Top.Mail.Ru
архив

Русский лимузин

Жители нашей страны относятся к продукции отечественного автопрома в лучшем случае умеренно скептически. Однако были времена, когда машины, сделанные в России, успешно конкурировали с авто от Mercedes и Rolls-Royce, причем в классе, сейчас именуемом представительским. К сожалению, век этих замечательных лимузинов оказался весьма коротким.

история бизнеса, история успеха, лимузин
Например, автомобили "Руссо-Балт" (на фото) неоднократно побеждали в автогонках и успешно продавались на экспорт. На "Руссо-Балте" выезжали по своим делам члены семьи последнего русского царя Николая II, а позже вожди мирового пролетариата. Впрочем, и до "Руссо-Балта" в империи уже выпускалось серийно несколько моделей автомобилей. Первая из них экспонировалась в 1896 г. на XVI Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Авторство принадлежало инженерам Евгению Яковлеву и Петру Фрезе. Позднее завод Фрезе, помимо легковых авто, сконструированных на основе французской модели фирмы De Dion-Bouton, малыми сериями производил грузовики, пожарные и даже инкассаторские машины собственной разработки.

Однако мировая известность пришла к отечественному автопрому с началом выпуска автомобилей на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге, основанном в 1869 г. как филиал немецко-голландской компании Van der Zypen und Charlier, производившей железнодорожные вагоны. Название "Русско-Балтийский вагонный завод" предприятие получило после акционирования в 1874 г.

С окончанием Русско-японской войны объем заказов на вагоны резко упал, и основной акционер завода Михаил Шидловский предложил совету правления организовать производство автомобилей. Аргументация была довольно весомой: в стране стремительно рос спрос на новое средство передвижения как среди частных лиц, так и среди организаций, к тому же военные крайне интересовались автотехникой в плане повышения мобильности войск и обеспечения связи. В результате к 26 мая 1909 г. в цехах завода было собрано первое авто под названием С-24/30. Его основой послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы Fondu. Конструктором "Руссо-Балтов" стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера, работавший в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым.

Вскоре завод выпускал уже три модели легковых и три модели грузовых автомобилей. Всего за годы работы предприятия, с 1909 г. по 1918 г., было изготовлено более 600 машин всех типов, что превышало производство Mercedes и Opel за тот же период.


Для царя, и не только

Самой дешевой из производимых компанией машин была модель К-12/20, выпускавшаяся с 1911 г. Впрочем, цена автомобиля все равно превышала цены на зарубежные аналоги (Opel или Renault стоили 5000 руб., "Руссо-Балт" на 500 руб. дороже).

Как и у остальных авто, первая цифра в наименовании означала номинальную мощность двигателя в лошадиных силах, вторая соответствовала максимальной. Именно такой четырехместный автомобиль чаще всего приобретали для личного пользования те, кто мог себе позволить подобную роскошь. Среди обладателей К-12/20 числились великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Юльевич Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.

Покупатель мог выбрать и заказать на заводе один из многочисленных типов кузовов. Модель К-12/20 производилась с кузовами "торпедо", "фаэтон", "дубль-фаэтон", "лимузин", "берлин", "ландоле" и другими. Несмотря на то, что это была самая простая и доступная машина среди "Руссо-Балтов", в ней применялся ряд передовых для того времени технических разработок. В частности, цилиндры отливались единым блоком, а форма рессор отличалась от традиционной, дабы обеспечить пассажирам максимальный комфорт. Весьма передовой была и система охлаждения.

Однако самой массовой, узнаваемой и по-своему легендарной стала другая модель "Руссо-Балта", С-24. Этот автомобиль в различных модификациях выпускался со дня основания завода вплоть до его закрытия. Большая (на шесть мест) и комфортабельная машина, также производившаяся с различными типами кузовов (самым распространенным был вариант с открытым водительским местом и закрытым пассажирским салоном), снискала себе популярность и в армии в качестве штабного транспорта, и в среде знати, где, учитывая цену в 7500 руб., служила символом богатства и процветания (на С-24, к примеру, ездил, промышленник-миллионер Алексей Путилов).

Две такие машины имелись в императорском гараже и использовались для торжественных выездов монарших особ. Всего было выпущено 347 автомобилей С-24 различных модификаций, отличавшихся типом кузова, мощностью двигателя и другими техническими деталями. Одно авто переделали для езды по снегу, оборудовав его гусеницами и направляющими лыжами.

С технической точки зрения модель С-24 являлась средоточием передовых автотехнологий того периода. Это был первый в мире автомобиль, где использовались алюминиевые поршни. Также из алюминия делались картеры двигателя, ступицы колес, коробка передач, бывшая самой передовой на тот момент, 4-ступенчатой, и задний мост. Подобное применение легкого металла было новшеством, опередившим время на десятилетия.

Так же, как и на К-12, на С-24 стоял цельнолитой блок цилиндров, широко использовались шарикоподшипники, и впервые была внедрена трехрессорная подвеска. Топливо из расположенного сзади, между рессорами, бензобака поступало под давлением отработавших газов, что тоже являлось инновацией.

Примечательно, что почти все детали для автомобилей изготавливались непосредственно на заводе. На стороне закупались лишь масляные фильтры и шины. Авто отличалось отличной проходимостью, надежностью и крепостью конструкции. Известен случай, когда во время ралли "Руссо-Балт" врезался в деревенскую избу. Машина, в отличие от крестьянского жилища, серьезно не пострадала.

Подобные характеристики вкупе с номинальной скоростью в 70 км/ч подтолкнули инженеров предприятия и редактора-издателя петербургского журнала "Автомобиль", а также страстного водителя Андрея Нагеля к созданию на базе С-24 первого российского спорткара для участия в международных соревнованиях.


