Россия: возможности экономического роста
Уровень доходов жителей крупных российских городов в последние годы заметно вырос. Участвовавшие в опросах «Росгосстраха» граждане предполагают, что эта тенденция сохранится и в ближайшие пять лет их доходы увеличатся примерно на 37%.
Целью настоящего исследования является определение перспектив роста российской экономики. При этом мы исходим из того, что долгосрочный и устойчивый экономический рост имеет внутренние основания и базируется на росте благосостояния населения. А оно, в свою очередь, обеспечивается появлением у населения новых стандартов качества жизни.
Стандарт качества жизни включает в себя, с одной стороны, количество, качество и разнообразие материального потребления, а с другой – качество социального окружения (уровень безопасности и возможности самореализации личности). Стандарт качества жизни представляется притягательным, если он обеспечивает населению более высокий общий уровень комфортности существования – доступ к более качественному материальному и гуманитарному потреблению.
На практике стандарты качества жизни существуют в виде конкретных условий жизни тех или иных социальных групп – среднего класса, экономической или политической элиты, известных спортсменов и артистов и т. д. Поэтому стремление к достижению более высокого уровня потребления означает желание присоединиться к целевой группе-носителю престижного качества жизни.
Состояние внутренней общественной среды и динамика общества прямо связаны с расхождением между реальным и целевым качеством жизни, существующим в различных социальных группах. Чем больше дистанция между реальностью и тем объемом материального и гуманитарного потребления, который человек считает для себя необходимым, тем выше напряженность общественных отношений. Напряженность воплощается в активность населения по интеграции в социальные группы-носители целевого стандарта потребления.
Социальная напряженность снижает комфортность общественной жизни, поэтому при появлении крупных социальных групп, не довольных условиями своего существования и готовых бороться за его улучшение, общество вынуждено пойти навстречу им и проводить те или иные социальные преобразования. Этому процессу практически нет альтернативы – история показала, что силовое принуждение к покорности в большинстве случаев стоит существенно дороже, чем потери от социальных преобразований. Таким образом, заявленная готовность общественных групп бороться за более высокий уровень потребления приводит к появлению новых общественных договоренностей и дополнительных возможностей по достижению «новичками» более высокого качества жизни. Одним из следствий этого процесса становится увеличение производства материальных благ, соответствующих новому стандарту потребления – рост промышленности и общественного богатства, рассчитанный на удовлетворение потребностей «новичков».
С другой стороны, от кандидатов на повышение статуса требуются навыки поведения, знания и умения, необходимые для полноценной интеграции в новой социальной группе. На практике «новички» должны быть достаточно образованными и подготовленными для участия в производстве товаров и услуг, входящих в стандарт потребления данной группы. Именно при этом условии расширение доступа к более высокому качеству жизни означает экономический рост общества в целом.
При недостаточной гибкости общества, выражающейся в неспособности обеспечить активным кандидатам места в престижных социальных группах или при отсутствии у них знаний и навыков, необходимых для интеграции, социальная напряженность становится деструктивной. Она проявляется в росте преступности, а при определенных условиях может привести к революционному преобразованию общественной системы. Поэтому высокий разрыв между желаемым и фактическим качеством жизни при низкой образованности населения представляет угрозу для устойчивости общества. В то же время применительно к долгосрочной перспективе революционная активность, несмотря на кратковременные разрушения, в любом случае представляет собой инструмент социального развития за счет создания экономических структур, соответствующих интересам большинства.
Таким образом, долгосрочная социально-экономическая динамика общества зависит от двух обстоятельств: расхождения между фактическим и целевым качеством жизни, а также способности потребителей ликвидировать этот разрыв за счет участия в производстве товаров и услуг, составляющих целевой стандарт потребления.
Количественный замер качества жизни, как фактического, так и целевого, представляет собой достаточно сложную задачу. Например, в рамках UNDP – программы ООН по гуманитарному развитию – для этого используется более 20 показателей, интегрированных в три группы: материальное благосостояние, здравоохранение и образование. В проекте «Евростата» URBANAUDIT качество жизни в европейских городах анализируется без малого по 300 параметрам. Однако в условиях рыночной экономики доступ к большей части благ определяется уровнем доходов потребителя. Поэтому с определенным приближением качество жизни прямо связано с финансовым благополучием, а расхождение между фактическим и желаемым качеством жизни составляет имущественный разрыв – разницу между текущим и желаемым доходом потребителя. На основании этого для прогнозирования социально-экономической динамики страны в рамках нашей методики замеряются следующие параметры:
1) уровень благосостояния населения, определяемого как самооценка уровня дохода;
2) необходимое повышение уровня дохода потребителя, при котором он будет рассматривать свое благосостояние как приемлемое и достаточное;
3) оценка роста личного дохода в ближайшие год – два и в перспективе 5 – 7 лет;
4) оценка своего уровня благосостояния как приемлемого или неприемлемо низкого.
