыточен, а его основная проблема — очень слабая инвестиционная часть. Второй проблемой он назвал расходы на клиентский сервис, в том числе маркетинговый. Тем не менее «Рокетбанк», на его взгляд, — «на самом деле хороший проект», а убыточность на длинном горизонте является классической моделью необанка.
Через пять месяцев стало известно, что «Рокетбанк» закрывают. В первом квартале 2020-го убыток «Рокета» достиг 660 миллионов рублей. В Qiwi закрытие объяснили тем, что не смогли найти «Рокету» нового владельца. Qiwi потратила на поиски более полугода.
Перед закрытием было решено свернуть маркетинговую деятельность сервиса, отменить программу лояльности и повысить тарифы. Так Qiwi надеялась переадресовать клиентов в другие банки. В «Рокете» уверяли, что сервис продолжит работать до последнего клиента. Также была надежда, что проект приобретут другие инвесторы.
В результате «Рокетбанк» перестал работать в b2c-сегменте. Вместо этого он переключился на обслуживание самозанятых, но опыт показал, что «российский рынок пока не нуждается в дебетовых продуктах в этой категории». Весной 2020 года происходящее прокомментировал нынешний глава Qiwi Борис Ким.
«Дебетовая карта — убыточный продукт, ему нужна пара в виде кредитного продукта, поэтому банки развивают их вместе, причем начинают с кредитного. <…> В отдельности “Рокетбанк” оказался убыточен, и шансов его вывести на прибыль не было», — признал он.
* признан в России иноагентом.