Top.Mail.Ru
архив

Ручная сборка

Только что обнародован отчет ОСЭР (мировой Организации по сотрудничеству и экономическому развитию), в котором отмечается, что в России резко наращивается участие государства в экономике не только в стратегических областях, что объяснимо, но и во всех прочих. И это соответствует действительности.

Вопрос о значимости областей экономики для государства можно считать философским. Добывающие отрасли у нас, безусловно, являются стратегическими, поскольку от них, к сожалению, зависят бюджет и состояние российской экономики. Высокотехнологический сегмент, который долгое время деградировал, тоже важен: он определяет место России в мире. Можно ли не назвать «стратегическими» отрасли, обеспечивающие занятость, продовольственную безопасность?

Сейчас мы наблюдаем резкий рост заимствований со стороны государственных компаний, по поводу которых минфиновские либералы уже бьют тревогу. Эти заимствования связаны не только со скупкой активов, но и, например, с потребностью добывающей промышленности в увеличении запасов сырья. Так называемые олигархи, чего бы они ни заявляли, на самом деле не воспринимали себя в качестве долгосрочных собственников и занимались в основном хищническим использованием ресурсов. В этом контексте государство, как бы мы ни относились к качеству его менеджмента, выступает все-таки как долгосрочный собственник и способно осуществлять стратегически осмысленное управление.

Но главная проблема не в этом. Нашей приватизацией был спровоцирован распад и атомизация производственных структур. Каждое юридическое лицо приватизировалось отдельно. Огромные производственные цепочки оказались раздробленными на куски. В условиях общей нестабильности и высочайшей инфляции это привело к тому, что кое-какие промышленные элементы выделились и сохранились, а «длинный» производственный цикл развалился. Эти цепочки теперь надо восстанавливать, и без участия государства это осуществить невозможно. То есть грабли делать можем, а самолет – уже нет.

В рамках созданных государственных холдингов вручную восстанавливается нормально работающая производственная структура. Государство как прямой организатор этого процесса компенсирует отсутствие общей экономической политики.

В рамках Министерства промышленности идет работа по структуризации экономики путем ручной сборки производственных цепочек. Это происходит потому, что в рамках Минэкономразвития не ведется никакой работы по формированию промышленной политики, которая бы стимулировала создание таких цепочек и могла бы заменить прямое государственное участие. Потому что в рамках Минфина не производится никакой деятельности по формированию нормальной финансовой системы и финансовых инструментов, способных обслуживать долгосрочные инвестиции. То есть одна часть структуры российского управления руками вынуждена делать то, что можно было бы сделать силами общей экономической политики, поскольку другая ее часть наотрез отказывается такую политику производить. Антилиберальные действия государства являются вынужденной реакцией на псевдолиберализм господ Грефа и Кудрина, ведомства которых блокируют любую внятную экономическую политику.   

Все отрасли оказались стратегическими потому, что все они находятся в состоянии кризиса, их надо спасать. В условиях любой экономики модернизационный прорыв не может быть совершен без решающего участия государства. Тем не менее два с половиной ведомства, которые должны определять экономическую политику (это Министерство экономического развития, Министерство финансов и аффилированный с ними Центробанк), ведут войну с политическим курсом государства, и почему-то до сих пор им это сходит с рук.

Еще по теме