Основными социально-демографическими параметрами, учитываемыми в расчетах, являются пол, возраст, образование, а также география проживания населения.
В последнее время самооценка уровня доходов жителей в крупных российских городах с населением более 1 млн человек заметно выросла, что в целом соответствует данным государственной статистики о росте реальных доходов населения.
Динамика имущественных групп в крупных российских городах за последние два года
Самооценка уровня дохода | Доля имущественных групп в городах-миллионниках, % | |
Осень 2003 г. | Осень 2005 г. | |
Денег с трудом хватает на питание | 31,5 | 16,2 |
Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости | 35,8 | 32,5 |
Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль | 17,3 | 33,1 |
Можем купить машину, на квартиру денег не хватает | 5,7 | 10,9 |
Можем купить квартиру и новый дом | 0,4 | 2,5 |
Источник: «Росгосстрах»
В то же время в малых и средних российских городах сохраняется значительный слой населения, существующего за чертой бедности – доля жителей, которым, по их оценке, не хватает на питание, составляет около 40%. Еще у 35% дохода хватает только на питание и предметы первой необходимости. Хотя и здесь есть заметный прогресс: два года назад доля этих групп составляла 46% и 37% соответственно.
Высокодоходная имущественная группа, сложившаяся в России за последние годы, в основном состоит из образованных потребителей в возрасте до сорока лет.
Распределение имущественных групп населения по возрастам
Соотношение возраста и дохода потребителей | Возраст потребителей | |||||
| до 20 лет | 20-30 лет | 30-40 лет | 40-50 лет | 50-60 лет | от 60 лет |
Денег с трудом хватает на питание | 0% | 5% | 7% | 14% | 23% | 51% |
Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости | 6% | 16% | 15% | 22% | 21% | 19% |
Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль | 10% | 29% | 21% | 21% | 12% | 6% |
Можем купить машину, на квартиру денег не хватает | 9% | 33% | 27% | 18% | 10% | 4% |
Можем купить квартиру и новый дом | 2% | 27% | 24% | 25% | 17% | 5% |
Распределение имущественных групп по уровню образования
Соотношение дохода и образования | Образование | |||
Среднее | Среднее спец. | Неоконч. высшее | Высшее | |
Денег с трудом хватает на питание | 30% | 33% | 2% | 34% |
Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости | 20% | 30% | 7% | 43% |
Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль | 17% | 25% | 12% | 46% |
Можем купить машину, на квартиру денег не хватает | 12% | 15% | 10% | 63% |
Можем купить квартиру и новый дом | 16% | 11% | 6% | 67% |
Источник: «Росгосстрах»
По оценке самих потребителей, их доходы за последние 3 – 4 года выросли на 24%, что означает рост реальных доходов на 6 – 8% за год. В то же время в России сохраняется значительный имущественный разрыв – расхождение между реальным и желаемым доходом населения. В среднем жители крупных городов считают, что их доход необходимо увеличить в 3,4 раза для того, чтобы он был достаточным и справедливым. Понятно, что с наибольшие требования по росту уровня потребления выдвигаются наименее обеспеченной имущественной группой.
Пожелания по росту уровня дохода
Самооценка уровня дохода | Необходимое повышение дохода, число раз |
Денег с трудом хватает на питание | 3,8 |
Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости | 3,3 |
Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль | 3,2 |
Можем купить машину, но на квартиру денег не хватает | 3,2 |
Можем купить квартиру или новый дом | 3,1 |
Среднее необходимое повышение дохода | 3,4 |
Источник: «Росгосстрах»
Население крупных российских городов предполагает, что в следующем году его реальные доходы вырастут примерно на 13% и на 37% – в пятилетней перспективе. В расчете на год это означает рост реальных доходов населения на 5 – 7%. Необходимо отметить, что ожидания по росту доходов довольно сильно зависят от размера городов: если в Москве ожидаемый рост доходов в пятилетней перспективе составляет 46%, то в Рязани и Владимире – 28% и 27% соответственно. Учитывая, что потребление домашних хозяйств составляет примерно постоянную часть ВВП (45 – 49% за последние годы), приведенные показатели означают потенциал роста российской экономики не менее чем на 3 – 4% в год в ближайшие годы только за счет внутренних источников, без учета конъюнктуры внешних сырьевых рынков.
