"Русский алюминий" пусть отдыхает"
В ОТЕЧЕСТВЕННОМ алюминиевом бизнесе опять изменился расклад. Количество игроков на этом поле неуклонно уменьшается. Не успели Виктор Вексельберг ("Ренова") и Василий Анисимов ("Трастконсалт") объявить о слиянии своих алюминиевых активов в "СУАЛ-холдинг", как Анисимов заявил о том, что покидает российский металлургический бизнес, а промышленную собственность продает "Ренове".
Как заявил корреспонденту "Ко" Василий Анисимов, он просто устал от эмоциональной и физической нагрузки, связанной с владением алюминиевыми предприятиями. "Я решил уйти из этого бизнеса примерно год назад, но мне это никак не удавалось, потому что постоянно возникали проблемы. Когда мы договаривались с Вексельбергом насчет объединения активов, то изначально решили, что я в любой момент могу продать акции, а он может их купить. Это соглашение действовало до 1 ноября. А после этой даты мы встретились, и я сказал Вексельбергу, что решил продать акции". Уходя, Анисимов не стал "хлопать дверью". Бизнесмены договорились, что часть сотрудников "Трастконсалта" перейдет на работу в "СУАЛ-холдинг". Компания Вексельберга получит в наследство и все кредитные линии российских и западных банков, открытые для предприятий, которые контролировал "Трастконсалт".
Кстати, когда в сентябре Вексельберг и Анисимов рассказывали журналистам о своих совместных планах, "Ко" предположила, что создание СУАЛа - не слияние активов, а по сути скрытое поглощение в пользу "Реновы". Но тогда в кругах, близких к "Ренове", такую версию отрицали. Более того, существовало даже предположение, что это Вексельберг испытывает некоторые финансовые проблемы, связанные с необходимостью больших затрат для покупки нефтяной компании ОНАКО. Но в итоге в "СУАЛ-холдинге" все-таки осталась одна "Ренова". Василий Анисимов сообщил, что большая группа сотрудников "Трастконсалта" останется с ним для реализации неких проектов, не связанных с сырьевым бизнесом, - в частности, в сфере Интернета. Возможно, бывший металлургический магнат сейчас просто "переложился" в более спокойное дело на Западе. По слухам, Анисимов ведет в США довольно успешный бизнес, связанный со строительством. В частности, он якобы построил на Манхэттене бизнес-центр, который сдал в долгосрочную аренду университету.
Василий Анисимов считает, что в металлургическом бизнесе настало время крупных компаний. На вопрос, кто кого купит - "Русский алюминий" "СУАЛ-холдинг" или наоборот, Анисимов ответил: "При всем моем уважении к таланту Олега Дерипаски, который сейчас работает по многим направлениям, я считаю, что им с Вексельбергом лучше договариваться, чем воевать". Впрочем, далеко не все уверены, что Абрамович и Дерипаска окажутся столь мудры. Например, один из собеседников "Ко" полагает, что столкновение "Русала" и "Реновы" может произойти гораздо раньше - просто потому, что на "Русал" давят "лишние" деньги: "За этот год российские сырьевые компании пополнили свои счета в зарубежных банках на $1 - 2 млрд. Но теперь на Западе началась борьба с отмыванием денег. В России с этим пока проще. Поэтому некая крупная компания (предположительно, связанная с бизнесом Дерипаски или Абрамовича. - Прим. "Ко") перевела деньги в российские банки. На эти деньги будут приобретаться предприятия. Конечно, сначала они займутся разделом "Славнефти" и "Роснефти", но затем наступит черед металлургии - преимущественно черной металлургии".
Кроме того, не исключено обострение отношений между "Русалом" и "Реновой" из-за контроля над "Иркутскэнерго". Не столь давно диспозиция борьбы вокруг энергокомпании просматривалась следующим образом: с одной стороны, "ЕЭС России", губернатор Говорин и "Ренова", а с другой - менеджмент "Иркутскэнерго" и "Русал". Однако в последнее время Чубайс переигрывает "Русал". Например, в Красноярске "Русал" и энергетики давно конфликтуют из-за величины энерготарифов. КрАЗ продолжает платить по "старым" тарифам, а местные суды играют ему на руку. "Русал" предлагает создать энергометаллургическую корпорацию на базе подконтрольных ему КрАЗа и Красноярской ГЭС. Предполагается, что энерготарифы ЭМК будут примерно на уровне 3 коп. за кВт/ч, тогда как в "Красэнерго" 1 кВт/ч стоит 28 коп. Но Чубайсу удалось привлечь на свою сторону губернатора Александра Лебедя. Понятно, что недоплачивая за электроэнергию, КрАЗ косвенно снижает налоговые поступления в краевой бюджет. Недавно Лебедь создал в администрации края специальное металлургическое управление, которое возглавил Михаил Готовко, хорошо знающий финансовые лазейки для снижения налоговых платежей. В прессе даже появилась версия о том, что в ответ на попытки "Русала" создать ЭМК Лебедь вместе с Чубайсом могут попытаться сами основать аналогичную компанию. Причем на базе тех же предприятий. Для этого может быть предпринят такой дерзкий ход, как банкротство КрАЗа через энергетические долги. На сайте compromat.ru есть отрывки из некоего интервью анонима, связанного с Анатолием Быковым (хотя знающие люди угадывают в "неизвестном" юриста Михаила Тюменева). Аноним говорит: "Чубайс планомерно наступает на "Русал". Отсудил у Дерипаски долг НкАЗа в 834 млн руб. и теперь Дерипаска на грани потери контроля над Новокузнецким алюминиевым. Чубайс забирает под контроль "ЕЭС" "Иркутскэнерго", а это - ключ к бизнесу Братского алюминиевого завода. Чубайс контролирует долг КрАЗа перед "Красноярскэнерго" размером в $300 млн".
Не случайно "Русалу" так не нравится концепция реструктуризации РАО "ЕЭС". Источник, близкий к "Русалу", заявил, что в прежнем варианте эта концепция просто прикрывала скрытую приватизацию "ЕЭС" в пользу топ-менеджмента. Якобы единую сбытовую компанию создавали специально под зампреда правления РАО Михаила Абызова. Ясно, почему "Русал" прилагал усилия к тому, чтобы "завалить" новый вариант реструктуризации. Но на прошлой неделе совет директоров РАО во главе с его председателем Александром Волошиным одобрил предложения энергетиков - в том числе и касающиеся создания экспериментальной "Средневолжской управляющей энерго-компании". Комментируя итоги заседания совета директоров, собеседник "Ко" из "ЕЭС России" заметил: "Русский алюминий" пусть отдыхает".