Первый спорткар

Популяризации и повышению спроса на продукцию Русско-Балтийского вагонного завода способствовала не только ее демонстрация на различных технических выставках, самой заметной из которых стала IV Международная автомобильная выставка в Санкт-Петербурге в 1913 г., где "Руссо-Балт" представил армейский автомобиль на базе С-24 и грузовик с невиданной грузоподъемностью в 4 тонны (советский автопром справился с такой задачей лишь к 1947 г.), но и участие машин этой марки в автопробегах, ралли и гонках. "Локомотивом" подобной деятельности стал Андрей Нагель, бывший по совместительству и пилотом в таких состязаниях. В 1910 г. он на С-24 в "спортивной" двухместной комплектации одержал победу в ралли Санкт-Петербург - Киев - Москва - Санкт-Петербург протяженностью 3000 км. В том же году он пересек Альпы и поднялся на вершину вулкана Везувий на этом же автомобиле. В 1911 г. Нагель на "Руссо-Балте" принял участие в старейшем мировом автомобильном соревновании Rallye-Automobile-Monaco, по правилам которого из разных стран и городов в разное время, строго определенное с учетом дальности пути, стартовали экипажи. Цель - добраться до Монте-Карло в кратчайший срок, и обязательно без поломок. Гонщик выехал из Петербурга 31 декабря 1910 г. В качестве средства передвижения использовался "Руссо-Балт" С-24 с увеличенной до 55 лошадиных сил мощностью двигателя. Спустя 195 часов 23 минуты, преодолев 3257 км, Андрей Нагель финишировал первым, опередив ближайшего преследователя на шесть часов. Если принять во внимание, что значительная часть пути была проделана по зимним российским дорогам начала прошлого века, это и теперь считалось бы неплохим результатом.

В последующие годы модель С-24 участвовала во многих соревнованиях, где составляла серьезную конкуренцию, в частности продемонстрировав в одном из заездов скорость в 130 верст (около 138 км/ч) в час, продукции от Mercedes и доминировавшей тогда Benz. В общей сложности "Руссо-Балт" Андрея Нагеля прошел с 1910 г. по 1914 г. около 80 000 км без какого-либо серьезного ремонта, и его автомобиль считается первым отечественным спорткаром, подготовленным для соревнований заводом-изготовителем, а не народными умельцами, как стало практиковаться десятилетиями позже.


Умерщвленный революцией

В романе "Остров Крым" Василия Аксенова, созданном в жанре альтернативной истории, "Руссо-Балт" показан как ведущий мировой производитель автомобилей класса люкс, но реальная судьба предприятия куда менее радужна. Еще в 1915 г. из-за приближения линии фронта (шла Первая мировая) завод эвакуировали из Риги, и производство развернулось в Москве и Санкт-Петербурге. (В Питере строили еще и самолеты, а часть производства вагонов перевезли в Тверь.) После революции 1917 г. директора завода Михаила Шидловского расстреляли, а сам завод национализировали. Ведущие инженеры-конструкторы покинули предприятие. В 1918 г. московское отделение, переименованное в Первый государственный бронетанковый завод, построило по старым чертежам пять авто, три из которых получили Михаил Калинин, Владимир Ленин и Лев Троцкий. Национализированное отделение завода в Петрограде перепрофилировали на самолеты.

В 2003 г. небольшое автоателье из Латвии A:Level, зарегистрировав торговую марку "Руссо-Балт", объявило о запуске автомобилей класса люкс в стиле 1930-х и даже представило концепт. Но около $2 млн инвестиций себя не оправдали.


Не пикап и не седан

За время развития автомобильной промышленности появилось великое множество типов кузовов, называемых теми или иными терминами, причем с годами значение этих терминов часто трансформировалось, и столь же часто некоторые типы кузовов уходили в небытие. Например, "торпедо", довольно часто встречавшийся на автомобилях начала прошлого века полностью открытый кузов, не предполагающий никакой крыши, с откидным ветровым стеклом. Сегодня под этот термин подпадают разве что гоночные болиды. "Фаэтон" - открытый кузов легкового авто с мягким открывающимся верхом. Наиболее распространенным этот термин был в 30-40 гг. XX столетия, обозначая открытую машину с четырьмя боковыми дверьми без подъемных стекол (обычно в непогоду вместо них к боковине пристегивалась на кнопках брезентовая шторка со встроенными окошками, как правило, из целлулоида). Кстати, если авто двухдверное, точно такой же кузов называется уже "родстером". Характерный пример автомобиля с таким кузовом - ГАЗ-14-05 "Чайка", на котором по сей день принимают парады на Красной площади, и, как ни парадоксально, этот же тип кузова у армейского джипа УАЗ-469. "Ландоле" (сокр. ландо) - кузов с верхом, открывающимся только над задними сиденьями. Подобные автомобили изготовляются сейчас исключительно по заказу и в единственном экземпляре. В частности, не так давно бельгийское кузовное ателье Carat Duchatelet переделало таким образом серийный Lexus LS 600h специально для свадьбы принца Монако Альбера II и Шарлин Уиттсток. Также существует единственный Maybach 62 S Landaulet. Практически не употребляемый ныне термин "берлин" (итальянская версия berlina) означает стандартный трехобъемный кузов с отделенными от пассажирского багажным и моторным отделениями и количеством боковых дверей от двух до шести. Современные седаны как раз соответствуют этим требованиям и в некоторых франко- и италоговорящих странах сохранили свое историческое название. Лишь термин "лимузин" не претерпел изменений. Это закрытый кузов комфортабельного представительского автомобиля с обязательной перегородкой (подъемным стеклом) между первым и остальными рядами сидений.