Крупная проблема российской экономики состоит в том, что рост доходов в основном будет сосредоточен в верхних имущественных группах – чем выше сегодняшнее благосостояние потребителей, тем больше у них возможностей для повышения уровня жизни.
Предполагаемая динамика уровня жизни по имущественным группам населения
Самооценка уровня дохода | Предполагаемый рост доходов в течение ближайшего года, число раз | Предполагаемый рост доходов в течение ближайших 5 лет, число раз |
Денег с трудом хватает на питание | 1,02 | 1,06 |
Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости | 1,10 | 1,26 |
Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль | 1,21 | 1,60 |
Можем купить машину, но на квартиру денег не хватает | 1,27 | 1,85 |
Можем купить квартиру или новый дом | 1,48 | 2,15 |
В среднем по выборке | 1,13 | 1,37 |
Источник: «Росгосстрах»
Точно так же неравномерно потенциальный рост доходов рассредоточен и по возрастным группам – имеют шансы добиться увеличения благосостояния в основном те, кому еще нет сорока лет. А старшая возрастная группа в лучшем случае может рассчитывать на сохранение имеющегося уровня доходов. Что вполне понятно, учитывая более высокую долю молодежи в группе с высоким доходом.
Предполагаемая динамика уровня жизни по возрастным группам населения
Возраст | Предполагаемый рост доходов в течение ближайшего года, число раз | Предполагаемый рост доходов в течение ближайших 5 лет, число раз |
до 30 лет | 1,27 | 1,92 |
30 – 40 лет | 1,19 | 1,55 |
40 – 50 лет | 1,10 | 1,22 |
50 – 60 лет | 1,01 | 0,96 |
от 60 лет | 1,00 | 0,98 |
Источник: «Росгосстрах»
Таким образом, на сегодняшний день в России сложилась ситуация, при которой рост благосостояния в основном сосредоточен в группе населения, уже обладающей значительным доходом – занимающей высокооплачиваемые позиции в бизнесе или на госслужбе. Эта же группа имеет наилучшие перспективы дальнейшего роста уровня жизни, тогда как низкодоходные слои населения таких перспектив практически лишены.
Высокодоходная группа в основном состоит из образованных относительно молодых потребителей, воспользовавшихся «окном возможностей», которое открылось в связи с экономическими преобразованиями в 1990-е годы. В дальнейшем эта группа будет пополняться также главным образом за счет молодежи, обладающей необходимым образованием и достаточной подготовкой для участия в современном производстве товаров и услуг.
75% жителей крупных городов не удовлетворены собственным уровнем дохода, и 23% считают его неприемлемо низким. Оценку своего дохода как нетерпимо низкого мы будем рассматривать как индикатор готовности к политическим и иным действиям, направленным на радикальное изменение экономических условий – создание новой социально-экономической реальности, обеспечивающей достижение более высокого качества жизни.
Наибольшая доля абсолютно недовольных уровнем благосостояния приходится на низшую имущественную группу. В других имущественных группах доля тех, кто совершенно недоволен своим благосостоянием, относительно мала.
Распределение недовольных своим доходом по имущественным группам
| Самооценка уровня дохода | ||||
Денег с трудом хватает на питание | Питаемся хорошо, можем приобрести предметы первой необходимости | Можем купить крупную бытовую технику, но не новый автомобиль | Можем купить машину, но на квартиру денег не хватает | Можем купить квартиру или новый дом | |
Не удовлетворены своим уровнем дохода | 95% | 84% | 66% | 49% | 33% |
Считают свой уровень жизни нетерпимо плохим | 66% | 24% | 8% | 4% | 6% |
Источник: «Росгосстрах»
Среди тех, кто считает свой уровень жизни нетерпимо плохим, только 28% относятся к наиболее активной возрастной группе моложе 40 лет.
Распределение недовольных своим доходом по возрастным группам
| Возраст | ||||
Считаете ли вы свой уровень жизни нетерпимо плохим? | до 30 лет | 30 – 40 лет | 40 – 50 лет | 50 – 60 лет | от 60 лет |
Да | 3% | 4% | 6% | 6% | 5% |
Нет | 24% | 17% | 17% | 12% | 7% |
Источник: «Росгосстрах»
Таким образом, только 7% жителей крупных и средних российских городов, с одной стороны, относятся к социально и экономически активной группе в возрасте до 40 лет и, с другой стороны, считают свой уровень жизни нетерпимо плохим. В силу этого в России в ближайшие годы можно не опасаться каких-либо крупных социальных конфликтов – подавляющее большинство населения, способного принять участие в таком противостоянии, в общем, удовлетворено условиями своего существования.