Top.Mail.Ru
архив

Сам себе Спилберг

В то время как мировые производители видеокамер увлеченно интригуют друг против друга, российские продавцы их продукции озабочены резким сокращением ассортимента и объемов поступающего импорта.

Больше вопросов за те же деньги Насмотревшийся виртуальных динозавров современный видеолюбитель уже не довольствуется примитивной техникой для записи «тещиных именин». Однако позволить себе полупрофессиональную видеокамеру уровня Iregami или Thomson (не говоря уже о компьютерной студии) может далеко не каждый– цены на подобную технику колеблются от $4 тыс. до $10 тыс. Поэтому на рынке бытовых видеокамер вперед вырываются те, кто дает потребителю возможность почувствовать себя творцом «большого кино» за малые деньги. Сейчас работа над фильмом по-настоящему начинается там, где прежде завершалась – после съемок. Подстегиваемые цифровыми технологиями производители предлагают такое многообразие продукции, что разобраться во всем этом покупателю становится все сложнее. Меняется все, кроме цен: простенькую видеокамеру по-прежнему можно купить за $350 – 400, среднюю – за $1 тыс., а полупрофессиональную – не менее чем за $2 тыс. По качеству и удобству съемки камера среднего ценового сегмента приближается ныне к профессиональной технике, а любительский high end дает возможность работать на уровне, близком к студийному. Традиционные камеры производители нашпиговывают электроникой, поэтому разница между аналоговой и цифровой техникой становится все менее заметной. Электроника расширяет возможности камер, и это способствует росту спроса на них. Однако технические навороты – top-оптика, тройная светочувствительная матрица, цифровая обработка отснятого – не всегда означают отменное качество. Бывает, что при перезаписи с одного формата на другой качество изображения резко снижается. Проблема форматов – большая головная боль производителей. Каждый из них заинтересован в признании своего формата «фирмами-смежниками», поскольку видеокамера должна быть совместима с телевизором и видеомагнитофоном. Подобные согласования весьма дороги. Они требуют не только многочисленных технических экспериментов, но и специальных маркетинговых программ. Периодически производители вынуждены «поддерживать» своих собственных конкурентов: если конкурент работает в том же формате, то две компании могут отстаивать свой формат, противопоставляя его чужому. Например, у Panasonic и JVC – абсолютно одинаковые линейки форматов. Как говорят сами производители, больше половины видеокамер на мировом рынке являются цифровыми. Самый распространенный формат – Mini DV. Первую настоящую революцию, «демократизировавшую» цифровые камеры, спровоцировал созданный в 1998 году компанией Sony формат Digital 8 с цифровой записью на кассеты Hi-8. Эта технология позволила опустить ценовую планку на цифровые камеры ниже $1 тыс. В свою очередь, Hitachi разработала формат DVD и попыталась сделать его мировым. (О борьбе на рынке форматов DVD см. статью «Диск, расколовший мир» в «Ко» №9 (155) от 12 марта 2001 года.) Однако чем больше форматов, тем труднее видеолюбителям обмениваться кассетами. Поэтому, наверное, и не теряют актуальности «старые добрые» VHS-камеры, формат которых усилиями JVC и Panasonic продолжает развиваться в компактных вариантах. Новое же поколение компактных камер S-VHS-ЕТ позволяет добиваться высокого качества на более дешевых кассетах.

По законам прайда В российских условиях «напряженно стабильное» состояние в лагере производителей походит на идиллию львиного прайда. Лидер – Sony – снисходительно поглядывает на «внутрисемейные разборки», пользуясь безоговорочным авторитетом. Остальные деликатно «покусывают» друг друга. Samsung имеет весьма схожую с Sony линейку форматов, а абсолютными «близнецами» в этом смысле оказываются Panasonic и JVC. «Скромный» же Thomson в России представлен единственным форматом Mini DV, который используют все без исключения конкуренты. Sony и JVC представлены в верхнем и среднем секторах, Samsung и Sharp – в среднем и нижнем, Panasonic и Canon – во всех трех, а Thomson – только в секторе high end. «Рынок видеокамер в России развивается стремительно, – считает Александр Данилов, менеджер Sony CIS. – Sony и Panasonic все чаще приходится считаться с Samsung, JVC и Canon. Относительно равномерно представленный в линейке предложений Canon (с определенным смещением акцента к middle-high end) выигрывает в основном за счет широко известного брэнда. Продвижению Canon в последнее время значительно помогли новые модели, функционально приближенные к разряду «профи». Однако тактика подобных «точечных» ударов – скорее исключение в маркетинговой практике Canon. В свою очередь, Samsung наступает на рынок «снизу», уверенно тесня в секторе low end марку Panasonic. Что касается Sony, то мы все более смещаем сферу интересов в «продвинутую цифру». Пользователя интересует, что делать с фильмами после того, как они сняты. На решение этого вопроса и направлена политика Sony. Мы предлагаем комплексные решения, к нашим видеокамерам можно подключить компьютер, а сам видеоматериал можно редактировать, отправлять по электронной почте. Ценовое соперничество приводит к тому, что камеры становятся дешевле. Мы этому только рады – чем больше людей приобщится к видео, тем больше будет «продвинутых пользователей». Производитель, который заинтересует клиента на этой стадии, будет главенствовать на рынке». Юрий Пустовойт, менеджер по продажам Samsung Electronics, тоже считает, что главная тенденция рынка – переход с «аналога» на «цифру»: «Раньше предполагалось, что аналоговая техника в основном ориентирована на людей с ограниченными доходами, а цифровая – на обеспеченных. Основной «застрельщик», задающий тон на цифровом рынке, – Sony. Этот традиционно сильный производитель – единственный значимый для нас конкурент. Предложив в свое время модели ценой ниже $1 тыс., Sony подогрела интерес к цифровому видео сначала у потребителей, а затем и у производителей. В итоге цифровые камеры сравнялись в цене с лучшими аналоговыми моделями ($800 – 1000), что открыло для рынка новые перспективы. На этом фоне Samsung за прошедшие полтора года сумел отвоевать значительные позиции и, по нашим оценкам, контролирует сейчас около 45% российского рынка аналоговых видеокамер. На «цифровом» поле мы позиционируем свои изделия в сегменте массового покупателя. Для нас точка перелома в пользу «цифры» пришлась на середину 1999 года. С того времени на мировом рынке начал расти массовый интерес к цифровому видео, и доля «цифры» в наших предложениях на рынке видеокамер перевалила за 20%. Что касается России, то сегодня в Москве по цифровым видеокамерам наши предложения уже составляют 25% от общего объема. В регионах этот показатель пока не выше 5% от всей линейки Samsung, но к концу 2001 года в целом по российскому рынку цифровых камер мы намерены довести этот показатель до 10 – 15% и посчитали бы такой результат успешным». Алексей Михайлов, менеджер Panasonic CIS, говорит, что его компания традиционно занимает на этом рынке первые места: «По «цифре» наш основной конкурент – Sony, по аналоговым – Sony и JVC. По «цифре» мы больше ориентируемся на high end, побеждая за счет качества и близкими к «профи» характеристиками. «Наступление» компании Samsung на наши позиции мы почти не ощущаем: заявляемые конкурентом характеристики цифровой аппаратуры еще далеки от реальных параметров, уже стабильно присутствующих в аналогичной продукции Panasonic. Наш действительный конкурент по «цифре» в low end – Sony, а в high end – Thomson и JVC. Да и в сегменте аналоговой техники JVC беспокоит нас больше, чем Samsung. Взгляните хотя бы на применяемую оптику: у Sony – от Carl Zeiss, у нас – от Leica. Надеюсь, это говорит само за себя». Торговля подтверждает оценки производителей. «Статистика продаж 2000 года фиксирует явное лидерство Sony и Panasonic и по цифровым, и по аналоговым видеокамерам, – отмечает Мария Белан, пресс-секретарь компании «М.Видео». – В секторе аналоговой техники к ним вплотную приблизилась компания Samsung. Мы же готовы сотрудничать с любым производителем, продукция которого будет пользоваться спросом. Однако будущее прежде всего за разработчиками и производителями цифровых видеокамер, что косвенно подтверждается обилием новых моделей. Правда, аудитория, для которой очень важна относительная дешевизна видеокамеры, по-прежнему склоняется к традиционным аналоговым технологиям. Поэтому в нашей торговой сети на каждую проданную цифровую камеру приходится три нецифровые. Такова, видимо, покупательная способность россиян».

В Макондо идет дождь Оценки производителей и дистрибуторов относятся к 2000 году. Что будет в 2001-м – не знает никто. Сегодня российские дистрибуторы весьма расплывчато представляют себе будущее рынка видеотехники. Проблема конкуренции форматов на время ушла на второй план: все мысли менеджеров сегодня – о новых таможенных тарифах и процедурах (см. об этом «ГТК: «только для «белых»!» в «Ко» № 11 (157) от 26 марта 2001 года). В рядах торговцев с конца января царит «таможенное» уныние. «Над нашим Макондо, выражаясь по-маркесовски, идет дождь, которому не видно конца, – констатировал менеджер московской торговой компании, пожелавший остаться неназванным. – В этих условиях совершенно бессмысленно прогнозировать дальнейшее развитие рынка. Если раньше к нам поступала вся линейка продукции, то сейчас она представлена весьма и весьма фрагментарно. Спрос в итоге ориентируется на то, что дают». Примерно так же характеризует ситуацию Сергей Добровольцев, менеджер компании «Интелимпекс»: «Мы специализируемся на продажах цифровых видеокамер профессионального уровня и, как исключение, продаем камеры Canon XL1 и Canon XM1 – весьма популярный high end любительской цифровой техники, часто используемый профессионалами. Судить о тенденциях в развитии брэндов вряд ли имеет смысл – не та ситуация. Товар «застрял» на таможне так, что модельный ряд сужается подобно шагреневой коже и составляет (причем не только у нас) около 30% от декабрьского. Как в этих условиях можно говорить о конкуренции между производителями?» 

Еще по теме